double arrow

Формирование творческой установки.

Психология творчества требует глубинного погружения в проблему, мы не только коснемся некоторых вопросов непосредственно или косвенно связанных с проблемой творческой методологии. Очень часто в ряду определений и рассуждений о методе, возникает понятие «установка». «Метод …………, - пишет например Г. Минервин, - это не методика конкретного проектирования, а общность идеальных творческих установок» /94,2/.

Установка – это фиксированное состояние субъекта, обусловленное определенной организацией его предшествующего опыта, которое в данной конкретной ситуации выступает как изначальная реакция субъекта, как его предрасположенность и готовность к определенному психическому действию /136,150/. Понятна, поэтому связь между принципами творчества организованных методом в определенную структуру, которая в процессе духовного творчества в конкретных ситуациях превращаются в определенные установки мыследеятельности.

«Проецированная на объект или ситуацию установка приобретает характер доминирующей идеи, выделяя наиболее актуальные, отвечающие потребности или задаче элементы, ситуации и, опираясь на них организует поступающую информацию в целостный образ, имеющий свое индивидуальное «лицо» /108,96-97/. Установка как бы связующее звено между принципами творчества и мыследеятельностью, но сама установка выступает лишь стимулом, целью воображения, без которого невозможно образное мышление. Одна из главных творческих установок – поиск нового качества, технологитческого, социального, художественного, и т.д.

Роль воображения

Воображение является фундаментальным механизмом образного мышления вообще, и характеризует любой его этап и процесс. Воображение, в отличие от восприятия, дает возможность свободно манипулировать образами, то есть совершать мысленные операции, в результате чего возникает новое знание о связях и отношениях, не представленных непосредственно в объекте, выступающем в качестве стимула. Воображение использует материал различного свойства, непосредственно чувственный, образы памяти, границы материальных и конструктивных возможностей, идеи разного уровня абстракции от общих социально – мировоззренческих до конкретных пространственно – композиционных. Этот поток образов и идей переплавляется воображением в целостный образ – замысел, приобретающий самостоятельную обособленную жизнь, подчас весьма удаленную от породившей его объективной действительности. Собственно, движение «бумажной» архитектуры 80-х наглядно демонстрирует этот процесс, ибо в большинстве случаев этот процесс здесь завершается на уровне материализации образа замысла в эскиз – идею выраженную в большей степени художественными (графическими и литературными) средствами.

«Итак, в структуре целеполагающей мыслительной деятельности на основе эмоционально – образного мышления закладываются психофизиологические механизмы эстетической деятельности: целостное воспроизведение проблемной ситуации в форме образа и мгновенная эмоциональная оценка ее в соответствии с предваряющей установкой, органично включенной в структуру образа и тем самым придающей ей ценностный смысл; созерцание как способность создавать целостный образ ситуации без представления цели, «про запас»; способность продуктивного воображения проигрывать вероятностные ситуации и создавать «потребную», идеальную их модель…» /108,119-120/. Рассуждая о творческом процессе, его часто связывают с конкретной задачей или АПЗ. Но творческий метод как система принципов, как организации мыследеятельности во времени, жестко не связан с тем или иным конкретным заданием. Так И.А. Фомин, на примере своего творчества, подчеркивает различие процесса формирования образа от его реализации в проектной деятельности, «обычно художественный образ возникает в голове задолго до получения задания, часто за несколько лет или даже десятилетий…Темы… в моей голове получают в моей голове какое – то возможное идеальное решение, а когда в жизни возникает реальный вопрос о проектировании, приходится извлекать из склада «готовых изделий» некоторый образ и перекраивать его для жизни»/139, 32/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: