Слово о молчании некоего монаха к духовному брату

 

Хотя ты и ждешь, брат мой ис­тинный, слов от меня о молчании Бога ради, но что могу я, заблуж­дающийся и празднословный, все­гда пребывающий во лжи и злобе, вынести из нечистого сердца о та­ком благе, в котором живет корень всего добра и невыразимые сокро­вища жизни вечной! Молчание [...] — великое дело [...], молчать велит Бог при всяком зле: и делом, и сло­вом, и мыслью! Обращать же речь следует только к Богу единому, ибо начало погибели — тщеславие. По­этому и Господь, порицая нас, го­ворит: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они от­вет в день суда». Так думай всегда о том, какое слово произнести и от какого уберечься, тем ты и оправ­даешься. [...]

О, чадо, насколько же молчание велико и достойно пред Богом! Вспомни, как Бог сына своего хва­лит и изрекает: «Молчалив и сми­рен, и смирения ради не отверзает уст своих». О, безумье наше! Како­го блага лишаемся, не умея мол­чать! Ведь не закрываем рта из-за злых речей и плетения слов и по­тому становимся омерзительны и Богу и людям. Говорливость во многие грехи вводит нас, а молча­ние от всякого зла удерживает нас [...]. О, язык мой, супостат мой, доброго имени моего погубитель! О, язык мой, враг мой, друг сата­ны, советник дьявола, подданный беса! (...) Тебя так называет Иаков, брат Господа: «Ты — огонь, так как жжешь род человеческий, опаляя геенной огненной, так зол ты, что гонишь прочь человека, который не хочет тебе возражать, взбешен ты, как будто от яда змеиного. И если всякая тварь укрощается родом человеческим, тебя же, язык, никто ни укротить, ни одолеть не может». В какие только грехи не вводишь ты людей, о язык, капкан греха: ты ссоришь между собой братьев, единомышленников, о разгонитель миротворцев! Как тобою Бога при­зову, как тебя направлю, если при­вольно бесишься, злыми словами смущая братьев, благочестиво жи­вущих перед Богом. О, язык, ты не хочешь молчать и тихо, безмятеж­но жить — смиренно, умиленно, кротко. О, злодей язык, ты меня погубишь, дерзкий член, мерзко-словесный говорун. О, сколько до­бра ты отнял у меня, молчания Бога ради, и радости душевной лишил ты меня, враг мой! Из-за тебя не­навижу братьев, из-за тебя молитва моя не доходит до Бога, из-за тебя стал плох и неприятен мой труд; ты мой ум отвратил от Бога, ты мою душу осквернил ненавистью, из-за тебя закрыто сердце мое. Ты дела­ешь меня враждебным всему роду людскому, из-за тебя боюсь по­встречаться с любым человеком, ведь когда увижу кого-нибудь, то страх за тебя, как копьем, пронзает мое сердце, и говорю тогда себе: «Без греха не обойти мне человека этого Божия; тобою, язык, уколю его, и если он промолчит, то не смогу удержать тебя — а ты доб­рых слов не знаешь!» (...)

Повелеваю тебе, язык, правди­вые слова говорить всякому чело­веку и не кривить, не лгать, не льстить никому. Но ты исполнился всяческого зла, говоря о чистоте душевной, болтаешь дерзко и на­гло, жестоко, сумбурно, вспыльчи­во, ветрено, ничтожно, гневно, сварливо, с бранью, хулой, руганью и клеветой [...]. Ты сеешь раздор между странами, ты поднимаешь народ на народ, ты разжигаешь войны между людьми, ты страх божий отгоняешь от нас, ты заго­вор составляешь на Господа, из-за тебя появились развратители Божь­ей веры, сыновья человеческие то­бою идола благословили, из-за тебя ссоры между мужчинами и жен­щинами дошли до небес, из-за тебя сатана, приняв другой облик, пля­шет во всем мире, из-за тебя ко­варство враждебное появилось в людях [...).

Поэтому более всего хотел бы, преисполнившись решительности, молчать, но не могу. И ради этого молюсь Всемогущему; всегда со­грешая языком, прося избавления и исправления, говорю: «Господи, Боже мой, Троица Единосущная: Отец, Сын, Святой Дух, наставь меня на путь истины и научи меня ис­полнять волю твою, избавь меня от всего злоязычия и дай же мне меру словес, потому что погибаю я из-за языка и других осуждаю и укоряю […]».

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Рус», Х1-ХУП вв. -М.. 1987.С.307-309.

Поучение святых отцов к ленивым и не желающим работать

Друзья и братья мои любимые! Не уподобляйтесь ленивому рабу — не спите долго, не лежите долго, вставайте рано, ложитесь поздно [...]. Лежа добра не видать, а горя не избыть и спасения не получить, Бога не умолить и от грехов не очиститься, чести и славы не полу­чить, красивых одежд не носить, медового питья не пить и сладкого брашна не есть! Глупому и лениво­му, и неповоротливому не про­слыть добрым мужем и хозяином в доме не быть, и во власти себя не видеть, и у Бога, князя и у государя в милости не бывать. А еще беда его по голеням бьет, а долг его взашей толкает, нужда в его дому засела, а болезни за плечами его лежат, уныние на его голове, и насмешка — в бороде, желания его лишь на словах, а оскомина на зу­бах, горе на языке, и в горле — пе­чаль, в печени его сухота, во чреве голод, нищета у него в кошельке гнездо свила.

Такой человек ленивый и поле­жать любящий — в доме не хозя­ин, жене не муж и детям не отец, добрые люди с ним не знаются. В деревне жить он ленится, а на по­саде не годится, в село его пустят, а в городе ему и места нет. И ходит он по улицам скитаясь, в как го­лодная собака по окнам глядит, и как шелудивая свинья об углы че­шется, потому что привязалась к нему лень и висит, как сума за плечами, а нищета у него за пазу­хой уж гнезда свила, и скорбь у него на бедрах висит, а тоска ноги связала.

О, горе! Привязалась к нему лень, как милая жена к мужу сво­ему! И часто вздыхает он, а рас­статься не хочет. Окаянные бесы - как любимые друзья для него, а сон долгий - как милый отец, злая же вялость - как родная его мать, а упрямство и своеволие любит и держится за них - как будто брата и сестры боится лишиться! Укоры, брань и бесчестие, которые ему воздают, принимает, как снег на голову. И привыкает, проклятый, чужим трудом кормиться, как будто червь капусту точит. И от боль­шой тоски спит без меры, а бесы ему во сне сны показывают и ви­дения являют. Пробудившись ото сна, предается он мечтаниям и тем еще большую погибель навлекает на себя, наследует потом вечную муку, - пусть избавит нас от нее Господь Бог молитвами Пречистой его матери и всех святых. Всегда и ныне и присно во веки веков. Аминь.

Текст печатается по изданию: Красноречие Древней Руси, Х1-ХУ11 вв. - М.. 1987.С.303 – 304.

Раздел 3. Древнерусская традиция оценки

Смутного времени

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: