У доброго и предоброго Бога нашего и царя есть друзья и верные рабы, но есть в государстве и люди недостойные и враждебные царю. Под друзьями понимаю и освященную церковь, бестелесные ангельские существа; верные рабы — это те, кто волю Божию беспрестанно исполняет: недостойные те, кто хотя и является христианином, но от дел добрых отстраняется; а враги те, кто не только сам не хочет праведно жить, но жестоко борется против тех, кто по Божиим законам живет. О таких Павел к Тимофею в послании сказал: «Знай же, чадо Тимофей, что в последние дни настанут времена тяжкие, будут люди жестокосердны, возлюбят они золото, станут сребролюбцами, а не боголюбцами. А имеющие благочестивый вид, крестившиеся и давшие обет Богу, сами по дьявольскому наущению живут, всегда учатся, но никогда не смогут найти истинную мудрость. Ты же, чадо, от таких отвращайся, не делай того, что они творят, беззаконники, ибо погибель их известна будет всем, как и прежних других, не боящихся бога». О таковых пророк Иеремия, рыдая, говорил: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим — источник слез, чтобы плакал бы я об участи Израиля». Также и Давид-пророк говорил: «Творящий неправду ненавидит свою душу [...]». Так не будем презирать мы божественные правила, чтобы не отпасть нам от веры и не наследовать горе, которое видели мы и о котором слышали в других странах, преступивших Божьи заповеди. Не рассеял ли Бог такие народы по лицу всей земли? Не взяты ли были города наши? Не погибли ли сильные князья наши под ударами меча? И не томимы ли мы были от безбожных татар? Не уведены ли были в плен дети наши? Все это бывает из-за грехов наших, потому что не следуем мы правилам, установленным святыми отцами, забыли мы, что не серебром, не золотом искуплены были от суеты сей жизни и первородного греха, но кровью дорогою непорочного агнца Божия пречистого Христа. [...]
|
|
Говорит ведь возлюбленный наш богословесный Иоанн, который на тайней вечере бросился на грудь Господа и оттуда почерпнул неизречимые тайны. В своем откровении писал он: «Видел знамение великое на небе: жену, облеченную в солнце и луну под ногами ее, и на голове ее венец из 12 звезд. Она имела в чреве и кричала от болей и мук родов. И вот явился змей, большой и красный, с 7 головами и 10 рогами, и на головах его 7 диадем, и хобот его увлек с неба третью часть звезд небесных. Змей стоял перед женою, которой надлежало родить, и хотел сожрать родившегося младенца. Тогда были даны жене два крыла большого орла, и улетела она в пустыню в приготовленное место. И пустил змей из пасти своей воду, как реку, чтобы потопить жену в реке». Толкование: жена — святая церковь; облечена в праведное солнце — в Христа; луну имеет под ногами — Ветхий завет; венец на голове ее — двенадцати апостолов учение; с болью рожает — святым крещением преобращает плотские чада в духовные; змей же — дьявол, как говорится, краснота — жестокость его и кровопийство; 7 глав — злые его, супротивные силы; 10 рогов знаменуют истребление царства, как раньше пели арамейское, константинопольское, египетское и прочии. Дитя жены, которое змей хотел сожрать, — те люди, что рождены были заново в святом крещении, но влечет их и после крещения дьявол к осквернению, подвигая к погибели; бегство жены в пустыню из старого Рима — из-за служения на опресноках, так как весь некогда великий Рим пал и болен неисцелимым неверием — ересью аполлинариевой. В новый Рим бежала, то есть в Константинополь, но и там покоя не обрела из-за соединения православных с латинянами на восьмом соборе, потому и была разрушена константинопольская церковь и унижена была, и стала подобна она хранилищу овощей. И наконец, в третий Рим бежала — в новую и великую Русь. Это тоже пустыня, так как не было в ней святой веры, не проповедовали там божественные апостолы, после всех воссияла там Благодать Божия спасения, с ее помощью познали мы истинного Бога. Единая ныне соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге, спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову церковь и утверждает православную веру. А когда змей испустит из уст своих воду, как реку, желая жену в воде потопить, то увидим, что все царства погонятся неверием, а новое же русское царство будет стоять оплотом православия.
|
|
После 1547г.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.-М., 1987.С.218-220.
Максим Грек. Послание царю Ивану IV
[...] Как уже выше сказал я, так и теперь говорю: пусть исчезнет из всякой благоверной мысли любая ложь и лесть, и зависть, пусть возлюбит каждый истину и справедливость, и славные, достойные всяческой похвалы правила царствующих благоверно. Если Богу угодно, то ни молчанием обойти, ни забвению предать, ни завистью победить не удастся, и да восхвалит каждый у себя и другим сделает известным, и громко воспеваем пусть будет и прославлен царь царствующих и Господь господствующих, от которого, по заповедям божественного апостола, вся сущая на земле власть, и от нее одно есть достойное и светлейшее царствование — твое, по отческому жребию многолетнему дошедшее до твоего благоверия, благочестивейший самодержец всея Руси, государь и князь великий Иван Васильевич! Тебе вручено оно от вышнего богоначалия, так управляй им согласно с правдой и правосудием, очищай его премудрейшими замыслами и законами от всякой несправедливости и грабительства, и кровопролития неправеднейших, клеветников бездушнейших, и колдовских, обманных соблазнов и всяческих сатанинских игрищ чувственных бесов, слуг антихриста, завлекающих души верных во всякие богомерзкие заблуждения. Тогда и мы сможем правдиво и искренно о твоем царствовании сказать словами пророка: «Боже, даруй царю суд Твой и сыну царя —Твою правду. Да судит он праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде и спасет сынов убогих от насильствующих и жестоко притесняющих», потому что никто другой так не готов к этому и так неусерден, как избранный наш царь и защитник наш, ибо он избавит угнетенного и отомстит за обиженного. Вспомнит он слова молящегося царя и пророка, сказавшего: «Сотворил я суд и правду, так не предавай меня обидчикам, видимым и невидимым». Укрепились, успокоили страны в древности, как ты слышал уже, при пресловутых царях Александре Македонском и Августе-кесаре. Успокоилась наша страна и при тебе, благовернейший самодержец наш, избавилась от всевозможной вражды и несправедливости. Многославный народ всей Руси управляем предобрейше твоими премудрыми мыслями и указами, и от них совершенный мир установится для людей на горах славянских и на холмах — благочестивое владычество твое славное. Князья и вельможи возлюбят правду, повинуясь твоим праведнейшим указаниям и повелениям, взирая на человеколюбивейшие твои устремления как на саму доброту, одушевленную и образ божественной благодати, которая невидимо озаряет многомудрый и пребыстрый ум твой царский. Как своим саном ты выше всех людей и всех подчиняешь себе, также превосходишь ты всех разумом и мудростью божественной, и милостью ко всем нуждающимся в твоей помощи благолепной царской. Ее же надеюсь получить и я, окаянный, довольно уже лет преодолевший, различными трудностями озлоблен бывший, как ладья, попавшая в пучину, беспрестанно обуреваем всякими треволнениями. Окажи мне милость, благовернейший царь, избавь меня от бедствий, которые терплю уже много лет, окажи мне милость ради щедрот всемилостивого Бога [...].
|
|
1551 г.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.-М., 1987.С.232-234.
Валаамская беседа
...Ангельская жизнь на небесах свет распространяет, а священническая и монашеская жизнь добрая, и пример ее верным людям на земле свет являет. Ради этого умоляем вас, возлюбленные отцы и дорогие братья, покоряйтесь благоверным царям и великим князьям русским, заботьтесь о них и во всем им навстречу идите; и Бога за них молите, как за самих себя, и больше даже, чем за себя. За такие молитвы и мы помилованы будем. Желайте добра государям своим во всем, — и жизнь свою за них надлежит вам отдать, и головы свои сложить, как за православную веру свою: пусть и волос не упадет с голов ваших за такие добрые дела перед Богом. Ибо свыше, самим Богом все отдано помазанному царю и великому, Богом избранному князю. А благоверным князьям русским и царю больше всех дана власть надо всеми; за всю державу царства с них в другой жизни взыщет праведный и страшный царь небесный Христос, Бог наш, о них все разузнает и к ответу за всех призовет, по их делам будет судить весь мир, каждому воздаст по делам его.
|
|
Хорошо ведь, хорошо, и снова скажем — хорошо, любимые мои, отцы и братья, честно и похвально пред пречистою нашею Богородицею вечно девою Марией и перед всеми святыми ликами от Бога награду получать. Иноков бранить и осуждать не подобает, а надо почитать их честно и милостыню им подавать, и обители им сооружать — монахам для прибежища, а христианам для душевного спасения. А от иноков ничего не надо принимать в дом свой, кроме прощения и благословения, то есть того, что Богом дано им на помощь всем христианам. А царям и великим князьям с мирян всякие налоги следует собирать с жалостью и всякие дела делать милосердно, советуясь со своими князьями и с боярами, и с прочими мирянами, а не с иноками. Милостивый человек царь, милость свою показал миру, сам уподобился милостивому Богу. Так подобает и каждому быть милосердным к другому и одаривать иноков не вотчинами с крестьянами, а следует инокам принимать в год определенные подати для всей братии, и священников и низших. И другие святые собирали только для того, чтобы кормиться, а не запасали на век, так и должно быть везде и для всех иноков от первого до последнего. А вотчин и волостей с крестьянами инокам ни в каком случае не следует давать. Это душам иноческим вредно, не пристало им в мирской суете вращаться; от всего мирского по уставу отреклись иноки сами своею волею, так как им подобает. Царям села и волости с крестьянами инокам не надо жаловать, не похвально для царей такое дело. Такие правители сами не могут управлять своим царством и отдают народ свой, богом им данный, как иноверных иноземцев в подчинение. Бог повелел царям царствовать и страной управлять, потому в титлах и пишутся они самодержцами. А таким царям не следует себя именовать самодержцами ни в чем, ведь управляют они Богом им данным царством с помощниками, а не самостоятельно и не со своими близкими — князьями и боярами, а с непогребенными правят, с мертвецами беседуют такие цари. Лучше сан и жезл, и царский венец с себя сложить и не иметь царского имени и престола, царства своего под собою, чем иноков мирской суетой от душевного спасения отвращать. Это не царское к инокам расположение, а душевредительство и вечная погибель — выплачивать монахам княжеское и боярское мирское жалованье и, как воинов, награждать волостями с крестьянами. Не с иноками Господь повелел царям государством и городами и волостями управлять и власть делить, а с князьями и с боярами, и с прочими мирянами, а не с иноками. Инокам повелел господь в смиренном образе за царя и за великих князей Бога молить.
Многие в начале жизни к тому стремились, чтобы стать иноками для великих подвигов и спасения души от славы и от всех обманов мира сего; и от богатства убегали и пустыни и ущелья для душевного спасения, а не для славы и суеты мира сего; уходили для того, чтобы за царя и за весь народ, и о тишине, и о порядке в мире сем Бога умолить. А если кто и обидит монахов, так они за тех, кто ненавидит и обижает их, больше, чем за себя, Бога молят непрестанно. Такой сан приняли на себя и Богу поклялись. И нам, грешным, Господь также велел тот обычай соблюдать и сан тот иметь, и во всем быть такими же для смиренной мудрости и добродетели, а не для злобы и тем более не для славы сего света и гордости. И в последние времена будут такие люди, что захотят стать иноками и нарядятся в одежды сана того, как женихи к свадьбе, но многие из них сделают это не ради смиренномудрия и душевной пользы, а из-за гордыни и тщеславия. [...]
И потому в последние времена начнут люди гибнуть от внезапных бедствий, и в разных местах за такие грехи начнется голод и мор частый, и будут многие землетрясения, и потопы, и междоусобные брани, и войны, и по разным причинам начнут гибнуть города и притесняться, смятения будут в царствах великие и ужасы, и будет рок преследовать их. Волости и села, и дома христианские запустеют, род людской начнет убывать, на земле станет еще просторнее, и людей будет меньше, но тем оставшимся людям на обширном пространстве жить будет негде. Цари на своих царских престолах не смогут долго держаться и будут часто сменять один другого из-за своего царского неразумия и из-за грехов иноческих, и из-за мирского невоздержания. Тогда Исайио пророчество начнет во всем мире наяву сбываться из-за беззаботности и безрассудности царей и великих князей, из-за невнимания к святым божественным книгам, в которые редко заглядывают из-за того, что ни во что не ставят Святое Писание.
А если захотят они, цари и великие князья, исполнить то, что им полагается и власть употребить, тогда укрепят они города и царства свои могучими воинами, добудут быстротекущую и суетную славу мира сего войнами и доблестью храбрости своей. Вот таким следует царю быть грозным! [...] Царю не следует быть простодушным и только у советников советы спрашивать, но подобает учиться сверх того у Святых Божественных книг, бесед Иосифа Прекрасного наставления принимать во внимание. Много — бесчисленное множество царей без злого умысла, но по простоте своей отвращают иноков от спасения души и вводят иноков в великую несметную погибель, принимая иноческие лживые челобитные. Господь иноков предназначил для исполнения десятого ангельского чина, а неразумные цари, противники Христа, иноков награждают и дают им свои царские вотчины, города и села, и волости с крестьянами, отнимая все это у мира, у христиан своих, и отдают все завидное и самое лучшее в монастыри инокам. Отнюдь инокам всего этого не надобно и не требуется, и не подобает, потому что ото всего отреклись иноки: и от мира сего, и от всего, что в нем. [...]
Увы нам грешным, увы! Великая скорбь, великая беда, великая вечная гибель! Кто нас выручит и кто избавит от огня неугасимого и от муки бесконечной! Отреклись ведь, окаянные, от мира сего в от всех соблазнов его, и все-таки и в иноках к той же суете обращаемся, как псы возвращаемся на свои блевотины, выплюнутую слюну с земли слизываем и в свои уста вбираем. Так и мы, многогрешные иноки, возлюбив монашество, отреклись от мира и от всего, что в нем. Имеем мы чин иноческий, но сидит в нас черт лукавый, и творим мы дела, угодные ему, а не Господу. В иноческом образе строим каменные ограды с палатами и украшаем свои кельи, как царские чертоги, позолоченными узорами с травами многоцветными, все лучшее и достойное зависти забираем себе и ублажаем себя пьянством и яствами, которые приносят те, кто трудится на нас, и миряне; все лучшее мы называем братской пищей и питьем, для себя все оставляем, а не для тех, кто работает на нас, не для тех, кто заботится о нас и кормит нас. По зависти отбираем у бельцев пищу самую лучшую, а ведь по уставу надлежит все лучшее отдавать мирянам и слугам нашим, а не нам, инокам, не нам и снова скажем не нам! [...]
Если где в мире будет власть иноческая, а не царских воевод, так не может быть Божией милости. Такие власть имеющие иноки не богомольцы, а гневители Бога. Горе инокам, возлюбившим мир и то, что в нем. Горе инокам, возлюбившим суету света сего и не сохранившим заповедь иночества и умершим не раскаявшимися из-за царского неразумия. Царям всем владеть установлено и распоряжаться всем велено, властям мирским всем в мире управлять положено, а не святительскому и иноческому чину [...].
Г.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв.-М., 1987.С.252-255.