Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим и лабораторным занятиям

Для изучения темы необходимо ознакомиться с разделами указанной основной и дополнительной литературы, касающихся моделей временных рядов.

Теоретический материал для выполнения заданий можно найти в главах 5-6 учебника [1] основной литературы, в главе 6 учебника [3] дополнительной литературы. Подробное решение задач изложено в разделах V- VI практикума [4].

Важнейшим условием правильного формирования временных рядов является сопоставимость уровней, образующих ряд.В практике исследования динамики явлений принято считать, что значения уровней () временных рядов могут содержать следующие компоненты: тренд (), сезонную компоненту (), циклическую компоненту () и случайную составляющую ().Решение любой задачи по анализу и прогнозированию временных рядов следует начинать с построения графика исследуемого показателя, т.к., на этом этапе можно исследовать компонентный состав временных рядов, а также сделать первые шаги к выбору модели для описания их динамики.Распространенным приемом при выявлении тенденции развития является сглаживание временного ряда. Суть различных приемов сглаживания сводится к замене фактических уровней временного ряда расчетными уровнями, которые в меньшей степени подвержены колебаниям. Это способствует более четкому проявлению тенденции развития. По временным рядам за ряд лет в помесячном или поквартальном разрезе могут наблюдаться сезонные колебания. Обратите внимание на методику построения аддитивной и мультипликативной моделей с учетом сезонности, на методы моделирования временного ряда с периодическими колебаниями с помощью ряда Фурье. Модели временных рядов используются при составлении краткосрочных прогнозов.

 

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Как используются показатели динамики для обоснования типа модели тренда?

2. Что такое автокорреляция уровней динамического ряда и как ее можно оценить количественно?

3. Дайте определения автокорреляционной функции и коррелограммы временного ряда.

4. С какой целью используется критерий Дарбина-Уотсона?

5. Опишите алгоритм построения аддитивной и мультипликативной моделей временного ряда.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники по теме:

1) Основная учебная литература: [1].

2) Дополнительная учебная литература:[1], [2], [3], [4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: