Федор Карпов. Послание к митрополиту Даниилу

 

[...] Своим посланием ты призываешь меня великодушно к терпению до конца, светлейшей епистолии советами наставляешь ты меня в печалях и несчастьях. Но так как люди, скорби подверженные, в этом мире в разных чинах и поло­жении пребывают, то решил я сей­час для долгого времяпрепровож­дения написать для тебя нечто краткое о разумении правильности вопроса, который видится мне в твоих писаниях: что является опо­рой дела народного, царства, вла­дычества — правда или терпение? Если мы скажем, что терпение важнее всего для сохранения вла­сти или царства, тогда напрасны все законы [...]. Ведь если устано­вить во главе всего терпение, тогда не нужны царству или власти пра­вители и князья, тогда не будет на­чальства, власти и господства, не будет порядка в жизни, в буйстве сильный начнет угнетать бессиль­ного — пусть тот все стерпит. Не нужны в таком государстве станут и праведные судьи, потому что все стерпят там, где в терпении жить будут.

А если же мы скажем, что прав­да необходима во всяком государ­ственном деле и царстве для укре­пления могущества его, тогда каж­дому воздастся по заслугам его и будут жить все свято и праведно, и похвалы терпению тогда прекра­тятся. Когда говорят: «Терпением вашим спасете души ваши», — то для понимания этих слов надо знать, что один суд существует для духовных лиц и другой — для ми­рян. Всем христианам надо иметь терпенье по заповедям и евангель­скому учению, но одним больше, а другим меньше, в зависимости от лиц, обстоятельств и времени. В монастырской братии никогда не должно оскудеть терпение, а в мирской жизни многое иное от по­данных требуется: иногда слуги, иногда оружие, в другой раз кони или одежды красивые, иногда дру­гие вещи, которые покупают за се­ребро, за деньги. И если я скажу: я терплю и не имею этого богатства, — то к чему приведет мое терпе­ние, кроме того, что останется та­кой человек без отечества, изгнан будет со службы честной, пристав­лен нищим к службе негодной и недостойной его по происхожде­нию его, к тому же и домашним делам много вреда принесет терпе­ние, потому что бременем ляжет оно на людей. Дело народное в го­родах и царствах погибнет из-за долгого и излишнего терпения; дол­готерпение без правды и закона общественного в людях доброе разрушает и дело народное в ничто обращает, дурные нравы в царст­вах сеет, из-за нищеты делает лю­дей непослушными государям. По­этому всякий город и всякое цар­ство, по Аристотелю, управляться должны начальниками, стремящи­мися к правде и следующим из­вестным законам праведным, а не терпению. Все люди, живущие в этом море великом, где случаются бури бедствий, нуждаются во вла­сти царей, которые бы нас в царст­вах и городах своих пасли бы по законам праведным так, как каж­дый того заслуживает, чтобы за­щищали они невиновных, освобо­ждали страдающих, казнили вредоносных и угнетающих, удаляли больных неизлечимо из среды здо­ровых людей. Поэтому всем стра­нам и народам нужны цари и на­чальники, которые должны быть подобны гусляру и поэту Давиду: как гусляр струны расстроенные приводит в согласие и, возлагая руки, извлекает сладостные для слуха звуки, так и самодержец вся­кого царства заблуждающихся и зловредных грешников принуждать должен к согласию с добрыми людьми грозою закона и правды, а верных поданных оберегать своим жалованьем и милостями, достой­ными их рода, и побуждать должен к добродетелям и добрым делам на­градами и сладостными добрыми словами, ласковыми речами. Злых же нравы надо стремиться наказа­ниями исправлять и угрозами от порока отвращать, зло к добру цар­скими напоминаниями приводить, а ненасытных и жестоких, которые ни от лечения лучше не становятся, ни Бога возлюбить не желают, надо совершенно истребить. Простран­нее об этом говорит наставляющий людей в жизни философ Аристо­тель в своей десятой книге о нра­вах.

Если же все это начальник не сделает и не будет он прилежен в заботе о своих поданных, то допус­тит он угнетение неповинных сильными и возьмет на себя он грехи и насилие угнетающих, в должен за них будет дать ответ ве­ликому судье. Если при этом он и сам не делается лучше, тогда за грехи других будет он наказан также, как за свои, по словам апо­стола Павла к римлянам, 10 глава: «Достоин смерти не только делаю­щий, но и попустительствующий делающим» и «кровь его от руки твоей взыщу», — говорит господь в книге Иезекииля, 33 глава. Но, увы, уже в нынешние времена многие начальники о своих поданных и сиротах не заботятся, позволяют угнетать из лживым наместникам, об охране должной препорученного им стада не радеют, под тяжким бременем терпения жить своих подданных оставляют. Не думают они о том, что слаб человеческий род и скорее поддастся он влече­нию чувственному, чем справедли­вому суду разума. Поэтому должны были люди во все времена жить согласно законам: в давние време­на, в период бытия природного — по законам естественным, на вто­рой ступени, во время Закона, — по завету Моисееву, на третьей ступени и теперь, во времена Бла­годати, — по законам христиан­ским, ибо во все времена от перво­го злодеяния Каинова и до послед­них зол всегда непорядочные люди в сем бренном мире с добродетель­ными будут смешаны, и всегда до­брые будут страдать от преступле­ний злых. Но по всему этому зако­ны всегда нужны были, чтобы страхом наказаний обуздать чело­веческую дерзость и чтобы опасно стало для недостойных своеволие. Именно ради того даны законы, чтобы не одолел всех тот, кто силь­нее [...].

Из всего сказанного ты понял уже, что не терпение я отвергаю, но стремлюсь показать только, на­сколько необходимы во всяком го­сударстве законы и правда для ис­правления бесчиния своевольных, по словам апостола Павла к фессалоникийцам в главе 5 сказанные: «Умоляем же вас, братья, обличай­те бесчинных, утешайте слабых, помогайте немощным, будьте тер­пеливы со всеми». И все это долж­ны сотворить правда и милосердие, и справедливость. За милосердие наместник и князь бывает любим своими поданными, а за привер­женность к справедливости его бо­ятся, ибо милость без правды есть малодушество, а правда без мило­сти — мучительство, и оба в от­дельности разрушают царство и всякое городское общежитие. Но милость, на правду опирающаяся, и правда, милосердием украшаемая, сохраняют для царя царство на многие дни [...].

Знаю я, что надлежит сделать: после сказанного напишу тебе не­что новое. Благословеснейший ева­нгелист Иоанн пишет: «Весь мир во зле лежит»:

«Истинно, век наш есть век зо­лотой! Покупается ныне

золотом — почесть и власть, зо­лотом — нежная страсть».

«Деньги ныне в цене; почет дос­тается за деньга,

дружба за деньга, бедняк людям не нужен нигде».

Даже если сам Петр, апостоль­ский начальник, с теологией и чу­десами разными подойдет к воро­там храма, не имея более никаких приношений, то найдет он двери затворенными и сам будет изгнан вон. Никакой порок не уменьшает­ся ныне, в том числе и грех похоти, от которого дело общечеловеческое приходит в упадок. Много ныне в мире нашем лести и коварства: кто навредил одному, стремится навре­дить и другому, ум непокорных не желает учиться приносить пользу, но без боязни забывает о том хо­рошем, что получено им, радуется коварный человек, если сможет оп­латить за мед ядом, за плод штра­фом, за благо обманом. Ныне рас­при везде: «Люди живут грабежом: в хозяине гость не уверен, в зяте — тесть, редка приязнь и меж братьями стала». Приближается ги­бель: берущий платье хочет взять и рубашку, укравший овцу — увести хочет корову, но и на этом не ос­танавливается, все похитить стара­ется у ближнего и не успокоится, пока, наконец, не сживет ближнего со света...

Из писания моего ты до конца уразумел уже, сколь вредными и дурными дорогами, хромыми поро­гами и вслепую бредет ныне земная власть и весь род человече­ский.

 

До 1539 г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.- М., 1987. C. 241-246.

Старец Филофей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: