Предмет макроэкономики. ВВП и другие показатели дохода и продукта. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен

Предмет макроэкономики.

Макроэкономика — это часть экономической теории, изучающая экономику в це­лом.

Предметом макроэкономики является: - взаимодействие совокупных спроса и предложения и действие на формирование национального валового продукта (ВНП); - занятость и безработица в экономике; - методы борьбы с инфляционными процессами; - цикличность экономического роста; -макроэкономическая политика государства; внешнее взаимодействие национальной экономики.

Данные проблемы могут быть решены двумя способами: 1) налогобюджетная (фискальная) политика – направлена на стимулирование совокупного спроса в соответствии с фазой экономического цикла, 2) денежно-кредитная (монетарная) политика – основана на регулировании денежных масс в обращении и использования метода невмешательства в экономическую систему.

Принцип агрегации: в макроэкономике все величины рассматриваются в агрегированном (совокупном) виде. Сжатие всего многообразия ассортимента до одного продукта в виде ВНП облегчает выявление наиболее существенных связей в национальной экономике.

ВВП и другие показатели.

Государственные статис­тические органы ведут учет изменения уровня цен с помо­щью целой системы индексных показателей: 1) показатели, характеризующие формирование
национального объема производства (ВВП и ВНП), 2) ценовые показатели: общий уровень цен, индексы инфляции, дефлятор ВНП; 3) показатели, характеризующие заимствование финансовых ресурсов: процентная ставка, ставка рефинансирования ЦБ; 4) показатели занятости. В частности, индексы сравнивают с потребительской корзиной: а) индекс потребительских цен, учитывающий изменение в потреблении основных товаров и услуг сред­ней семьей (потребительская «корзина» насчиты­вает 300-400 благ); б) индекс цен производителя, рассчитываемый по «кор­зине», включающей свыше 3000 товаров промышленного назначения; в) дефлятор ВНП представляет собой наиболее общий из перечисленных индексов цен, так как в качестве «корзины» предполагает все конечные товары и услуги.

Индексы цен.

Цена — стоимость единицы товара, выраженная в деньгах. Все товары и услуги, вклю­ченные в рыночный оборот, имеют цены, которые устанав­ливаются под воздействием рыночного механизма спроса и предложения. Рост и падение цен сильно влияют на экономику, поэтому важно отслеживать их динамику. Делается это с помощью макроэкономического показателя общего уровня цен, кото­рый рассчитывается в виде денежной оценки произведен­ных в обществе благ. Общий уровень цен в различные пе­риоды времени неодинаков, поэтому его изменение фиксируется с помощью индекса цен:

Индекс цен = (Цены текущего периода)/(Цены базового периода) х 100%.

Валовой национальный продукт - рыночная стоимость всех конечных товаров, услуг, произведенных и использованных в стране за год. Конечные услуги и товары – благо, которые идут на потребление. Промежуточные услуги и товары (включены в стоимость конечных) – сырье, материалы, затраты на электроэнергию, транспорт и т.д.

Если показатель ВНП учитывает деятельность страны не только на ее территории, но и за рубежом, то валовой внутренний продукт — всех людей на территории страны вне зависимости от гражданства. Для развитых стран различия ВНП и ВВП незначительны и не превышают 2—3%, что позволяет для упрощения их идентифицировать.

Для того чтобы характер развития экономики в длительном периоде не искажался ­под воздействием изменения цен, используются показатели номинального и реального ВНП.

Реальный ВНП = (Номинальный ВНП)/(Индекс цен) *100%

Дефлятор ВНП = (Номинальный ВНП)/(реальный ВНП) *100%

ВВП является основным показателем уровня развития народного хозяйства, хотя он не учитывает: стоимости сделок на купле-продаже и ценных бумаг, стоимость сделок по купле-продаже поддержанных благ, стоимость денег в теневой экономике, работы в домашнем и подсобном хозяйстве, загрязнение окружающей среды.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: