Иерархия ценностей в древнерусском обществе

 

Все сочинения древнерусских книж­ников ХI-ХП веков, включая полити­ческие

 

Представления древнерус­ских книжников о человеке раскрываются через требования, которые они предъявляли ему в своих сочинениях.

Человек любого уровня, особенно грамотный, должен уметь извлекать нравственный смысл и практические уроки для жизни из исторических со­бытий. Нестор, например, набе­ги «поганых» считал батогом, «которым проведение исправля­ет детей своих», «чтобы мы, вразумлённые несчастиями, по­кинули путь бесчестия». То есть историческая жизнь служит нравственно-религиозной шко­лой, в которой человек должен научиться познавать пути Прове­дения. В иерархии ценностей в древнерусском обществе киев­ского периода на первом месте находилось христианское про­свещение. Оно способно пре­вратить любого человека в пра­ведника, основой жизни которо­го является добрототворчество. Идеальное общество представ­лялось в древнерусских сочинениях XI –ХП веках обществом праведников, следующих евангельскому учению. Нестор писал в «Повести временных лет»: «...подобно тому, как если бы кто-нибудь распахал землю, а другой посеял, а иные стали бы пожинать и есть пищу обиль­ную, так и князь Владимир распахал и умягчил сердца лю­дей, просветивши их крещени­ем; сын его Ярослав насеял их книжными словами, а мы те­перь пожинаем, принимая книжное учение». Книжных людей на Руси было достаточно: еще в середине XI века Иларион свое «Слово о Законе и Благо­дати» обратил не к несведущим читателям, а к «насытившимся сладости книжные».

Среди многих следствий христианского просвещения ис­торики отмечали строительство князьями, вельможами, купца­ми церквей, заведение ими монастырей, куда нередко сами «укрывались от сует мира».

Под действием книжного учения на Руси развивалось подвижничество. С.М.Соловьев, писал: «Для упрочения христи­анства нужно было, чтобы неко­торые из нового поколения отторглись совершенно от общест­ва, сильно пропитанного язычеством. Для утверждения хри­стианской веры нужно было, чтобы она распространялась не словом только, но и делом. Чтобы в некоторых избранных обнаружилось действие нового учения. И они пошли бы на проповедь не с огнем и мечом, но с величием подвига христи­анского. При господстве мате­риальной силы нужны были подвижники, которые показали бы подвиги, превышавшие под­виги богатырей, которые бы по­казали господство духа над плотью, показали бы чудеса мужества другого рода, борьбу более изумительную».

В иерархии ценностей в древнерусском обществе, высо­кую ступень занимала благо­творительность. Считалось, что если человек владел чем-то, то в течение жизни своей он должен был отдать не меньше. Влади­мир Мономах в «Поучении» на­ставлял: «Милостыню подавай­те нескудную, это ведь начало всякого добра».

На Руси к человеку предъ­являлись довольно строгие тре­бования соблюдения христи­анских обрядов. Историки объясняют это тем, что право­славие не только ждет от ве­рующих определенных дейст­вий, но и предъявляет требова­ния чистоты помыслов, мораль­ного совершенства. Отсюда - строгость православия к соблю­дению постов и других ритуа­лов, отсутствие в нем снисходительности к людским слабостям. Православная культура не знает человеческой деятельности в чистом виде. Это всегда дея­тельность человека в диалоге с Богом. Отсюда покаяние - не возмещение грехов добрыми де­лами, а целостное преобразова­ние человека, «умоперемена».

Человек должен проявлять любовь к ближнему и ко всем людям, быть правдивым, не гордым, почитать родителей и стариков вообще.

В сочинениях древнерус­ских книжников ХI - ХП веков с достаточной четкостью показа­ны эталоны поведения челове­ка в обществе.

Самыми общими требова­ниями были следующие: при­знав над собой абсолютную ис­тину Нового Завета, люди должны были сами меняться в соответствии с ним и строить свои отношения на их основе («Поступай так, как бы ты хо­тел, чтобы Бог поступил с то­бой»). Человек никогда не должен совращаться с правого пути и всех случаях жизни должен полагаться на одного Бога, который не дает погиб­нуть человеку, творящему волю его. Достаточно распространен­ий формулой человеческого поведения на Руси являлась: «Чтобы сраму не было».

Поведение киевских кня­зей часто определялось их ди­настическим самосознанием. Достаточно вспомнить как Ярослав Мудрый окрестил останки своих предков - князей Ярополка и Олега и перенес их прах в Де­сятинную (Рождества Богоро­дицы) церковь в Киеве; как подвижнически умерли Борис и Глеб. Христианская вера укре­пила уверенность русских кня­зей в их высоком, апостольском предназначении, в вечности правления княжеской династии, начало которой они положили. Она уравнивала их власть с властью византийских импера­торов. Если римского импера­тора Константина Великого, сделавшего христианство госу­дарственной религией, называ­ли «тринадцатый апостол», то князя Владимира I уже в XI веке именовали «апостол среди кня­зей». Н.М.Карамзин обращал внимание на умеренность владе­телей российских киевского пе­риода: «Государи наши не со­бирали имения, а только воева­ли за отечество, не угнетали людей налогами, а довольство­вались одними справедливыми вирами. Боярин кормился жа­лованьем. Жены боярские но­сили серебряные кольца».

Однако княжеское дина­стическое самосознание не убе­регло Рюриковичей второй по­ловины XII века от междоусобий. Н.М.Карамзин восклицал: «Во­инственный дух не был управ­ляем благоразумием человеко­любия. Злобствуя друг на дру­га, они без стыда разоряли оте­чество, жгли селения беззащитные, пленяли людей безоруж­ных».

К положительным качест­вам богатой части общества - власть держащей - древнерус­ская книжная традиция относи­ла прежде всего благотвори­тельность, причем в размерах «под стать сану». Люди, обли­ченные властью, должны были поощрять добродетельных и на­казывать льстецов, злодеев, клеветников. При этом они должны были уметь отличать их друг от друга. Чтобы никого напрасно не обидеть, они долж­ны были вершить внимательный суд. Людям богатым, власть держащим, следовало быть ми­лосердными, уметь прощать, не поддаваться собственным стра­стям, не быть гордыми.

Эталон поведения древне­русского монашества состоял из трудолюбия, благотвори­тельности, смирения и терпе­ния.

В киевской традиции нача­ла XII века возник и прообраз отечественного «домостроя», который мы увидим в XVI веке. Это «Поучение» Владимира Мономаха, которое обнимает обязанности человека вообще и князя: религиозные, семейные и общественные. С.М.Соловьев считал Владимира Мономаха лицом чисто охранительным: он «не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить сущест­вующий порядок вещей. Но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей при­крывал недостатки существую­щего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности». При всей своей охранительности Владимир Мономах был способен и на смелые новации. В «Поучении» он сделал отчет­ливую попытку ввести в гармо­нию духовное (приоритет хри­стианского общества) и плот­ское (приоритет языческого общества): «Всё сущее Бог дал людям в пищу и на радость». Бог любит человека праведного, от такого человека он не требует сверхусилий. Владимир Моно­мах высказал мысль о праве праведного человека самому оп­ределить меру собственной ре­лигиозности. Праведнику доста­точно трех малых дел: покая­ния, слез, милостыни. «И Бога ради, не ленитесь, умоляю вас, ибо не трудны они».

Владимир Мономах, как и все древнерусские авторы, был сторонником активного добро­тотворчества, потому что оно яв­лялось сильным объединитель­ным началом. Он считал, что к разным людям нельзя предъяв­лять одинаковые требования, но одно можно предъявить ко всем - делание добрых дел.

Ценностные ориентации в обществе, эталоны поведения разных его групп характеризу­ют Русь как восточнохристианскую цивилизацию. В ней ав­торитарная государственная власть, господствующая над церковью и обществом; преоб­ладание в церковных функциях поучения человека, а не объяс­нения мира; стремление вопло­тить в жизни божественный идеал. Вместе с тем правосла­вие обусловило духовное един­ство русского народа, доброже­лательные отношения стали нормой жизни всего русского общества. Традиционное со­страдание русского народа по­лучило свое утверждение в хри­стианстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в требовании помогать человеку, попавшему в беду. Христиан­ская милостыня на века стала нормой жизни общества. Этот идеал теплых семейных отно­шений в народной среде про­должал оставаться всеобщим. Помогали не только русскому, но и любому человеку, ино­странцу, оказавшемуся в беде.

 

Определенным итогом развития древнерусской книж­ности ХI-ХII веков стало появление совершенно новых, хри­стианских взглядов на мир как творение Бога, на человече­скую историю как арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола, на человека как двойственное существо, со­стоящее из бренного тела и бессмертной души.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: