Виды государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

 

Являясь важнейшим звеном финансовой системы России, внебюджетные фонды формируются в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Цель - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными автономными источниками формирования. Решение об образовании фондов принимает Федеральное собрание Российской Федерации.

Денежные ресурсы внебюджетных фондов есть собственность государства. Однако, при этом они обладают автономностью, но имеют строго целевое назначение.

На федеральном уровне законодательно оформляют и осуществляют свои функции Государственные внебюджетные социальные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ.



Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Общие положения.

 

Пенсионный фонд РФ (ПФР) есть самостоятельное финансово-кредитное учреждение, подотчетное Правительству РФ. Основной документ, регулирующий его деятельность – «Положение о Пенсионном фонде России». Контроль за сбором страховых взносов возложен в том числе и на налоговые органы. Страховые взносы в ПФР не являются налоговыми платежами. Поэтому к взносам в ПФР не могут применяться нормы налогового права.

 

.Средства ПФР направляются на:

 

• выплату в соответствии с законодательством государственных пенсий, в т.ч. гражданам, выезжающим за приделы РФ;

• выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше 1,5 лет;

 

• оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

• финансирование и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

• другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР;

Состав правления ПФР утверждается Федеральным собранием по представлению председателя правления. Сам же председатель утверждается и освобождается от должности Федеральным Собранием РФ. Для осуществления контроля дирекции и его региональных органов образуется ревизионная комиссия ПФР, а со стороны высшего органа государственный высший контроль осуществляет Счетная палата РФ.

 

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). Общие положения.


 

ФСС, как и ПФР, является самостоятельным государственным финансово- кредитным учреждением. Свою деятельность осуществляет на основании Положения о фонде (Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.02.94 номер 101).


Основные задачи ФСС:

 

• участие в программах охраны здоровья;

 

• совершенствование социального страхования;

 

• обеспечить финансовую устойчивость фонда и др.

Средства ФСС образуются за счет страховых взносов работодателей; граждан, занимающихся ИТД и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование; страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, добровольных взносов; ассигнований из бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и т.д.; прочих доходов (сумм, полученных за реализованные путевки, оплаченные из средств Фонда, средства, полученные в форме регрессных исков к страхователям и т.д.))

 



Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (ОМС). Общие положения.

 

Являются самостоятельными государственными финансово-кредитными учреждениями. Предназначены для аккумулирования средств на обязательное медицинское страхование. Также как средства других фондов являются собственностью государства, не входят в бюджеты других фондов и не подлежат изъятию.

 

Средства Федерального фонда ОМС направляются на: 1)выравнивание условий деятельности ТФОМС; 2)финансирование целевых программ в рамках медицинского страхования; 3) научные исследования и международное сотрудничество; 4)подготовка специалистов системы ОМС.

Территориальные фонды ОМС выполняют функции: 1)аккумулирование средств на ОМС; 2)финансирование территориальных программ ОМС; 3)контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в ТФОМС; 4)выравнивание финансовых ресурсов городов и районов для целей ОМС. Финансовые средства ФОМС являются целевыми, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

 

 

Финансовые рынки

Для командно-административной системы существенным моментом в движении товарно-материальных ценностей являлось то, что их распределение осуществлялось, как правило, не на основе рыночной потребности в ресурсах, а (a priaru) осуществлялась воля руководства, в соответствии с которой перемещались огромные потоки материальных, людских и денежных ресурсов, исходя из понимания потребностей народного хозяйства и его возможностей. В экономических системах с развитой рыночной инфраструктурой это движение опосредовано движением ценных бумаг, тем самым происходит секъюритизация, или процесс опосредованного замещения движения материальных, денежных ресурсов через движение ценных бумаг. Данное движение осуществляется на финансовых рынках. Финансовый рынок есть рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов, по своей сути представляющий собой особую рыночную форму движения и организации движения финансовых ресурсов.

 

Потребность становления финансовых рынков заключается в том, что потребность в финансовых ресурсах, как правило, не совпадает с их предложением. Это может касаться как отдельно взятого субъекта рыночных отношений, так и всего экономического сообщества. Очень часто у одного субъекта хозяйствования эти ресурсы есть как временно свободные, а другой субъект хозяйствования в них нуждается. Финансовый рынок опосредует, движение финансовых средств от владельцев /сберегателей/ денежных средств к пользователям посредством инвесторов. Финансовые ресурсы, направленные на расширенное воспроизводство называют инвестициями.

 

Инвестиции (нем. Investition от лат. investire облачать) представляют финансовые ресурсы, реализуемые в форме долгосрочных вложений в отрасли народного хозяйства. Целью инвестиционной деятельности является получение предпринимательского дохода или процента. Инвестиции делятся на финансовые и реальные. Финансовые инвестиции - это вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпускаемые как частными компаниями, так и государством, а также в объекты тезаврации, банковские депозиты. Тезаврация / от греч. - сокровище / есть накопление золота частными владельцами в виде сокровища или страховых фондов. В условиях золотого стандарта тезаврированное золото служило резервным фондом денежного обращения. Металл поступал в обращение при появлении потребности в деньгах и изымался из каналов обращения за счет тезаврации золота, когда потребность в деньгах сокращалась.

 

В качестве инвесторов выступают как физические, так и юридические лица, аккумулирующие у себя финансовые ресурсы. Лица, накопив определенные денежные

средства, инвестируют свои накопления либо непосредственно, либо через
специализированные финансово-кредитные

институты: пенсионные фонды, страховые


компании и т.д. Инвесторами могут выступать не только резиденты, но и иностранные физические юридические лица.

 

Инвесторы на финансовом рынке действуют как независимые лица,. являющиеся реальными собственниками, обладающие самостоятельностью. Руководствуясь своим пониманием целесообразности, реально оценивая степень риска на рынке финансовых ресурсов, участники рынка формируют спрос на финансовые ресурсы, одновременно формируют предложение финансовых ресурсов. Само функционирование финансового рынка, фондовой биржи, например, осуществляется в рамках закона и под контролем государственных органов.

 

Денежные ресурсы на финансовом рынке приобретают форму фондовых ценностей или ценных бумаг.

Ценная бумага представляет собой свидетельство об участии в капитале акционерного общества, предоставлении займа, или передаче прав. Ценные бумаги являются обязательствами эмитентов выплачивать их владельцам доходы в виде дивидендов или процентов. Ценная бумага удостоверяет имущественное право владельца при ее предъявлении, должна содержать необходимые реквизиты: величину номинала или долю в совокупном капитале акционерной компаний, срок обращения на рынке способ погашения и др.

 

Акции являются долевыми ценными бумагами. Они определяют долю собственности, приходящейся на одну акцию, а следовательно, долю прибыли в форме дивиденда, поступающей в собственность ее владельца при ее предъявлении в конце финансового года. Одновременно акция свидетельствует о доле собственности, которая может быть возвращена владельцу акции при ликвидации акционерной компании.

Облигации представляют собой долговую форму обязательства эмитента перед инвестором. Облигация выпускается и реализуется либо с дисконтом, т.е. разницей между продажной ценой и номиналом, по которой она погашается, или с премией, в форме регулярно выплачиваемой суммы по купону, или как участвующая в розыгрышах премиального фонда.

Будучи основными видами ценных бумаг они стали основанием порождения других производных, или гибридных, ценных бумаг. Например, ГКО/ государственные казначейские обязательства/, ОФЗ /облигации федерального займа/, сберегательные сертификаты, векселя и др.

Сами финансовые рынки можно разделить на первичные и вторичные. На первичном рынке какой-либо финансовый институт по договору с эмитентом осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг сначала по подписке, а потом в определенных пределах выпускает их в свободную продажу. После выпуска ценных бумаг на первичном рынке они, т.е. ценные бумаги, обращаются на, так называемом, вторичном рынке, как на биржевом, так и внебиржевом, и т.д.

Роль финансовых рынков для осуществления процесса расширенного воспроизводства трудно переоценить. Они осуществляют возможность свободного цивилизованного, под контролем государства, перелива капитала из менее эффективных сфер приложения капитала в более выгодные. Вторичные рынки ценных бумаг придают гибкость всему финансовому рынку. На этих организованных рынках при финансовых посредниках можно вложить свои сбережения в ту или иную отрасль, компанию, исходя из своего собственного понимая выгоды, действуя на свой страх и собственный риск. Эмитенты же наоборот, получают цивилизованную возможность привлекать дополнительный капитал для процесса воспроизводства.

 

Если сравнить способы изыскания и привлечения финансовых ресурсов к экономиках с развитыми рыночными отношениями и административно-командной экономике, то можно отметить следующие различные между ними: 1. Финансовые рынки позволяют весьма быстро привлечь акционерный или заемный капитал. Для этого необходимо показать и убедить потенциальных инвесторов в преимуществах приобретения акций тех или иных компаний. В жестких административно-хозяйственных системах сделать это за столь короткий период времени было практически невозможно по причине слишком долгого процесса согласования интересов, необходимости прохождения через различные инстанции, а для частных физических лиц этот процесс практически был невозможен.

 

2. Финансовые рынки давали возможность привлекать не только капитал юридических лиц, но и физических лиц. Суммарное накопление финансовых ресурсов у


физических лиц было на порядок выше, чем у корпораций. Следовательно, возможность в расширении базы финансовых ресурсов при финансовых рынках была неизмеримо шире.

 

3. Осуществление операций по мобилизации финансовых ресурсов на финансовых рынках всегда учитывало материальный интерес всех его участников, что придавало устойчивость всей финансовой системе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: