Слово о погибели Русской земли

 

О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Мно­гими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, река­ми и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высо­кими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от нем­цев до карелов, от карелов до Ус­тюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от череми­сов до мордвы — все это с помо­щью Божиею покорено было хри­стианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Влади­миру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А ли­товцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов же­лезными воротами, чтобы их вели­кий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на вели­кого князя Владимира, а император царьградский Мануил от страха ве­ликие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.

И в те дни, — от великого Яро­слава и до Владимира, и до нынеш­него Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, — об­рушилась беда на христиан [...].

1238-1246 гг.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. -М., 1987.С. 106-107.

 

Серапион Владимирский. Слово III

 

Подивимся, братья, человеколю­бию Бога нашего! Как он нас при­ближает к себе, какими только словами не поучает нас! Какими угрозами ни угрожал он нам! Мы же никак к нему не  обратимся. Увидев, что прегрешения наши умножились и заповеди его отверг­нуты, много знамений явил он, много страха наслал, много поучал нас через рабов своих, но ничем не смог направить нас к лучшему. То­гда навел он на нас народ немило­стивый, народ лютый, не щадящий красоты юных, немощи старых, младости детей, ибо навлекли мы на себя гнев Бога нашего, по сло­вам Давида: «Вскоре распалится ярость его на нас!» Разрушены Бо­жьи церкви, осквернены священ­ные сосуды, попраны святыни, свя­тители стали добычей меча, тела преподобных иноков птицам на съедение брошены, кровь и отцов и братьев наших, как вода, в изобилье землю напоила, сила князей и воевод наших исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, а множество братьев и детей наших в плен уведены были, поля наши сорною травою поросли, и величие наше смирилось, богатство наше других добычей стало, труды наши достались неверным, земля наша достоянием стала иноземцев, в по­зоре мы были для живущих окрест земли нашей, посмешищем были для врагов наших, ибо познали на себе, как дождь с неба, гнев Господен. Приняли ярость его на себя и отвергли великую его милость, не дали присматривать за нами мило­сердными очами. Не было кары, которая бы миновала нас, и теперь беспрестанно терпим наказанья; не обратились к Богу, не раскаялись в беззаконии нашем, не отступились от злых нравов наших, не очисти­лись от скверны греховной, поза­были наказанья страшные на всю землю нашу. В ничтожестве остав­шись, великими себя считаем.

Поэтому не кончается злое му­чение наше: зависть умножилась и вражда поборола нас, тщеславие мутит разум наш, ненависть к ближним вселилась в сердца наши, ненасытная жадность поработила нас — не дает Богу пощадить нас, не дает нам быть милостивыми к сиротам, не дает познать естество человеческое. И как звери алчут насытить плоть, так и мы жаждем и стремимся, как бы всех погубить, а горькое, кровью облитое их иму­щество к своему присоединить. Звери, поев, насыщаются, мы же насытиться не можем, получив од­но — другого желаем. За праведное богатство Бог не гневается на нас, но как сказал пророк: «С небес взирает Господь, чтобы увидеть, есть ли кто разумеющий или ищу­щий Бога, но все уклонились вку­пе», и далее: «Неужели не образу­мятся творящие беззаконие, по­едающие народ мой вместо хлеба?» Апостол Павел непрестанно взыва­ет, говоря: «Братья, не участвуйте в делах злых и темных, ибо осужде­ны будут лихоимцы и грабители вместе с идолослужителями». Мои­сею вот что сказал Бог: «Если оби­дой обидите вдову и сироту, то во­зопят они ко мне, слухом услышу вопли их и разгневаюсь яростью, погублю вас мечом». И ныне сбы­лось о нас сказанное: не от меча ли пали? Не один ли раз, не дважды?

Что же следует нам сделать, что­бы прекратились беды, которые мучают нас? Вспомните честно на­писанное в божественных книгах, ведь и владыки нашего самая важ­ная заповедь — любить друг друга, милость иметь ко всякому челове­ку, любить ближнего своего, как себя, сохранять в чистоте тело свое, не осквернять его блудом, а если осквернишь, то очисти его покаянием. Не возгордитесь, не воз­дайте злом за зло! Ненавидит Гос­подь Бог и злопамятного человека. Как же скажем: «Отче наш, отпус­ти нам грехи наши», если сами не прощаем? Какою, сказано, мерою мерите, той и отмерится вам. Богу нашему слава.

1273-1275 г;.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. -М., 1987.С. 113-115.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: