Повесть книги сея от прежних лет,
1626.
Авраамий Палицын. История в
память предыдущим родам, 1620.
Иное сказание, 20-ые годы XVII в.
Многолетняя Смута начала XVII века, коснувшись практически каждого человека Российского государства, повлияла на историческое мышление древнерусских книжников. Они попытались найти реальные причины постигших Россию потрясений. Это не означало, что Божественный промысел отвергался, но ощущалась его явная недостаточность. Поиск реальных причин исторических событий находился в сфере оценок умственных и нравственных качеств людей, прежде всего исторических деятелей. Древнерусские книжники считали, что Высшая сила использует для своих проявлений умственные и нравственные качества людей. Появились попытки оценить характер главных действующих лиц драмы начала XVII века: предшественника - Ивана IV и современника - Бориса Годунова. Сочинения пополнились психологическими портретами. Катырев-Ростовский попытался понять личный характер Ивана IV. В своей «Повести...» он писал о государе: «За отечество стоятель, многие блага сотвори, книжного почитания доволен и многоречив зело». Вместе с тем Иван «на рабы, от Бога данные ему, жестокосерд вельми, а на пролитие крови и на убиение дерзостен и неумолим, множество народа от мала и до велика при царстве своем погуби и многие грады свои поплени». «Новый летописец» виновником Смуты считал Бориса Годунова, пресекшего династию Рюриковичей.
Современник событий, дьяк Иван Тимофеев впервые разработал концепцию Смуты. Его «Временник...» исследователи считают одним из важнейших русских историко-философских сочинений. В концепции Смуты ясно видны два аспекта: философский и исторический.
В философском круге рассуждений причиной Смуты Иван Тимофеев считал бесчисленные нарушения христианской морали, которые допускали русские люди. Он показал картину низкого морального состояния общества, в котором часто наблюдались: «дерзость клятвопреступлений, лицемерие, потеря между собой общего любовного союза, безмерное употребление вина и обжорство, ненасытное сребролюбие; приобретение множества больше, чем нужно, различных вещей; зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов». Следствием низкого морального состояния общества явилось распространение лжи, ее безнаказанность, рост. Особенно среди приближенных к верховной власти. Иван Тимофеев считал, что «плевел лжи» заглушил истину. Она умолкла и поникла. Власть оказалась в недостойных руках, но не нашлось ни одного «крепкого» человека, который возвысил бы голос против произвола «тиранов». Он писал: «Поищем у себя и все усердно постараемся прежде всего уяснить то, за какие грехи, не бессловесного ли ради молчания, наказана наша земля».
Победа лжи означала молчание перед правдой. Промолчали перед Борисом Годуновым (устранил Рюриковичей), породили Григория Отрепьева. Возникла цепная реакция зла: попустили одному, значит можно и другим тянуться к Московскому трону, к изменению своего положения (чернь).
Через страдания людей, через их попытки достойно закончить ужасы кровопролития, Божья благодать возвращается на Русскую землю. Она проявляется в акте всенародного избрания на царство Михаила Романова. В сочинении Ивана Тимофеева мы найдем философское обоснование Божественной санкции на то, чтобы новый царь стал природным носителем идеала «Правды». Он писал: «Истинный царь лишь природный и вместе с тем избранный. Избирать можно лишь природного царя». Авраамий Палицын называет Михаила Романова «избранным от Бога прежде его рождения». Иван Тимофеев в непрерывной цепи наследственных царей ставил Михаила прямо после Федора Иоанновича, игнорируя и Годунова, и Шуйского и всех самозванцев.
Исторический аспект концепции Смуты Ивана Тимофеева выглядит так. Начало ее связано с кончиной Ивана IV и царствованием Федора Иоанновича. Оба эти факта носили, по мнению Ивана Тимофеева, тень «злокозней» Бориса Годунова. Именно Борис вместе с Богданом Бельским свели в могилу Ивана Грозного, именно Борис рассеял красивых боярских дочерей, способных иметь потомство, по монастырям, чтобы Фёдор Иоаннович не остановил на них своего взора; туда же он отправил «вельмож мудрых»; велел убить царевича Дмитрия; покушался на жизнь самого Федора Иоанновича. Центральными событиями Смуты Иван Тимофеев считал воцарение Бориса Годунова, нарушившего традиции царской власти в России и показавшего пример любому; «самовластье рабов» - Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II, которые воспользовались примером Бориса. Правление «рабов» было отягощено иноземным вторжением в Россию и действиями «домашних» злотворцев». Разрешилось Смутное время всенародным избранием на царство Михаила Романова, родственника «святоцаря Федора Иоанновича».
Древнерусские книжники прекрасно видели и понимали, что Смутное время включало в себя и трагедию гражданской войны («потерю между собой общего любовного союза»).
Философскую оценку массовым выступлениям крестьян дал в своем сочинении Иван Тимофеев. Пагубный пример «раба» Бориса, ставшего царем, распространился на «рабов-крестьян», которые захотели стать свободными и равными своим господам. Иван Тимофеев однозначно осудил стремление «холопьей рати» сравняться с господами. Это стремление пагубно, так как права господ извечны. Поэтому русские крестьяне не должны были нарушать традицию повиновения феодалам своими выступлениями.
Историческую оценку массовым выступлениям крестьян в годы Смуты мы находим в сочинении Авраамия Палицына. Его «История в память предыдущим родам» содержит специальную главу под названием «О зачале разбойничества и ворех во всей России». Автор географически локализовал это «зачало» юго-западными окраинами России. Именно там скапливался в больших количествах беглый люд. Авраамий Палицын не стал уходить от прямого ответа на вопрос о причине побегов в таких количествах. Они заключаются в «закабалении бедных и голодных».
Авторы другого памятника первой половины XVII века - «Псковского сказания» называли виновниками этого закабаления бояр и «сильных градодержателей».
Древнерусские книжники, рассуждая о Смуте и крестьянском бунте начала XVII века, стали мыслить социально. Они пришли к выводу, что общество составляют разные группы людей, каждая группа имеет свои интересы, могут происходить столкновения этих интересов и этих групп.
Древнерусские книжники начала XVII века пытались в жизни общества увидеть не только проявление Божественной воли, но и причины исторических событий. В исторической мысли еще раз утверждалась старая идея о необходимости в России сильной царской власти, соединенной с идеей «Правды». При этом были признаны принципы как наследственной так и избирательной монархии.
Древнерусские книжники ХVII века были патриотами. Они отстаивали единство и независимость своей земли.