Финансовая политика и ее содержание

Органы управления финансами.

Сфера государственного управления финансами есть составная часть всей системы финансов. Государственные финансы затрагивают ту часть финансовых ресурсов, которые мобилизуются государством и субъектами федерации в государственном бюджете и бюджетах субъектов федерации, в специальных государственных внебюджетных социальных фондах и государственных предприятиях.

В качестве объектов финансового управления выступают различные сферы финансовой системы. Субъекты финансового управления - это финансовые службы предприятий, страховые органы, финансовые контролирующие органы. Совокупность всех финансовых структур, осуществляющих управление есть финансовый аппарат.

Министерство финансов РФ есть важнейший финансовый орган России и на территориях субъектов федерации. Основные цели и задачи:

- разработка и реализация стратегических направлений развития социально-экономической жизни страны;

- составление проекта и исполнение бюджета;

- обеспечение финансовой устойчивости страны;

- концентрация финансовых ресурсов страны на приоритетных направлениях развития;

- разработка финансовой политики по привлечению в страну иностранных инвестиций;

- совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым использованием бюджетных средств и внебюджетных фондов; Эти цели министерство финансов осуществляет тем образом, что:

- составляет долговременные и кратковременные прогнозы функционирования экономики. Совместно с другими органами государственной власти определяет потребность в привлекаемых денежных ресурсах, готовит проекты предложений по распределению ресурсов между отдельными бюджетами;

- готовит проект государственного бюджета, выступая при этом в качестве организующего начала (готовит проекты норм, тарифов, сборов, дотаций, субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов федераций);

- обеспечивает исполнение федерального бюджета, a также государственных федеральных внебюджетных социальных фондов;

- осуществляет работу по совершенствованию работы налоговой службы в части улучшения собираемости налогов;

- принимает участие в осуществлении ценовой политики, страховой деятельности;


- разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов;

- разрабатывает предложения по совершенствованию финансового рынка;

- осуществляет связь с финансовыми учреждениями других государств;

- разрабатывает проекты внешних заимствований.

Важнейшие управления и департаменты Минфина РФ: бюджетный, отраслевые (финансирование промышленности, строительства, строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства и пищевой промышленности, охраны природы, оборонного комплекса), иностранных кредитов и внешнего долга, налоговых реформ, государственных ценных бумаг и финансового рынка и т.д.

Включает важное структурное подразделение: Главное управление федерального казначейства, ответственного за кассовое исполнение бюджета.

Министерство по налогам и сборам и ее подразделения (налоговые инспекции) на территории РФ:

- осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством в сфере налогообложения;

- ведут персональный учет налогоплательщиков, проводя их проверки;

- ежемесячно предоставляют федеральному казначейству данные о налоговых преступлениях, информируют Минфин РФ о фактах неуплаты налогов;осуществляют возврат излишне начисленных и удержанных налоговых сумм.

 

Федеральная служба налоговой полиции реорганизована из Департамента налоговой полиции РФ в декабре 1995. Имеет право:

- предупреждать, выявлять и пресекать налоговые преступления в налоговой сфере;

- обеспечивать личную безопасность деятельности налоговых инспекций;

- налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклоняющихся от уплаты налогов;

- возбуждать, уголовное преследование, проводить дознание, предварительное следствие и непосредственно передавать дела в суд.

Государственный таможенный комитет РФ:

- проводит налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;

- проверяет все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, -взимаемых таможенными органами;

- приостанавливает операции по счетам в банках обслуживающих участников ВЭД, при обнаружении фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового и таможенного законодательства;

- производит взимание недоимок в бюджет и внебюджетные фонды, а также суммы начисленных штрафов. Правительство РФ и его департаменты.

Счетная палата РФ - независимая организация, утверждаемая Советом Федерации. Деятельность регулируется законодательством.

 


Финансовая политика и ее содержание.

Финансовая политика охватывает направления обеспечения соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Следовательно, финансовая политика есть совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.

Финансовая политика как экономическая категория не поглощается понятием экономической политики. Финансовая политика охватывает более, широкие сферы человеческой жизни, включая социальную сферу: культуру, здравоохранение, коммунальную сферу и т.д. Финансовая политика относительно самостоятельная сферадеятельности субъекта финансовых отношений. Ее следует в первую очередь рассматривать как некоторый важнейший инструмент в реализации более глобальных целей субъекта финансовых отношений: государства, региона, муниципалитета, предприятия.

Финансовая политика сводится к выяснению и постановке главных стратегических целей, конкретизации ближайших и перспективных задач. Осуществление и проведение финансовой политики предполагает разработку методов, средств, конкретных форм организации отношений. Последнее дает возможность решить поставленные задачи оптимальным способом.

Важным и повсеместно актуальным остается вопрос о кадровом потенциале, способном решить поставленные задачи. Сама по себе финансовая политика не может быть хорошей или плохой.

Она оценивается исходя из того, насколько она соответствует истинным целям общества, интересам всех членов общества.

Эффективность финансовой политики тем выше, чем в большей степени она учитывают потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия жизни, особенности исторического сознания.

 

Финансовая политика направлена в первую очередь на формирование максимально возможного объема материальных ресурсов, так как они всегда есть материальная база любых преобразований.

 

Развитие государства связано с тем или иным типом финансовой политики. Ее тип всегда несет в себе историческую предопределенность, отражающей текущий этап развития производительных сил и производственных отношений, общее состояние социальной среды, интересы и влияния правящих партий и движений, господствующие теоретические концепции и предрассудки. В своей совокупности все это предопределяет сохранение традиций и одновременно гибкости в системе общественных отношений.

 

Исторически можно выделить три типа финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-распорядительная. Классическая - осуществлялась в государствах до середины 20-õ годов нынешнего столетия. В ее основе лежали теоретические концепции А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823). Ее суть сводилась к невмешательству государства в экономическую жизнь страны, государству отводилась роль ночного сторожа". Сохранялась свободная конкуренция, рыночный механизм признавался как главный регулятор хозяйственных процессов. Следствием было ограничение государственных расходов и налогов. Государство финансировало расходы, связанные с войной, выплату процентов по государственному долгу, его управлению и погашению. Система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были просты и достаточно эффективны с точки зрения понимания их населением и механизма взимания. Регулирующий тип финансовой политики стал на повестку дня в конце двадцатых годов как реакция на бурный рост производительных сил. Последнее чрезвычайно обострило социальные, экономические, политические противоречия капиталистического мира. Прежний подход к финансам уже не мог адекватно выразить потребности бурно развивающегося мира. В основу регулирующей финансовой политики были положены взгляды Дж. М. Кейнса (1883-1946), суть которых сводилась к необходимости вмешательства государства и регулирования цикличности развития экономики, Основными инструментами вмешательства становились государственные расходы, которые способны создавать дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода, снижение безработицы путем создания дополнительных рабочих мест. Существенно меняется система и принципы взимания налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у субъектов доходов, которые используются в виде сбережений. Последнее позволяет обеспечить сбалансированность бюджета при больших государственных расходах. Государство уделяет большее внимание системе


государственного кредита, который составляет основу дефицитного финансирования. Находят применение система долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению привлекаемых финансовых pecурсов для финансирования дефицита государственного бюджета.

 

Трансформируется система управления финансами. Создаются и выделяются отдельные специализированные службы, занимающиеся проблемами планирования бюджета, контроля за финансированием программ, управлением государственным долгом.

 

Политика финансового регулирования в целом показала свою эффективность на рубеже середины столетия. Обеспечила стабилизацию системы, рост экономики, высокий уровень занятости, эффективную систему финансирования социальных программ.

 

В 70-е годы эта политика трансформируется в неоконсервативную регулирующуюфинансовую политику. Ее суть сводится к тому, что не отказываясь от основных идей Дж. Кейнса, она приобретает некоторые оттенки: сокращение вмешательства государства в экономику и социальную сферу. Регулирование приобретает многоцелевой характер. Государство начинает регулировать не только экономический рост, занятость, но и денежное обращение, валютный курс, структурную перестройку экономики. Происходит сокращение перераспределяемого объема финансовых ресурсов, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Роль налогов меняется, снижается интенсивность /прогрессивность/ и масса налогового бремени.

 

Планово-директивная финансовая политика. Нашла свое применение в странах с командно-административными методами управления. Основанная на господстве государственной формы собственности на средства производства финансовая политика опиралась на принципы, которые были адекватными самой природе директивных форм управления экономикой в целом.

 

Эта форма финансовой политики преследовала цель - максимально возможная концентрация финансовых ресурсов у государства для последующего их распределения и перераспределения. Для этой финансовой политики было характерно создание таких финансовых инструментов, которые обеспечивали бы изъятие на безэквивалентной основе всех неиспользованных финансовых ресурсов, как у государственных, так и колхозно-кооперативных предприятий, местных органов власти, населения.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: