Хотя ты и ждешь, брат мой истинный, слов от меня о молчании Бога ради, но что могу я, заблуждающийся и празднословный, всегда пребывающий во лжи и злобе, вынести из нечистого сердца о таком благе, в котором живет корень всего добра и невыразимые сокровища жизни вечной! Молчание [...] — великое дело [...], молчать велит Бог при всяком зле: и делом, и словом, и мыслью! Обращать же речь следует только к Богу единому, ибо начало погибели — тщеславие. Поэтому и Господь, порицая нас, говорит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда». Так думай всегда о том, какое слово произнести и от какого уберечься, тем ты и оправдаешься. [...]
О, чадо, насколько же молчание велико и достойно пред Богом! Вспомни, как Бог сына своего хвалит и изрекает: «Молчалив и смирен, и смирения ради не отверзает уст своих». О, безумье наше! Какого блага лишаемся, не умея молчать! Ведь не закрываем рта из-за злых речей и плетения слов и потому становимся омерзительны и Богу и людям. Говорливость во многие грехи вводит нас, а молчание от всякого зла удерживает нас [...]. О, язык мой, супостат мой, доброго имени моего погубитель! О, язык мой, враг мой, друг сатаны, советник дьявола, подданный беса! (...) Тебя так называет Иаков, брат Господа: «Ты — огонь, так как жжешь род человеческий, опаляя геенной огненной, так зол ты, что гонишь прочь человека, который не хочет тебе возражать, взбешен ты, как будто от яда змеиного. И если всякая тварь укрощается родом человеческим, тебя же, язык, никто ни укротить, ни одолеть не может». В какие только грехи не вводишь ты людей, о язык, капкан греха: ты ссоришь между собой братьев, единомышленников, о разгонитель миротворцев! Как тобою Бога призову, как тебя направлю, если привольно бесишься, злыми словами смущая братьев, благочестиво живущих перед Богом. О, язык, ты не хочешь молчать и тихо, безмятежно жить — смиренно, умиленно, кротко. О, злодей язык, ты меня погубишь, дерзкий член, мерзко-словесный говорун. О, сколько добра ты отнял у меня, молчания Бога ради, и радости душевной лишил ты меня, враг мой! Из-за тебя ненавижу братьев, из-за тебя молитва моя не доходит до Бога, из-за тебя стал плох и неприятен мой труд; ты мой ум отвратил от Бога, ты мою душу осквернил ненавистью, из-за тебя закрыто сердце мое. Ты делаешь меня враждебным всему роду людскому, из-за тебя боюсь повстречаться с любым человеком, ведь когда увижу кого-нибудь, то страх за тебя, как копьем, пронзает мое сердце, и говорю тогда себе: «Без греха не обойти мне человека этого Божия; тобою, язык, уколю его, и если он промолчит, то не смогу удержать тебя — а ты добрых слов не знаешь!» (...)
Повелеваю тебе, язык, правдивые слова говорить всякому человеку и не кривить, не лгать, не льстить никому. Но ты исполнился всяческого зла, говоря о чистоте душевной, болтаешь дерзко и нагло, жестоко, сумбурно, вспыльчиво, ветрено, ничтожно, гневно, сварливо, с бранью, хулой, руганью и клеветой [...]. Ты сеешь раздор между странами, ты поднимаешь народ на народ, ты разжигаешь войны между людьми, ты страх божий отгоняешь от нас, ты заговор составляешь на Господа, из-за тебя появились развратители Божьей веры, сыновья человеческие тобою идола благословили, из-за тебя ссоры между мужчинами и женщинами дошли до небес, из-за тебя сатана, приняв другой облик, пляшет во всем мире, из-за тебя коварство враждебное появилось в людях [...).
Поэтому более всего хотел бы, преисполнившись решительности, молчать, но не могу. И ради этого молюсь Всемогущему; всегда согрешая языком, прося избавления и исправления, говорю: «Господи, Боже мой, Троица Единосущная: Отец, Сын, Святой Дух, наставь меня на путь истины и научи меня исполнять волю твою, избавь меня от всего злоязычия и дай же мне меру словес, потому что погибаю я из-за языка и других осуждаю и укоряю […]».
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Рус», Х1-ХУП вв. -М.. 1987.С.307-309.
Поучение святых отцов к ленивым и не желающим работать
Друзья и братья мои любимые! Не уподобляйтесь ленивому рабу — не спите долго, не лежите долго, вставайте рано, ложитесь поздно [...]. Лежа добра не видать, а горя не избыть и спасения не получить, Бога не умолить и от грехов не очиститься, чести и славы не получить, красивых одежд не носить, медового питья не пить и сладкого брашна не есть! Глупому и ленивому, и неповоротливому не прослыть добрым мужем и хозяином в доме не быть, и во власти себя не видеть, и у Бога, князя и у государя в милости не бывать. А еще беда его по голеням бьет, а долг его взашей толкает, нужда в его дому засела, а болезни за плечами его лежат, уныние на его голове, и насмешка — в бороде, желания его лишь на словах, а оскомина на зубах, горе на языке, и в горле — печаль, в печени его сухота, во чреве голод, нищета у него в кошельке гнездо свила.
Такой человек ленивый и полежать любящий — в доме не хозяин, жене не муж и детям не отец, добрые люди с ним не знаются. В деревне жить он ленится, а на посаде не годится, в село его пустят, а в городе ему и места нет. И ходит он по улицам скитаясь, в как голодная собака по окнам глядит, и как шелудивая свинья об углы чешется, потому что привязалась к нему лень и висит, как сума за плечами, а нищета у него за пазухой уж гнезда свила, и скорбь у него на бедрах висит, а тоска ноги связала.
О, горе! Привязалась к нему лень, как милая жена к мужу своему! И часто вздыхает он, а расстаться не хочет. Окаянные бесы - как любимые друзья для него, а сон долгий - как милый отец, злая же вялость - как родная его мать, а упрямство и своеволие любит и держится за них - как будто брата и сестры боится лишиться! Укоры, брань и бесчестие, которые ему воздают, принимает, как снег на голову. И привыкает, проклятый, чужим трудом кормиться, как будто червь капусту точит. И от большой тоски спит без меры, а бесы ему во сне сны показывают и видения являют. Пробудившись ото сна, предается он мечтаниям и тем еще большую погибель навлекает на себя, наследует потом вечную муку, - пусть избавит нас от нее Господь Бог молитвами Пречистой его матери и всех святых. Всегда и ныне и присно во веки веков. Аминь.
Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв. - М.. 1987.С.303 – 304.
Раздел 3. Древнерусская традиция оценки
Смутного времени