Беседа о преодолении греховных помыслов

Если хочешь, чадо, победить об­жорство, возлюби воздержание, то есть определи себе меру малую в пище и питье и имей перед очами сердца своего всегда страх Божий, тогда преодолеешь ты соблазн прожорливого беса.

Если хочешь победить блуд, воз­люби пост и не пей ничего, кроме одной дневной меры, и принимай ее во время трапезы [...]. К тому же ни в каком случае, не беседуй с женщинами и на одежду их не смотри, и на красоту лица их не обращай внимания, особенно избе­гай женщин и отроков [...]. Если так ты будешь делать, то победишь ты страсть блуда бесовского.

Если хочешь победить сребро­любие, возлюби бескорыстие, бедность одежд и питье скудное, тогда преодолеешь ты препоны сребро­любивого беса.

Если хочешь победить ярость, то есть сердитый, гневный, жестоко­сердный нрав, возлюби стремление к кротости Господней и долготер­пению его [...]. Разве же не лука­вый враг наставляет тебя в этом помысле? Много и мне он напако­стил, и прогонял я его, а он не от­пускает. И теперь стараюсь, чтобы не причинил он тебе зла. Вспомни апостола Павла, сказавшего: «Не давай побеждать себя злу, но сам побеждай добродетелью злое [...]». Если ты хочешь быть помилован и прощен Богом, то победи гнев и прекрати вражду. Ведь знаешь ты, что вспыльчивого человека из-за его гневливости покидает Бог и ни­чего хорошего он уже не может сделать без помощи Божией. Гнев — стрела сатанинская, злопамятст­во — сети и ловушки вражьи, ярость — цепь дьявола. Гневливый и сердитый человек и себе на вред и другим — на пакость. Сердитый — храм дьявола, гневливый же — и весь дом сатаны: оба они рабы причастным ко злу духам. Дерзкий, надменный и гордый нарекается губителем, ибо злопамятен он, жес­токосерд, неприятен, безобразен, и слова Божии не доходят до него, сам себе он погибель ищет. О та­ких и писание свидетельствует.

 

До 1507 г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси Х1-ХУП вв. -М., 1987.С.316-317.

Нил Сорский. Завещание.

 

Во имя Отца и Сына и святого Духа. Завещаю о себе моим веч­ным господам и братьям, людям моего нрава молю вас, бросьте тело мое в этой глуши, чтобы съели его звери и птицы, потому что грешило оно перед Богом много и недостой­но погребения. Если же этого не сделаете, тогда, выкопав яму глубо­кую на месте, на котором живем, со всяким бесчестием погребите меня. Бойтесь же слова, которое Арсений Великий завещал своим ученикам, говоря: на Суде стану с вами, если кому-нибудь отдадите тело мое. Я стараюсь, насколько в моих силах, не быть сподобленным чести и славы века сего никакой — как в жизни этой, так и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о душе моей грешной, и прощения прошу у всех, и от меня — проще­ние. Бог да простит всех.

Крест большой, в котором ка­мень Страстей Господних, а также книжки, которые я сам писал, то — господам моим и братьям, кто нач­нет терпеть на этом месте, и чтобы постарались по мне службу свя­щенную совершить в течение со­рока дней, — об этом очень прошу. Маленькие книжицы, Иоанн Дамаскин, «Потребник» — и «Ирмологий» здесь также, — Псалтирь в четверть Игнатьева письма — в Кириллов монастырь. И прочие книги и вещи Кириллова монасты­ря, что мне давали по любви Божи­ей, чье что есть, тому и отдать; или — нищим; или монастыря какого-нибудь; или откуда-то христолюбца какого-то лицевую книгу — тем и отдать.

 

До 1507 г.

Текст печатается по изданию: Па­мятники литературы Древней Руси. Конец XV-- первая половина XVI вв. - М., 1984

 

Старец Филофей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: