Послание к царю и великому князю Ивану Васильевичу

 

У доброго и предоброго Бога нашего и царя есть друзья и верные рабы, но есть в государстве и люди недостойные и враждебные царю. Под друзьями понимаю и освящен­ную церковь, бестелесные ангель­ские существа; верные рабы — это те, кто волю Божию беспрестанно исполняет: недостойные те, кто хо­тя и является христианином, но от дел добрых отстраняется; а враги те, кто не только сам не хочет пра­ведно жить, но жестоко борется против тех, кто по Божиим законам живет. О таких Павел к Тимофею в послании сказал: «Знай же, чадо Тимофей, что в последние дни на­станут времена тяжкие, будут люди жестокосердны, возлюбят они зо­лото, станут сребролюбцами, а не боголюбцами. А имеющие благо­честивый вид, крестившиеся и давшие обет Богу, сами по дьяволь­скому наущению живут, всегда учатся, но никогда не смогут найти истинную мудрость. Ты же, чадо, от таких отвращайся, не делай того, что они творят, беззаконники, ибо погибель их известна будет всем, как и прежних других, не боящих­ся бога». О таковых пророк Иере­мия, рыдая, говорил: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез, чтобы плакал бы я об участи Израиля». Также и Да­вид-пророк говорил: «Творящий неправду ненавидит свою душу [...]». Так не будем презирать мы божественные правила, чтобы не отпасть нам от веры и не наследовать горе, которое видели мы и о котором слышали в других странах, преступивших Божьи заповеди. Не рассеял ли Бог такие народы по лицу всей земли? Не взяты ли бы­ли города наши? Не погибли ли сильные князья наши под ударами меча? И не томимы ли мы были от безбожных татар? Не уведены ли были в плен дети наши? Все это бывает из-за грехов наших, потому что не следуем мы правилам, уста­новленным святыми отцами, забы­ли мы, что не серебром, не золотом искуплены были от суеты сей жиз­ни и первородного греха, но кро­вью дорогою непорочного агнца Божия пречистого Христа. [...]

Говорит ведь возлюбленный наш богословесный Иоанн, который на тайней вечере бросился на грудь Господа и оттуда почерпнул неизречимые тайны. В своем открове­нии писал он: «Видел знамение ве­ликое на небе: жену, облеченную в солнце и луну под ногами ее, и на голове ее венец из 12 звезд. Она имела в чреве и кричала от болей и мук родов. И вот явился змей, большой и красный, с 7 головами и 10 рогами, и на головах его 7 диа­дем, и хобот его увлек с неба тре­тью часть звезд небесных. Змей стоял перед женою, которой над­лежало родить, и хотел сожрать родившегося младенца. Тогда были даны жене два крыла большого ор­ла, и улетела она в пустыню в при­готовленное место. И пустил змей из пасти своей воду, как реку, чтобы потопить жену в реке». Толко­вание: жена — святая церковь; об­лечена в праведное солнце — в Христа; луну имеет под ногами — Ветхий завет; венец на голове ее — двенадцати апостолов учение; с бо­лью рожает — святым крещением преобращает плотские чада в ду­ховные; змей же — дьявол, как го­ворится, краснота — жестокость его и кровопийство; 7 глав — злые его, супротивные силы; 10 рогов знаменуют истребление царства, как раньше пели арамейское, кон­стантинопольское, египетское и прочии. Дитя жены, которое змей хотел сожрать, — те люди, что ро­ждены были заново в святом кре­щении, но влечет их и после кре­щения дьявол к осквернению, под­вигая к погибели; бегство жены в пустыню из старого Рима — из-за служения на опресноках, так как весь некогда великий Рим пал и болен неисцелимым неверием — ересью аполлинариевой. В новый Рим бежала, то есть в Константи­нополь, но и там покоя не обрела из-за соединения православных с латинянами на восьмом соборе, по­тому и была разрушена константинопольская церковь и унижена бы­ла, и стала подобна она хранилищу овощей. И наконец, в третий Рим бежала — в новую и великую Русь. Это тоже пустыня, так как не было в ней святой веры, не проповедо­вали там божественные апостолы, после всех воссияла там Благодать Божия спасения, с ее помощью по­знали мы истинного Бога. Единая ныне соборная апостольская цер­ковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге, спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову церковь и утверждает православ­ную веру. А когда змей испустит из уст своих воду, как реку, желая жену в воде потопить, то увидим, что все царства погонятся невери­ем, а новое же русское царство бу­дет стоять оплотом православия.

 

После 1547г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.-М., 1987.С.218-220.

Максим Грек. Послание царю Ивану IV

[...] Как уже выше сказал я, так и теперь говорю: пусть исчезнет из всякой благоверной мысли любая ложь и лесть, и зависть, пусть воз­любит каждый истину и справед­ливость, и славные, достойные вся­ческой похвалы правила царст­вующих благоверно. Если Богу угодно, то ни молчанием обойти, ни забвению предать, ни завистью победить не удастся, и да восхвалит каждый у себя и другим сделает известным, и громко воспеваем пусть будет и прославлен царь цар­ствующих и Господь господствую­щих, от которого, по заповедям божественного апостола, вся сущая на земле власть, и от нее одно есть достойное и светлейшее царствова­ние — твое, по отческому жребию многолетнему дошедшее до твоего благоверия, благочестивейший са­модержец всея Руси, государь и князь великий Иван Васильевич! Тебе вручено оно от вышнего богоначалия, так управляй им соглас­но с правдой и правосудием, очи­щай его премудрейшими замысла­ми и законами от всякой неспра­ведливости и грабительства, и кро­вопролития неправеднейших, кле­ветников бездушнейших, и колдов­ских, обманных соблазнов и всяче­ских сатанинских игрищ чувствен­ных бесов, слуг антихриста, завле­кающих души верных во всякие богомерзкие заблуждения. Тогда и мы сможем правдиво и искренно о твоем царствовании сказать слова­ми пророка: «Боже, даруй царю суд Твой и сыну царя —Твою правду. Да судит он праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде и спасет сынов убогих от насильствующих и жестоко притесняющих», потому что никто другой так не готов к этому и так неусерден, как из­бранный наш царь и защитник наш, ибо он избавит угнетенного и отомстит за обиженного. Вспомнит он слова молящегося царя и проро­ка, сказавшего: «Сотворил я суд и правду, так не предавай меня обид­чикам, видимым и невидимым». Укрепились, успокоили страны в древности, как ты слышал уже, при пресловутых царях Александре Македонском и Августе-кесаре. Ус­покоилась наша страна и при тебе, благовернейший самодержец наш, избавилась от всевозможной враж­ды и несправедливости. Многославный народ всей Руси управля­ем предобрейше твоими премуд­рыми мыслями и указами, и от них совершенный мир установится для людей на горах славянских и на холмах — благочестивое владычество твое славное. Князья и вель­можи возлюбят правду, повинуясь твоим праведнейшим указаниям и повелениям, взирая на человеколюбивейшие твои устремления как на саму доброту, одушевленную и образ божественной благодати, ко­торая невидимо озаряет многомуд­рый и пребыстрый ум твой цар­ский. Как своим саном ты выше всех людей и всех подчиняешь се­бе, также превосходишь ты всех разумом и мудростью божествен­ной, и милостью ко всем нуждаю­щимся в твоей помощи благолеп­ной царской. Ее же надеюсь полу­чить и я, окаянный, довольно уже лет преодолевший, различными трудностями озлоблен бывший, как ладья, попавшая в пучину, беспре­станно обуреваем всякими тревол­нениями. Окажи мне милость, бла­говернейший царь, избавь меня от бедствий, которые терплю уже много лет, окажи мне милость ради щедрот всемилостивого Бога [...].

 

1551 г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.-М., 1987.С.232-234.

Валаамская беседа

...Ангельская жизнь на небесах свет распространяет, а священни­ческая и монашеская жизнь доб­рая, и пример ее верным людям на земле свет являет. Ради этого умо­ляем вас, возлюбленные отцы и до­рогие братья, покоряйтесь благо­верным царям и великим князьям русским, заботьтесь о них и во всем им навстречу идите; и Бога за них молите, как за самих себя, и больше даже, чем за себя. За такие молитвы и мы помилованы будем. Желайте добра государям своим во всем, — и жизнь свою за них над­лежит вам отдать, и головы свои сложить, как за православную веру свою: пусть и волос не упадет с го­лов ваших за такие добрые дела перед Богом. Ибо свыше, самим Бо­гом все отдано помазанному царю и великому, Богом избранному князю. А благоверным князьям русским и царю больше всех дана власть надо всеми; за всю державу царства с них в другой жизни взыщет праведный и страшный царь небесный Христос, Бог наш, о них все разузнает и к ответу за всех призовет, по их делам будет судить весь мир, каждому воздаст по делам его.

Хорошо ведь, хорошо, и снова скажем — хорошо, любимые мои, отцы и братья, честно и похвально пред пречистою нашею Богороди­цею вечно девою Марией и перед всеми святыми ликами от Бога на­граду получать. Иноков бранить и осуждать не подобает, а надо почи­тать их честно и милостыню им подавать, и обители им сооружать — монахам для прибежища, а хри­стианам для душевного спасения. А от иноков ничего не надо прини­мать в дом свой, кроме прощения и благословения, то есть того, что Бо­гом дано им на помощь всем хри­стианам. А царям и великим князь­ям с мирян всякие налоги следует собирать с жалостью и всякие дела делать милосердно, советуясь со своими князьями и с боярами, и с прочими мирянами, а не с инока­ми. Милостивый человек царь, ми­лость свою показал миру, сам упо­добился милостивому Богу. Так по­добает и каждому быть милосерд­ным к другому и одаривать иноков не вотчинами с крестьянами, а сле­дует инокам принимать в год опре­деленные подати для всей братии, и священников и низших. И другие святые собирали только для того, чтобы кормиться, а не запасали на век, так и должно быть везде и для всех иноков от первого до послед­него. А вотчин и волостей с кре­стьянами инокам ни в каком слу­чае не следует давать. Это душам иноческим вредно, не пристало им в мирской суете вращаться; от все­го мирского по уставу отреклись иноки сами своею волею, так как им подобает. Царям села и волости с крестьянами инокам не надо жа­ловать, не похвально для царей та­кое дело. Такие правители сами не могут управлять своим царством и отдают народ свой, богом им дан­ный, как иноверных иноземцев в подчинение. Бог повелел царям царствовать и страной управлять, потому в титлах и пишутся они са­модержцами. А таким царям не следует себя именовать самодержцами ни в чем, ведь управляют они Богом им данным царством с по­мощниками, а не самостоятельно и не со своими близкими — князья­ми и боярами, а с непогребенными правят, с мертвецами беседуют та­кие цари. Лучше сан и жезл, и царский венец с себя сложить и не иметь царского имени и престола, царства своего под собою, чем иноков мирской суетой от душев­ного спасения отвращать. Это не царское к инокам расположение, а душевредительство и вечная поги­бель — выплачивать монахам кня­жеское и боярское мирское жало­ванье и, как воинов, награждать волостями с крестьянами. Не с иноками Господь повелел царям го­сударством и городами и волостями управлять и власть делить, а с князьями и с боярами, и с прочими мирянами, а не с иноками. Инокам повелел господь в смиренном обра­зе за царя и за великих князей Бо­га молить.

Многие в начале жизни к тому стремились, чтобы стать иноками для великих подвигов и спасения души от славы и от всех обманов мира сего; и от богатства убегали и пустыни и ущелья для душевного спасения, а не для славы и суеты мира сего; уходили для того, чтобы за царя и за весь народ, и о тиши­не, и о порядке в мире сем Бога умолить. А если кто и обидит мо­нахов, так они за тех, кто ненави­дит и обижает их, больше, чем за себя, Бога молят непрестанно. Та­кой сан приняли на себя и Богу поклялись. И нам, грешным, Гос­подь также велел тот обычай со­блюдать и сан тот иметь, и во всем быть такими же для смиренной мудрости и добродетели, а не для злобы и тем более не для славы се­го света и гордости. И в последние времена будут такие люди, что за­хотят стать иноками и нарядятся в одежды сана того, как женихи к свадьбе, но многие из них сделают это не ради смиренномудрия и ду­шевной пользы, а из-за гордыни и тщеславия. [...]

И потому в последние времена начнут люди гибнуть от внезапных бедствий, и в разных местах за та­кие грехи начнется голод и мор частый, и будут многие землетря­сения, и потопы, и междоусобные брани, и войны, и по разным при­чинам начнут гибнуть города и притесняться, смятения будут в царствах великие и ужасы, и будет рок преследовать их. Волости и се­ла, и дома христианские запустеют, род людской начнет убывать, на земле станет еще просторнее, и людей будет меньше, но тем ос­тавшимся людям на обширном пространстве жить будет негде. Цари на своих царских престолах не смогут долго держаться и будут часто сменять один другого из-за своего царского неразумия и из-за грехов иноческих, и из-за мирского невоздержания. Тогда Исайио пророчество начнет во всем мире наяву сбываться из-за беззаботно­сти и безрассудности царей и ве­ликих князей, из-за невнимания к святым божественным книгам, в которые редко заглядывают из-за того, что ни во что не ставят Святое Писание.

А если захотят они, цари и вели­кие князья, исполнить то, что им полагается и власть употребить, то­гда укрепят они города и царства свои могучими воинами, добудут быстротекущую и суетную славу мира сего войнами и доблестью храбрости своей. Вот таким следует царю быть грозным! [...] Царю не следует быть простодушным и только у советников советы спра­шивать, но подобает учиться сверх того у Святых Божественных книг, бесед Иосифа Прекрасного настав­ления принимать во внимание. Много — бесчисленное множество царей без злого умысла, но по про­стоте своей отвращают иноков от спасения души и вводят иноков в великую несметную погибель, при­нимая иноческие лживые челобит­ные. Господь иноков предназначил для исполнения десятого ангельско­го чина, а неразумные цари, про­тивники Христа, иноков награж­дают и дают им свои царские вот­чины, города и села, и волости с крестьянами, отнимая все это у мира, у христиан своих, и отдают все завидное и самое лучшее в мо­настыри инокам. Отнюдь инокам всего этого не надобно и не требу­ется, и не подобает, потому что ото всего отреклись иноки: и от мира сего, и от всего, что в нем. [...]

Увы нам грешным, увы! Великая скорбь, великая беда, великая веч­ная гибель! Кто нас выручит и кто избавит от огня неугасимого и от муки бесконечной! Отреклись ведь, окаянные, от мира сего в от всех соблазнов его, и все-таки и в ино­ках к той же суете обращаемся, как псы возвращаемся на свои блевотины, выплюнутую слюну с земли слизываем и в свои уста вбираем. Так и мы, многогрешные иноки, возлюбив монашество, от­реклись от мира и от всего, что в нем. Имеем мы чин иноческий, но сидит в нас черт лукавый, и творим мы дела, угодные ему, а не Господу. В иноческом образе строим камен­ные ограды с палатами и украшаем свои кельи, как царские чертоги, позолоченными узорами с травами многоцветными, все лучшее и дос­тойное зависти забираем себе и ублажаем себя пьянством и яства­ми, которые приносят те, кто тру­дится на нас, и миряне; все лучшее мы называем братской пищей и питьем, для себя все оставляем, а не для тех, кто работает на нас, не для тех, кто заботится о нас и кор­мит нас. По зависти отбираем у бельцев пищу самую лучшую, а ведь по уставу надлежит все луч­шее отдавать мирянам и слугам нашим, а не нам, инокам, не нам и снова скажем не нам! [...]

Если где в мире будет власть иноческая, а не царских воевод, так не может быть Божией мило­сти. Такие власть имеющие иноки не богомольцы, а гневители Бога. Горе инокам, возлюбившим мир и то, что в нем. Горе инокам, возлюбившим суету света сего и не со­хранившим заповедь иночества и умершим не раскаявшимися из-за царского неразумия. Царям всем владеть установлено и распоря­жаться всем велено, властям мир­ским всем в мире управлять поло­жено, а не святительскому и ино­ческому чину [...].

Г.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.-М., 1987.С.252-255.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: