Теория деятельности и ее влияние на познание творческого процесса в архитектуре

Творческий (эстетический метод, творческая методология) определяет процесс восприятия, познания действительности и непосредственный интерес к тем или иным явлениям архитектуры, он определяет операции с воспринятыми образами, характер мыследеятельности с целью формирования замысла. Эстетический метод характеризует отношение субъекта и объекта в архитектурной деятельности, а не отношение архитектуры к средствам и методам воплощения замысла.

Своеобразие субъектов архитектурной деятельности, их мировоззрения, таланта, общность конкретно – исторической направленности зодчества, место в социальной системе определяет специфику творческих методов. Отсюда, не смотря на общность принципов реализма, творческий процесс происходящий на его основе, всегда получает индивидуальную, личностную окраску, что является объективной основой появления различного формально – композиционного воплощения замысла в проекте и затем в сооружении.

Рассуждение о творческой методологии в философско- эстетической плоскости, кроме понятия «отражение», постоянно сталкивает нас с понятием деятельность: «мыследеятельность», «архитектурная деятельность», «внешняя и внутренняя деятельность», и т.д.

В деятельности закономерно проявляется сущность того процесса, на который она направлена, по существу деятельность и есть процесс отражения. Деятельностное понимание природы и общества является одним из современных путей познания. Сущность человека и общества заключается в деятельностной природе. Архитектурная деятельность осуществляет процесс отражения действительности. Еще Гёте в «Фаусте» художественными средствами осмыслил деятельностное начало бытия:

Написано: «В начале было слово» -

И вот уже одно препятствие готово:

Я слово не могу так высоко ценить.

Да, в переводе текст я должен изменить,

Когда мне верно чувство подсказало,

Я напишу, что мысль – всему начало.

Стой, не спеши, чтоб первая строка

От истины была не далека!

Ведь мысль творить и действовать не может!

Не сила ли – начало всех начал?

Пишу, - и вновь я колебаться стал,

И вновь сомненье душу мне тревожит.

И свет блеснул, - и выход вижу я:

В Деянии начало бытия!/30,92 - 93/

Это открывшаяся Фаусту истина (хотя во всех видах муссируется «вначале было слово») долго владела умами философов, сегодня она приобретает статус «теории деятельности», как общенаучные теории и возникающей на стыке разных областей знаний.

Любая человеческая деятельность может быть эмпирически описана и теоретически объяснена исходя из принципа деятельности, включающего в себя восьми – компонентный анализ: субъект, объект, средство, условия, процесс, результат, система, среда. Более того, теория соответствующей деятельности (теория управления, теория архитектуры, теория дизайна и т. д.) может быть построена на основе содержательно развертывания ее восьми компонентов /57,91/. Деятельность существует, поскольку личность обладает потребностью и способностью к ней и выступает в форме единства знаний, умения и убеждений.

Формулирующаяся теория архитектурной деятельности указывает на существование в ее структуре четырех подсистем: 1)Исследования 2)Проектирование 3)Строительство 4)Потребление и существующие в каждой из этих подсистем управленческие и оценочные аспекты.

Данный порядок соответствует логике создания и использования архитектурных произведений. Историческое становление этих типов деятельности происходило по мере эволюции архитектурной деятельности и разделения труда в сфере архитектуры /83,159/.(Здесь используется тезисы и концепция теории деятельности в интерпритации и авторском развитии – доктора философских наук основателя и лидера горьковской философской школы активно работавшей и в области архитектуры и дизайна в 70-80 годы Льва Александровича Зеленова – моего учителя).

Выше мы несколько раз подчеркивали, что структура мыследеятельности соответствует, отражает структуру реальной материальной деятельности. Отсюда, на основе компонентов деятельности, можно привести в некую систему разные аспекты творческого процесса.

Во-первых, творческий метод, в каких подсистемах архитектурной деятельности работает? В процессе проектирования и в процессе потребления ибо, воспринимая и оценивая действительность, архитектор выступает в роли потребителя, хотя и особого рода и относится к субъекту деятельности. А метод проектирования и стиль относятся к средствам проектирования. Это в реальной деятельности, в идеальной мыследеятельности проходящей внутри субъекта можно выделить те же компоненты мыследеятельности (субъект, объект, средства и т.д.). К каким компонентам мыследеятельности относятся цели, задачи метод, принципы познания и создания образов, творческое, композиционное мышление и воображение, образ-восприятие и образ-замысел, творческая концепция и установки, индивидуальные психологические особенности подсознательные процессы?

Творческий метод в процессе мыследеятельности на основе воображения, объемно – пространственного композиционного мышления, вместе с подсознательными и ассоциативными процессами определяет движение от действительности к образам – замыслам. А специфика архитектурного творчества, видимо, кроется «в объемно – пространственном композиционном мышлении». Т.е. в умении разрозненные сферы деятельности представить в единой объемно – пространственной структуре и наоборот: в процессе восприятия и познания проделать путь от единой пространственной структуры до эстетических, художественных идей в ней заложенных, до утилитарной структуры и процесса ее формирования.

Одним из плодотворных пониманий композиционного характера творческого процесса является понимание композиции как процесса мыследеятельности. Композицию в большей степени связывают с результатом архитектурной деятельности, «с образом произведения», однако, понимание композиции как процесса мыследеятельности, собирающего различные проявления архитектуры в единый организм, менее распространенное представление, хотя и довольно очевидное. Проследим за основными аспектами композиции как мыследеятельности..: на основе анализа В.Л. Глазычева /38, 213 - 225/.

-     композиция - мыследеятельность в рамках формирования замысла;

- композиция как сложно – упорядоченное взаимодействие субъективных и объективных начал;

- композиция как сохраняющие родство в различных видах «искусство» и науки;

- композиция как деятельность, являющаяся непосредственно в различных аспектах творческого процесса.

Очевидны точки соприкосновения с проблемой творческого метода в системе творческого процесса. Метод характеризует отправные, принципиальные моменты творческого процесса как композиционной деятельности. Метод переводит идейно мировоззренческие и профессиональные позиции субъекта в план процесса познания (восприятия) действительности и творчества, метод как формирование замысла, композиции связывает принципы с другими составляющими творческого процесса (воображение, ситуации, творческие цели, ассоциации, вкус и т. д.) в единый процесс завершающийся формированием замысла, идеи и ее первичной визуализацией.

Композиционная мыследеятельность жестко и однозначно не связана с реальным контекстом проектной задачи и может быть средством домысливания и познания воспринимаемой ситуации архитектурной действительности, познания сущности уже созданного кем – то и домысливание, допроектирование конкретной ситуации исходя из собственных представлений и целей, как проявление профессионального мышления.

 Установка на решение конкретной задачи связывает конкретную задачу, сформулированную в задании, с творческой целью, которую стремится достичь архитектор как субъект творчества.

Ранее мы отмечали характер творческого процесса как гармонию субъективного и объективного, утилитарного и художественного. В композиции как деятельности отношения субъективного и объективного получают дальнейшую конкретизацию.

Не тождественность идей, диалектика старого и нового в использовании и создании средств – стиль и индивидуальное понимание стиля, мода и ее использование или противоборство с ней, диалектика развития - норма и отклонение от нормы, архитектура и типологические особенности данного объекта; диалектика целого и части – интерпретация среды и объектов в среде и т. д.

Важно замечание и об осуществлении композиционной деятельности в двух аспектах: в языке понятий и визуальном. Собственно это характерно и для метода, однако в нем акцент смещен в сторону понятий, а процесс визуализации характеризует процесс развертывания творчества от установок замысла. Первичная, самая общая визуализация замысла вместе с анализом существующих текстов наиболее близко стоит к идейным социально-мировоззренческим принципам зодчего. Анализ визуальной идеи-замысла, на примере творчества мастеров архитектуры и известных сооружений, дает обширный материал к пониманию принципов творческого метода.

Мировоззренческие установки задают социальный импульс, заряд социальной значимости и гуманистической миссии. Этот заряд конкретизируется в развертывании задания.

 «Под развертыванием мы понимаем направленный процесс многоуровневой интерпретации первичного задания на деятельность…задания…начинает последовательно «обрастать» смысловыми слоями, как в понятийном, так и в визуальном горизонтах: дополняется целями и задачами, условиями и средствами, порождаемыми творческим воображением и знанием архитектора-художника. Объективность операции развертывания может быть выражена в следующей форме: никогда и ни при каких условиях задание в своей первичной форме не является готовым основанием для композиционной деятельности – оно еще только повод для возникновения сложной цепи самодвижения замысла» /38, 215/.

Как раз несоответствие процесса формирования замысла и последующей его материализации в конкретном здании, объективное стремление улучшить, дополнить, развить, изменить в свете профессиональных и мировоззренческих установок, как бы в доказательстве от противного, свидетельствует о существе творческого метода. И, напротив, уход от задания только в сторону самодвижения формально-пространственного образа без содержательного, композиционного осмысления формы, без ее изменения в зависимости от идейно – мировоззренческих и социальных аспектов есть проявления «декоративизма». И в то же время полное отсутствие «самодвижения замысла», ориентация на стереотипы, инженерно-технологические ограничения вне социо-культурного контекста, погружение в некую объективность функции ведет неминуемо к техницизму, обожествляемой объективности.

Попытаемся, опираясь на рассмотренные аспекты, так или иначе связанные с творчеством и методом, и на теоретические построения в сфере непопулярной ныне эстетики, выстроить некую систему. Тем самым более наглядно определить место творческого метода.

Как мы уже не раз подчеркивали, метод является частью субъекта архитектурной деятельности и характеризует творческие способности субъекта, его способность оценивать, чувствовать и интеллектуально логически анализировать (вкус).

 Потребность к творчеству субъекта формирует цель и программу творческой мыследеятельности. Вкус, цель и метод определяют установки. Объектом творчества выступает действительность в ее утилитарном и эстетическом значении для человека. В методе, как мы подчеркивали, есть две большие группы – принципы познания и принципы создания образа, инновационный принцип относиться к принципам создания образа. Дальнейший процесс развертывания творчества есть субъективация как духовно-эстетическая деятельность в форме познания, оценки и творчества. Процесс познания и творчества задаются содержанием принципов творчества – то есть методом. Процесс субъективации характеризуется процессом освоения объекта, субъектом и творчеством как формированием замысла.

Освоение объекта определяется восприятием, впечатлением, оценкой, познанием, осмыслением, хранением или стиранием в памяти и формирует образ восприятия, в образе воспиятия важно осознание нового(если ноно есть) или консервативного стереотипного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: