Нестор, Сильвестр «Повесть временных лет»
Иларион «Слово о Законе и Благодати»
«Повесть временных лет» явилась официальной государственной летописью с официальным взглядом на русскую историю. Нестор сумел составить первую концепцию отечественной истории, которая господствовала в русской исторической мысли более 500 лет до XVIII в. В.О.Ключевский имел все основания написать: «Мы имеем дело уже не с простой летописью, а с ученым произведением».
Впервые обобщая в летописи отечественную историю, Нестор должен был объяснить читателю что такое «Русь»: какие народы объединяет и почему так называется. В «Повести временных лет» Русь представлена как восточнославянское государство с варяжской княжеской династией во главе. «Се бо токмо словенск язык в Руси: поляне, деревляне, ноугородцы, полочане, дреговичи, север, бужане, после же волыняне». Но название этого славянского государства варяжское, потому что так называлось варяжское племя, откуда были призваны «ноугородцами» в 862 г. на княжение братья Рюрик (Новгород), Синеус (Белоозеро), Трувор (Изборск): «и идоше за море к варягам, к Руси». Летопись писалась спустя 250 лет после призыва варягов на Русь. Нестора интересовала судьба этого варяжского племени. Видимо, он располагал информацией о том, что в Скандинавии к 1113 г. племени Русь уже не было. Тогда Нестор сделал предположение: «... вся Русь переселилась на юг (на территорию славян) без остатка».
В «Повести временных лет» показаны те народы, которые были соседями Руси: чудь, меря, весь, мурома, мордва, пермь, печора, ямь, литва и т.д.
Взгляд Нестора на содержание истории Руси зависел от ее состояния к 20-ым годам XII в. Это было время перед окончательным распадом Руси на отдельные княжества и земли. Киево-Печерский монастырь, иноком которого был Нестор, как и вся Русская Православная Церковь, неодобрительно относились к идее разделения: народ, единым приняв христианскую веру, должен таковым оставаться. Они полагали, что защита единства христианского государства есть подвиг во имя веры. Поэтому Нестор в официальной государственной летописи стремился показать пагубность раздела и тем самым сохранить единство Руси. Главным гарантом единства Руси Нестор считал единство княжеской династии Рюриковичей. Поэтому содержание русской истории Нестор отождествил с деятельностью Рюриковичей по собиранию и защите Руси.
По летописцу историческая миссия Рюриковичей первоначально заключалась в освобождении восточнославянских племен от чужеземного ига, прежде всего хазарского. Князь Олег в 884 и 885 годах освободил от хазарской зависимости северян и радимичей; князь Святослав - в 964 г. - вятичей; поляне были освобождены Аскольдом и Диром, боярами Рюрика, в 862 г.
Одновременно Рюриковичи решили грандиозную задачу объединения восточнославянских племен под своей властью. Результаты превзошли самые смелые ожидания: Рюриковичи объединили восточных славян, живших на больших торговых путях. Рюрик, Синеус, Трувор объединили Север - Ладогу, Новгород, Белоозеро; открыли путь торговли мехами из Приуралья в Северную Европу. Князь Олег соединил Север и «полянский» юг, распространил название «Русь» на юге, сделал государственным «путь из Варяг в Греки». Князь Владимир I завершил объединение как русских земель, так и населявших их людей.
Центральным событием русской истории Нестор, а с ним и все книжники этого периода, считают принятие христианства. «Повесть временных лет» подробно иллюстрирует проблему выбора веры. С.М. Соловьев прокомментировал эту особенность русской истории. Ни одному другому европейскому народу судьба не предоставила необходимости выбирать между религиями. Историк считал, что европейский смысл русской жизни повлиял на избрание христианства, а не иудаизма или ислама. Не последнее место в решении этой проблемы занимала близость Руси к христианской Византийской империи, возможность церковной службы на славянском языке. С.М.Соловьев отмечал, что европейские народы, в том числе и русский, воспринимали политические бедствия евреев, не имевших своего государства, как наказание за грехи. Поэтому Ветхий Завет, правила их веры не вызывали доверия европейцев. Иудаизм выбрал для себя пограничный между Европой и Азией Хазарский каганат. Близким исламским центром к Руси была Волжская Булгария. Но ислам не нашел отклика в душе русских людей. По мнению С.М.Соловьева князь Владимир I не проникся магометанской проповедью о будущей жизни: «чувственное представление ее уже подрывало уверенность: в душе самого простого человека есть сознание, что тот свет не может быть похож на этот». Христианство же удовлетворило всем главным потребностям души русских людей. В отличие от иудаизма и ислама христианство было обращено непосредственно к личности человека. Христианство не знает культа повиновения, присущего исламу. В нем человеческая индивидуальность может раскрыть себя. Иисус Христос, сын Божий, любит каждого человека, из любви к нему приносит себя в жертву, и тем самым как бы ждет от каждого человека ответного душевного движения.
«Слово о Законе и Благодати» содержит развернутую похвалу князю Владимиру I, главному виновнику крещения Руси. В изображении Илариона Владимир выступает как равноапостольный князь, просветитель, утвердитель веры. В «Слове о Законе и Благодати» содержится молитва к Богу «от всей земли нашей».
Принятие христианства в 988 г. соединило историю Руси с мировой христианской историей, соединило народ русский. Оно наделило его духовной общностью, сделало большой религиозной общиной с единой целью - борьбой за спасение после смерти, воссоединения с Богом. Христианская религия стабилизировала общество, объединила его, показав единство человеческой сущности: все одинаково грешны, но должны стремиться к преодолению греховности. С принятием христианства связано становление традиционной русской культуры, появление на Руси славянского письма, переводных работ древнегреческих и византийских авторов, богослужебных христианских книг, становление системы образования при монастырях. В это же время возникает строительство каменных храмов, иконопись, переписка книг, украшенных миниатюрами, литературное творчество. Культурные достижения Киевской Руси являются национальной гордостью русского народа.
Не только Иларион, но Нестор сумели понять превосходство нового порядка вещей (христианство) перед старым (язычество) и показать другим это превосходство.
Осуществил ли свою цель Нестор, пытаясь с помощью «Повести временных лет» убедить Рюриковичей не делить Русскую землю? Можно ли ответить «нет», если единство было-таки утрачено? Так ответить нельзя. Разделение произошло, но именно «Повесть временных лет» сохранила память для потомков о былой общности, стала основой идеологии единства на новом витке государственности в конце XV века, она поддерживала эту идею весь удельный период. Не случайно тексты летописей всех крупных княжеств и земель Руси ХШ-ХV веков начинались с переписывания «Повести временных лет».






