[...] Своим посланием ты призываешь меня великодушно к терпению до конца, светлейшей епистолии советами наставляешь ты меня в печалях и несчастьях. Но так как люди, скорби подверженные, в этом мире в разных чинах и положении пребывают, то решил я сейчас для долгого времяпрепровождения написать для тебя нечто краткое о разумении правильности вопроса, который видится мне в твоих писаниях: что является опорой дела народного, царства, владычества — правда или терпение? Если мы скажем, что терпение важнее всего для сохранения власти или царства, тогда напрасны все законы [...]. Ведь если установить во главе всего терпение, тогда не нужны царству или власти правители и князья, тогда не будет начальства, власти и господства, не будет порядка в жизни, в буйстве сильный начнет угнетать бессильного — пусть тот все стерпит. Не нужны в таком государстве станут и праведные судьи, потому что все стерпят там, где в терпении жить будут.
А если же мы скажем, что правда необходима во всяком государственном деле и царстве для укрепления могущества его, тогда каждому воздастся по заслугам его и будут жить все свято и праведно, и похвалы терпению тогда прекратятся. Когда говорят: «Терпением вашим спасете души ваши», — то для понимания этих слов надо знать, что один суд существует для духовных лиц и другой — для мирян. Всем христианам надо иметь терпенье по заповедям и евангельскому учению, но одним больше, а другим меньше, в зависимости от лиц, обстоятельств и времени. В монастырской братии никогда не должно оскудеть терпение, а в мирской жизни многое иное от поданных требуется: иногда слуги, иногда оружие, в другой раз кони или одежды красивые, иногда другие вещи, которые покупают за серебро, за деньги. И если я скажу: я терплю и не имею этого богатства, — то к чему приведет мое терпение, кроме того, что останется такой человек без отечества, изгнан будет со службы честной, приставлен нищим к службе негодной и недостойной его по происхождению его, к тому же и домашним делам много вреда принесет терпение, потому что бременем ляжет оно на людей. Дело народное в городах и царствах погибнет из-за долгого и излишнего терпения; долготерпение без правды и закона общественного в людях доброе разрушает и дело народное в ничто обращает, дурные нравы в царствах сеет, из-за нищеты делает людей непослушными государям. Поэтому всякий город и всякое царство, по Аристотелю, управляться должны начальниками, стремящимися к правде и следующим известным законам праведным, а не терпению. Все люди, живущие в этом море великом, где случаются бури бедствий, нуждаются во власти царей, которые бы нас в царствах и городах своих пасли бы по законам праведным так, как каждый того заслуживает, чтобы защищали они невиновных, освобождали страдающих, казнили вредоносных и угнетающих, удаляли больных неизлечимо из среды здоровых людей. Поэтому всем странам и народам нужны цари и начальники, которые должны быть подобны гусляру и поэту Давиду: как гусляр струны расстроенные приводит в согласие и, возлагая руки, извлекает сладостные для слуха звуки, так и самодержец всякого царства заблуждающихся и зловредных грешников принуждать должен к согласию с добрыми людьми грозою закона и правды, а верных поданных оберегать своим жалованьем и милостями, достойными их рода, и побуждать должен к добродетелям и добрым делам наградами и сладостными добрыми словами, ласковыми речами. Злых же нравы надо стремиться наказаниями исправлять и угрозами от порока отвращать, зло к добру царскими напоминаниями приводить, а ненасытных и жестоких, которые ни от лечения лучше не становятся, ни Бога возлюбить не желают, надо совершенно истребить. Пространнее об этом говорит наставляющий людей в жизни философ Аристотель в своей десятой книге о нравах.
|
|
|
|
Если же все это начальник не сделает и не будет он прилежен в заботе о своих поданных, то допустит он угнетение неповинных сильными и возьмет на себя он грехи и насилие угнетающих, в должен за них будет дать ответ великому судье. Если при этом он и сам не делается лучше, тогда за грехи других будет он наказан также, как за свои, по словам апостола Павла к римлянам, 10 глава: «Достоин смерти не только делающий, но и попустительствующий делающим» и «кровь его от руки твоей взыщу», — говорит господь в книге Иезекииля, 33 глава. Но, увы, уже в нынешние времена многие начальники о своих поданных и сиротах не заботятся, позволяют угнетать из лживым наместникам, об охране должной препорученного им стада не радеют, под тяжким бременем терпения жить своих подданных оставляют. Не думают они о том, что слаб человеческий род и скорее поддастся он влечению чувственному, чем справедливому суду разума. Поэтому должны были люди во все времена жить согласно законам: в давние времена, в период бытия природного — по законам естественным, на второй ступени, во время Закона, — по завету Моисееву, на третьей ступени и теперь, во времена Благодати, — по законам христианским, ибо во все времена от первого злодеяния Каинова и до последних зол всегда непорядочные люди в сем бренном мире с добродетельными будут смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступлений злых. Но по всему этому законы всегда нужны были, чтобы страхом наказаний обуздать человеческую дерзость и чтобы опасно стало для недостойных своеволие. Именно ради того даны законы, чтобы не одолел всех тот, кто сильнее [...].
Из всего сказанного ты понял уже, что не терпение я отвергаю, но стремлюсь показать только, насколько необходимы во всяком государстве законы и правда для исправления бесчиния своевольных, по словам апостола Павла к фессалоникийцам в главе 5 сказанные: «Умоляем же вас, братья, обличайте бесчинных, утешайте слабых, помогайте немощным, будьте терпеливы со всеми». И все это должны сотворить правда и милосердие, и справедливость. За милосердие наместник и князь бывает любим своими поданными, а за приверженность к справедливости его боятся, ибо милость без правды есть малодушество, а правда без милости — мучительство, и оба в отдельности разрушают царство и всякое городское общежитие. Но милость, на правду опирающаяся, и правда, милосердием украшаемая, сохраняют для царя царство на многие дни [...].
Знаю я, что надлежит сделать: после сказанного напишу тебе нечто новое. Благословеснейший евангелист Иоанн пишет: «Весь мир во зле лежит»:
|
|
«Истинно, век наш есть век золотой! Покупается ныне
золотом — почесть и власть, золотом — нежная страсть».
«Деньги ныне в цене; почет достается за деньга,
дружба за деньга, бедняк людям не нужен нигде».
Даже если сам Петр, апостольский начальник, с теологией и чудесами разными подойдет к воротам храма, не имея более никаких приношений, то найдет он двери затворенными и сам будет изгнан вон. Никакой порок не уменьшается ныне, в том числе и грех похоти, от которого дело общечеловеческое приходит в упадок. Много ныне в мире нашем лести и коварства: кто навредил одному, стремится навредить и другому, ум непокорных не желает учиться приносить пользу, но без боязни забывает о том хорошем, что получено им, радуется коварный человек, если сможет оплатить за мед ядом, за плод штрафом, за благо обманом. Ныне распри везде: «Люди живут грабежом: в хозяине гость не уверен, в зяте — тесть, редка приязнь и меж братьями стала». Приближается гибель: берущий платье хочет взять и рубашку, укравший овцу — увести хочет корову, но и на этом не останавливается, все похитить старается у ближнего и не успокоится, пока, наконец, не сживет ближнего со света...
Из писания моего ты до конца уразумел уже, сколь вредными и дурными дорогами, хромыми порогами и вслепую бредет ныне земная власть и весь род человеческий.
До 1539 г.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.- М., 1987. C. 241-246.
Старец Филофей.