При изучении данной темы в режиме самостоятельной работы следует руководствоваться следующими рекомендациями:
– теоретический материал для выполнения заданий представлен в главе 4 учебника [1] основной литературы, в главе 9 учебника [3] дополнительной литературы;
– образцы решения типичных задач изложены в разделе IVпрактикума [4].
Следует отметить, что при переходе от приведенной формы модели к структурной исследователь сталкивается с проблемой идентификации. Идентификация – это единственность соответствия между приведённой и структурной формами модели. С позиции идентифицируемости структурные модели можно подразделить на три вида: идентифицируемые; неидентифицируемые; сверхидентифицируемые.Коэффициенты структурной модели могут быть оценены разными способами в зависимости от вида системы одновременных уравнений. Наибольшее распространение в литературе получили следующие методы оценивания коэффициентов структурной модели:
• косвенный метод наименьших квадратов (КМНК);
• двухшаговый метод наименьших квадратов (ДМНК);
• трехшаговый метод наименьших квадратов (ТМНК).
Требуется подробно ознакомиться с этими методами.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое системы одновременных уравнений в экономическом моделировании? Приведите примеры таких систем.
2. Какие переменные модели называются экзогенными, а какие – эндогенными?
3. Как связаны между собой структурная и приведенная форма модели?
4. В чем состоят проблемы идентификации модели и какие условия идентификации (необходимое и достаточное) вы знаете?
5.В чемсуть косвенного метода наименьших квадратов?
6. В чем сутьдвухшагового метода наименьших квадратов?
Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники по теме:
1) Основная учебная литература: [1].
2) Дополнительная учебная литература:[1], [2], [3], [4].
Тема 3.2. Анализ панельных данных
Предмет теории массового обслуживания. Общие положения. Моделирование систем массового обслуживания. Модели систем массового обслуживания в таможенной деятельности.
Практические занятия « Системы и модели массового обслуживания »
(форма обучения – очная, 2 ч., ситуационные задания −2ч.)
1. Модели панельных данных.
2. Их анализ.
Задания для самостоятельной работы
1. Изучить теоретический материал по вопросам:
1.1. Панельные данные и их преимущества.
1.2. Однонаправленные модели панельных данных.
1.3. Качество подгонки.
1.4. Выбор модели.
1.5. Двунаправленная модель панельных данных с фиксированными эффектами.
2. Выполнить задания:
2.1. Пример 1, стр. 310 практикума [4]
2.2. Пример 2, стр. 314 практикума [4]
2.3. Задачи 1-10 на стр. 328 практикума [4].
Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям
Панельные данные состоят из повторных наблюдений одних и тех же выборочных единиц, которые осуществляются в последовательные периоды времени. В качестве объектов наблюдения могут выступать индивиды, домашние хозяйства, фирмы, страны и т.д. Примером панельных данных могут быть ежегодные обследования одних и тех же домашних хозяйств или индивидов (например, для определения изменения их благосостояния), ежеквартальные данные об экономической деятельности отельных компаний ежегодные социально-экономические показатели для регионов одной страны или группы стран и т.д.
Панельные данные совмещают в себе как пространственные данные, так и временные ряды и сочетают достоинства каждого их этих видов данных. Это позволяет строить более адекватные и содержательные модели для изучения истинной причинно-следственной связи между различными переменными, что представляется невозможным в рамках только временных или только пространственных данных. Выделяют следующие преимущества использования панельных данных.
1. Панельные данные позволяют учитывать индивидуальную неоднородность.
2. Панельные данные содержат большое число наблюдений и тем самым предоставляют исследователю большее количество информации, им свойственна большая вариация и меньшая коллинеарность объясняющих переменных, они дают большее число степеней свободы и обеспечивают большую эффективность оценок.
3. Панельные данные предоставляют возможность изучать динамику изменений индивидуальных характеристик единиц совокупности. Панельные данные хорошо подходят для изучения перемены работы, периода безработицы, изменений в доходах, для исследования длительности пребывания в определенном экономическом состоянии, например в бедности или в качестве безработного, а также могут помочь изучить скорость приспособления индивидов к изменениям в экономической политике.
При изучении данной темы в режиме самостоятельной работы следует руководствоваться следующими рекомендациями:
– теоретический материал для выполнения заданий представлен в главе 9 учебника [1] основной литературы;
– образцы решения типичных задач изложены в разделе VII практикума [4].
Контрольные вопросы для самопроверки
Какие данные называются панельными?
2. Назовите преимущества использования панельных данных.
3. Какие панельные данные называются сбалансированными?
4. Назовите недостатки применения модели с фиксированными эффектами.
5. Чем модель со случайными эффектами отличается от модели с фиксированными эффектами?
Рекомендуемая учебная литература и иные источники по теме:
1) Основная учебная литература: [1].
2) Дополнительная учебная литература:[1], [2], [3], [4].
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ