О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!
Отсюда до угров и до ляхов, до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев, до немцев, от немцев до карелов, от карелов до Устюга, где обитают поганые тоймичи, и за Дышащее море; от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — все это с помощью Божиею покорено было христианским народом, поганые эти страны повиновались великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы своих малых детей пугали. А литовцы из болот своих на свет не показывались, а венгры укрепляли каменные стены своих городов железными воротами, чтобы их великий Владимир не покорил, а немцы радовались, что они далеко — за Синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира, а император царьградский Мануил от страха великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьград у него не взял.
|
|
И в те дни, — от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия, князя владимирского, — обрушилась беда на христиан [...].
1238-1246 гг.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. -М., 1987.С. 106-107.
Серапион Владимирский. Слово III
Подивимся, братья, человеколюбию Бога нашего! Как он нас приближает к себе, какими только словами не поучает нас! Какими угрозами ни угрожал он нам! Мы же никак к нему не обратимся. Увидев, что прегрешения наши умножились и заповеди его отвергнуты, много знамений явил он, много страха наслал, много поучал нас через рабов своих, но ничем не смог направить нас к лучшему. Тогда навел он на нас народ немилостивый, народ лютый, не щадящий красоты юных, немощи старых, младости детей, ибо навлекли мы на себя гнев Бога нашего, по словам Давида: «Вскоре распалится ярость его на нас!» Разрушены Божьи церкви, осквернены священные сосуды, попраны святыни, святители стали добычей меча, тела преподобных иноков птицам на съедение брошены, кровь и отцов и братьев наших, как вода, в изобилье землю напоила, сила князей и воевод наших исчезла, воины наши, страха исполнясь, бежали, а множество братьев и детей наших в плен уведены были, поля наши сорною травою поросли, и величие наше смирилось, богатство наше других добычей стало, труды наши достались неверным, земля наша достоянием стала иноземцев, в позоре мы были для живущих окрест земли нашей, посмешищем были для врагов наших, ибо познали на себе, как дождь с неба, гнев Господен. Приняли ярость его на себя и отвергли великую его милость, не дали присматривать за нами милосердными очами. Не было кары, которая бы миновала нас, и теперь беспрестанно терпим наказанья; не обратились к Богу, не раскаялись в беззаконии нашем, не отступились от злых нравов наших, не очистились от скверны греховной, позабыли наказанья страшные на всю землю нашу. В ничтожестве оставшись, великими себя считаем.
|
|
Поэтому не кончается злое мучение наше: зависть умножилась и вражда поборола нас, тщеславие мутит разум наш, ненависть к ближним вселилась в сердца наши, ненасытная жадность поработила нас — не дает Богу пощадить нас, не дает нам быть милостивыми к сиротам, не дает познать естество человеческое. И как звери алчут насытить плоть, так и мы жаждем и стремимся, как бы всех погубить, а горькое, кровью облитое их имущество к своему присоединить. Звери, поев, насыщаются, мы же насытиться не можем, получив одно — другого желаем. За праведное богатство Бог не гневается на нас, но как сказал пророк: «С небес взирает Господь, чтобы увидеть, есть ли кто разумеющий или ищущий Бога, но все уклонились вкупе», и далее: «Неужели не образумятся творящие беззаконие, поедающие народ мой вместо хлеба?» Апостол Павел непрестанно взывает, говоря: «Братья, не участвуйте в делах злых и темных, ибо осуждены будут лихоимцы и грабители вместе с идолослужителями». Моисею вот что сказал Бог: «Если обидой обидите вдову и сироту, то возопят они ко мне, слухом услышу вопли их и разгневаюсь яростью, погублю вас мечом». И ныне сбылось о нас сказанное: не от меча ли пали? Не один ли раз, не дважды?
Что же следует нам сделать, чтобы прекратились беды, которые мучают нас? Вспомните честно написанное в божественных книгах, ведь и владыки нашего самая важная заповедь — любить друг друга, милость иметь ко всякому человеку, любить ближнего своего, как себя, сохранять в чистоте тело свое, не осквернять его блудом, а если осквернишь, то очисти его покаянием. Не возгордитесь, не воздайте злом за зло! Ненавидит Господь Бог и злопамятного человека. Как же скажем: «Отче наш, отпусти нам грехи наши», если сами не прощаем? Какою, сказано, мерою мерите, той и отмерится вам. Богу нашему слава.
1273-1275 г;.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУ11 вв. -М., 1987.С. 113-115.