О свадебном распорядке

Свечи готовят неравной величи­ны, и большие и средние, а средняя свеча новобрачного весом в пять фунтов, в длину с три четверти аршина. Свеча новобрачной весом в четыре фунта, в длину до семи вершков. Порядком ведется: у но­вобрачной свеча покороче, по­тоньше, поменьше, и делают эти свечи по своим силам. Каравая также бывают два: один у ново­брачного, а другой у новобрачной; и подносы присылают за ними от новобрачной и обивают их у ново­брачной также, покрывало же сюда — от новобрачного, на нем наши­вают крест. Подносы же под кара­ваи делают у новобрачного, не очень большие, ни велики ни малы. К венчанью напитки и стеклянницы — от новобрачной.

К отцу да матери новобрачного посылают с лакомствами и с дара­ми, а случается, что сладости посы­лают и без остальных подарков. При обручении новобрачный и но­вобрачная во время венчания ме­няются перстнями: проем сплош­ной, а колечки или перстни литые с печатками, золотые или серебря­ные, но гнутые и с каменьями пер­стни во время обручения в свадеб­ном обиходе не используются.

Как ехать к венчанию, и ново­брачный и новобрачная со свадеб­ного места идут к лошадям и к са­ням, на всем их пути им не рассти­лают дорожку, с места сходят про­сто, без дорожки.

Когда же прибудут в церковь, в которой венчаться им, и с лошадей сойдут, а новобрачную выведут из саней — подниматься на паперть, а уж на паперти до церковных две­рей и дверях через порог и до се­редины церкви расстилают ново­брачным на всем их пути дорожки, да и в церкви поставят их на до­рожку.

А дорожка та от матери и отца новобрачной — кто выдает.

Расстилают же и тафту, и зендени, и киндяки, — у кого что най­дется.

После венчания из церкви ново­брачные идут к лошадям и к саням просто, не расстилают им по пути ничего. Когда от венчания вернутся новобрачные к отцу-матери в дом свой, поезжане отправляются в по­кои, новобрачные же идут в под­клеть, и вот тут уж под ноги им на всем пути от саней по лестницам, по крыльцам, по сеням-переходам и до самой подклети, и в подклети до постели расстилают дорожки. Случается, делают это и в доме от­ца и матери новобрачного, и рас­стилают по пути, бывает, тоже камку и тафту, киндяки, а глядишь, и сукно.

Как только новобрачные прой­дут, позади них дорожки поднима­ют, вновь наперед заносят и опять расстилают по их пути.

Когда подойдут новобрачные к подклети, у ее дверей осыпает их мать, набросив на себя наизнанку шубу, и осыпав их семенем, воз­вращается мать в покои, а ново­брачные идут в подклеть и садятся там на постели. С ними ж в под­клети и сваха, и дружка, да бояры­ни-гостьи, которые с новобрачной вместе вернулись из церкви, да и здешние верные две-три тут же бывают. Принесут новобрачному разварную курицу с кашей, и но­вобрачный, курятину разломив, вернет, каши же немножко отведа­ет. И новобрачной тоже каши той следует поднести. Ту кашу оставят и ранним утром приносят в подклеть же, с той же кашею поедут они потом к отцу-матери ново­брачной. Затем дружка раздевает новобрачного и возвращается из подклети в покои, сваха же и мест­ные женщины раздевают ново­брачную — и положат ее с ново­брачным в постель и тоже идут в покои.

У подклети же остаются по­стельничие: оберегают новобрач­ных от всех.

Новобрачный же занимается де­лом своим — тем, от чего и родятся дети. Переждав с полчаса, возвра­щается дружка к новобрачному, справляется о делах и, подойдя к отцу-матери, правит им челобитье, спрашивают о здоровье, а родители посылают дружку к новобрачному, велят сообщить, что вскорости бу­дут. Дружка идет и сваха с ним вместе к новобрачному, прихватив с собою боярынь родственниц, ко­торые перед тем раздевали ново­брачную и, воротясь к новобрач­ному, скажет дружка, что отец и мать идут навестить его. Тут новобрачному нужно встать и обуться, и накрыться шубой нагольной или какая будет — любая сгодится. И новобрачную женщинам тоже с постели поднять и одеть-нарядить ее, но не обувать, набросить на нее шубку да шапку лисы-чернобурки и усадить ее на постели. И когда придут отец и мать, новобрачная сидит напротив них, не вставая.

Войдя к ним, отец и мать по­здравляют новобрачных и станут кормить их. Тем временем дружка едет к отцу-матери новобрачной и правит челобитье и также обо всем говорит.

А с утра пораньше после бани едет дружка к тестю да к теще с кашею, которую в подклети подно­сили новобрачному, вместе с со­рочками брачной ночи, и привозит эти сорочки за материнской печа­тью.

 

Начало XVI в.

Текст печатается по изданию: До­мострой. - М., 1990.

 

Нил Сорский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: