Сочинения XI – XIII веков

Слово некоего инока о чтении книг

Доброе дело, братья, чтение книг, особенно для каждого хри­стианина, ибо сказано: «блаженны познающие учение Его, всем серд­цем стремящиеся к Нему». Что же означает: познать учение Его? Когда читаешь книгу, не старайся быстро дочитать до следующей гла­вы, но подумай, о чем говорит кни­га и слова ее, и трижды обратись к одной главе, ибо сказано: «в сердце моем сокрыл я словеса твои, чтобы не погрешить перед тобою». Ведь не сказано: устами только произ­нес, но в сердце запечатлел, чтобы не погрешить перед Тобою! Заду­мываясь над истинными писания­ми, должны мы направляться ими.

Скажу так: конь управляется и удерживается уздою, праведник же — книгами. Не собрать корабля без гвоздей — не будет праведника без чтения книжного. Как пленник всегда думает о родных своих, так и праведник — о чтении книжном. Красота воину оружие и кораблю — паруса, так и праведнику — по­читание книжное.

«Открой, — сказано, — очи мои, и увижу чудеса Закона Твоего». Очи выражают помыслы сердечные и прочее. «Не утаи от меня запове­дей Твоих», ведь не от глаз скрыва­ешь, но от разума и сердца. Потому и похули ненаучающихся словами: «пусть прокляты будут уклоняю­щиеся от заповедей Твоих». Потому и похвали сам себя, говоря: «как сладки слова Твои, слаще меда для уст моих, и Закон из уст Твоих до­роже тысячи золотых и серебря­ных монет». И воспоешь, воскли­цая: «порадуюсь я словам Твоим так, будто получил я большую при­быль», ибо прибылью нарекаются слова Божии; говорится: «что об­рел, того недостоин, как и дара на­слаждаться словами Твоими день и ночь».

Так и мы, братья, уразумеем и послушаем с пониманием, и пораз­мыслим над силой и мудростью святых книг! Послушай и ты житие святого Василия, и святого Иоанна Златоуста, и святого Кирилла, и иных многих святых, как о том нам прежде поведали, говоря о них: измлада усердно читали святые кни­ги, потому впоследствии и на доб­рые дела подвигнулись. Видишь сам, в чем источник добрых дел — в учении святых книг!

С теми, братья, и за ними устре­мимся по пути жизни их и за делами их и поучимся и другим книжным словам, будем творить волю их, как они велят, тогда и вечной жизни удостоимся на веки. Аминь.

 

Вошло в состав «Изборника» вели­кого князя киевского Святослава Ярославича, 1076г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. - М., 1987.С. 34-35.

Наставление богатым

Сколь великим наделен ты от Бо­га богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.

Обрати слух свой к страдающим в нищете, тогда и тебя Господь ус­лышит.

Как у нас есть подвластные нам так и над нами есть небесный владыка.

Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклю­ют глаза те умники.

Если хочешь от всех почет иметь, будь сам для всех благодете­лем.

Если хочешь всех тех, кто ниже тебя, исправить, творящим добро воздавай почет, творящих зло на­казывай.

Таких имей друзей и советников, которые не все сказанное тобой восхваляют, но стремятся отвечать по суду праведному.

Внимательно выслушивать подо­бает судебную тяжбу, невозможно ведь открыть правду на ходу — от­бегая или отгоняя от себя.

Вдумывайся в суть спора нето­ропливо, вынося приговор без по­спешности.

Твердо знай, в чем спасение тво­ей души, — в том, чтобы никого из людей не обидеть.

Будь грозен для подчиненных саном своим, но любезен милосер­дием своим.

Насколько могуществом превы­ше ты всех, настолько и делами добрыми больше всех сиять и ут­руждаться ради них должен.

Требуя прощения грехов, про­щай и самих согрешающих перед тобою, ибо кто рабов наших про­щает, не навлечет на себя Божьего гнева.

Только тогда наречется кто-либо истинным властелином, когда сам собою научится владеть и не будет слугой страстей непристойных.

Пусть смерть и гонения, и на­пасти, и все возможные беды будут перед глазами твоими каждый день и час.

Таким будь со своими слугами, каким молишь Бога быть с тобою.

Не оправдывай виновного, даже если он и друг тебе, и не обижай правого, даже если он и враг тебе.

Если кто чист душою, свободен от человеческих заблуждений и осознает свое ничтожество, сокра­щение и внезапный конец этой жизни, тот не упадет в пропасть гордыни, даже если и будет иметь высокий сан.

С надежным советом сердца сво­его изучай нравы окружающих те­бя людей, тогда воистину узнаешь ты с любовью служащих тебе или лестью обманывающих тебя.

Многие лицемерною преданно­стью весьма известным людям па­кость творят.

Не достойно слушать клеветника сладкоглаголющего или наговари­вающего на ближнего, чтобы не лишиться Божией любви и царства.

Не передавай то, что услышал от клеветника, дабы не погибнуть вместе с ним.

 

Вошло а состав «Изборника» вели­кого князя киевского Святослава Ярославича. 1076.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-XVII вв. – М., 1987. С. 37-38.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: