Две схемы франчайзинга

Схема 1 — теория централизованного дирижирования: «Водители автомобилей — светофор — живой регулировщик (государство)».

Схема 2 — теория самодвижения — импульсы природы: «Садовник — клумбы — сад — Природа».

 

По теории 1 («Водитель — светофор — регулировщик») могут развиваться некие особенные сети. Возможно, автозаправки, автосервис совместно с участием автомобильного производителя («Дженерал Моторс», Автоваз); производители и потребители медицинского оборудования и материалов и стоматологические фирмы (протезирование, текущее лечение); производители лекарств и сети аптек. Бизнес можно, конечно, запустить сверху, расписав его действия. Например, заранее определить централизованно, где открывать новые точки — рестораны. Так поступал «Мак-Дональде» в России, выбрав модель, по которой 60% операторов выбирались централизованно. Но могут ли операторы постоянно следовать централизованным инструкциям? В рыночной системе это возможно, но вряд ли эффективно. Стопор российских систем псевдо- франчайзинга («Довгань», «Смир-нофф», «Кристалл», «Русское бистро») свидетельствует об этом. По теории 2 («Садовник — сад») — франчайзинговая система это сад. Сад растет, его надо поливать. Не растет — засуха, ничего... Природа сама возьмет свое. В России — при реальных экономических условиях — «созревание» операторов (цветов — клумб — плодов) идет 1,5—2 года. В американском «саду» — фран-чайзинговые системы имеют значительные льготы. Франчайзинговые системы — наиболее стабильный бизнес в США. Операторы, работающие по франшизным договорам (купившие франшизу), по закону имеют право получать льготные кредиты. Пока в России франчайзинг развивается медленно и чаще неудачно. (Поэтому «Мак-До-нальдс», задумав развитие по схеме 2, перешел затем на схему 1[53].)

 

В «Мак-Дональдсе» ныне речь идет о централизованной продаже (дирижировании) — от 50 до 60% франшиз. В то же время франчайзер и франчайзи — операторы в новой, растущей сети «Subway» — самостоятельные юридические лица.

Итак:

1. Франчайзинговые системы — это современный тип бизнес-экспансии. Прекрасный способ экспорта особой философии и методологии бизнеса, растущего снизу. Передача своего менеджмента и маркетинга, своей инновационной стратегии.

2. Франчайзинг — пример растущего бизнеса, пример реалий бизнеса в информационной (постиндустриальной) экономике.

У «Subway» рост идет по тысяче точек в год. У «Макдональдса»уменьшение числа операторов во многих, странах, мира.

В современной экономической и социальной системе, в корпоративной экономике (при олигархиях, монополиях) франчайзинг позволяет жить и дышать малым фирмам, привлекать деньги семейного бизнеса. Это — сбережения населения. Это — люди, которые способны и хотят вложить деньги в другую сферу, попробовать себя в ресторанном бизнесе.

«Subway» имеет 5% сети в Москве и Санкт-Петербурге. Остальная часть сети идет на Урал, в центр России, в Сибирь. Объединяются друзья, семьи, офицерские бизнесы, женские, социальные — делают паевые взносы. «Мак-Дональде» начал в России Хасбулатов (но не Руслан) в 1984—1985 годах. Первый корпоративный университет Мак-Дональде обучил 100 российских специалистов франчайзингу.

В США все правовые вопросы правообладателя регистрируются, как, впрочем, и операторов. Франчайзинговые сделки не должны быть предметом особого контроля.

В США самоинвестирование франчайзинговых систем составляет около 40 млрд. долл. Венчурный же и инновационный бизнес получает пока в 10 раз меньше.

 


 


Часть II. Малый бизнес и экономический рост

Глава I. Глобализация: плюсы и минусы

В новых реалиях

 

Современное мировое хозяйство пронизано взаимосвязями, представляя собой интегрирующуюся систему. Национальные экономики интернациализируются, происходит свободное движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы. Для защиты своих национальных ценностей в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

Глобализация сочетает в себе перелив из страны в страну инвестиций, человеческих ресурсов, идей, высококонкурентную торговлю, свободный обмен новейшими технологиями. Это сочетание, как отмечают сторонники глобализации, создает дополнительные возможности для экономического развития. Противники этого процесса — антиглобалисты, в свою очередь, подчеркивают, что на этом фоне во многих странах обостряются социальные проблемы — проблемы бедности, безработицы, ущемления национальных интересов. В известных решениях ООН говорится, что для борьбы с бедностью решающее значение имеют международное сотрудничество и целевая финансовая помощь, направляемая в том числе на развитие малого предпринимательства. Эта помощь должна идти на создание социальной и производственной инфраструктуры, поддержку индивидуального и семейного предпринимательства, малых и средних предприятий. Именно малый бизнес способен дать работу людям, вывести их из нищенского состояния, постепенно создавая условия для самодостаточной жизни. Решение этих задач по экономической динамике и, соответственно, развитию малого бизнеса исключительно актуально и для многих российских регионов, не являющихся, в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Самарской, Саратовской областей, Татарстана, лидерами.

Как включение России в процесс глобализации отразится на темпах роста, конкурентоспособности экономики и развитии малого предпринимательства? Что нужно сделать, чтобы уменьшить негативные последствия вступления в ВТО? Именно эти проблемы обсуждаются в данной главе.

При всей противоречивости результатов глобализации большие государства (США, Канада, Мексика, Бразилия) и малые страны (Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и др.) в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. Интернационализацию рынка технологий, капитала и труда весьма эффективно использовала наша северная соседка Финляндия, население которой составляет всего 5 млн. человек. Финляндия являет собой уникальный образец бережного сохранения традиций и умения освоить инновационную культуру как стратегический ресурс развития в XXI веке. Преимущества глобализации и названного ресурса в полной мере использовала транснациональная корпорация «Нокиа». Мобильные телефоны этого брэнда продаются в 130 странах, доля его в мировом производстве в 2001 году составляла 35,6%. Совокупная рыночная капитализация «Нокиа» оценивается в 102,2 млрд. долларов (12-е место в мире в 2001 году, 30-е — в 2002 году). Это больше того, что «стоят» вместе российские компании — лидеры «Сибнефть», «Юкос» и «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Лукойл», РАО «ЕЭС», «Норильский никель», «Сбербанк», «Вымпелком», «Северсталь», «Балтика», «Мосэнерго»[54].

В интересах модернизации «Нокиа» в полной мере были использованы возможности глобализации. Необходимые инвестиции для расширения производства и внедрения инноваций изыскивались на международных финансовых рынках. Акции «Нокиа» длительное время хорошо продавались на биржах Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Франкфурта. Правда, весной 2002 года в объемах производства сотовых телефонов «Нокиа» наметился небольшой спад[55].

Динамичное развитие экономики, позволившее Финляндии достойно встретить вызовы XXI века, опиралось на эффективное взаимодействие крупного, среднего и малого бизнеса. Для этих целей создана гибкая система государственно-общественной и частной поддержки малых и средних предприятий (МСП). Финансовые механизмы этой поддержки, разработанные.и реализуемые такой государственной структурой, как «Финвера», а именно — гарантирование, микрокредитование, венчурное финансирование — являются примером пионерных решений.

Не случайно на международной конференции по проблемам доступа малого бизнеса к ресурсам (15—16 апреля 2002 года в Москве), организованной ТПП России, МАП России, Федеральным фондом ПМП и другими организациями, опыт «Финверы» по гарантированию и распределению рисков, практически осваиваемый в Тульской области, получил всеобщее признание.

Еще одним результатом глобализации по-фински стало превращение малых городов и деревень в инновационные бизнес-инкубаторы[56].

Анализируя проблемы и результаты глобализации на этом и других примерах, приходишь к выводу, что включение в этот процесс не только открывает рынки для новых продуктов и технологий, но и позволяет завоевывать их. Прибыль «Нокиа» росла год от года. В 1998—2000 годах объем продаж продукции концерна, например в США, превышал в 4 раза величину реализации внутри Финляндии. Емкий же китайский рынок дал в 3 раза больше доходов, чем собственно финский.

В условиях глобализации отчетливо проявляет себя один из законов современного бизнеса — закон гравитации, который можно сформулировать так: «Чем лучше дела идут у крупной компании, тем больше сила притяжения к ней финансовых и интеллектуальных ресурсов, которые она направляет для перехода на новую фазу развития и модернизации, а также поддержку малых и средних предприятий». Результатом действия этого закона является мультипликативный инновационный эффект. По количеству включенных в глобальные сети компьютеров Финляндия занимает первое место в мире. (Аналогично и по числу используемых мобильных телефонов — 65—70 штук на 100 жителей, что в 6— 8 раз больше, чем в России.) Еще 15—20 лет тому назад Финляндия имела экономику с ярко выраженной ориентацией на глубокую переработку лесных ресурсов. Экспорт из страны включал лесоматериалы, продукцию бумажной промышленности, машины, станки, изделия бытовой химии и т.д. Кризис 90-х годов потребовал пересмотреть многие, казалось бы, незыблемые догмы. Финское государство пошло на радикальные меры, отказавшись от поддержки — путем субсидирования — убыточных отраслей и предприятий. Финансовые ресурсы были сконцентрированы на НИОКРах и инновациях — новых технологиях в производстве, образовании, экологии. Финляндия расходует на разработки в сфере новых технологий и материалов около 3% ВВП, что не меньше расходов на оборону страны. В 2000—2001 годах от 40 до 50% финского экспорта приходилось на новые продукты и услуги.

Глобализация требует превращения не одной, а многих отраслей в конкурентоспособный на мировом рынке комплекс. В 2001 году Финляндия по рейтингу конкурентоспособности Всемирного экономического форума обогнала США (см. табл. 2). По объемам ВВП (около 181 млрд. долларов) приблизилась к самой «свободной экономике» мира — Гонконгу. Это явилось результатом разработки и реализации на государственном уровне стратегии инновационного развития.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: