Либеральные реформы 1860-х – 1870-х гг

Современники: Соловьев – сравнивал Александра и Петра, Их реформы сравнивал с повозкой, которая запряженная лошадьми несется с горы, и Петр сумел ее удержать, а Александр нет. Чичерен – представит.либарального лагеря говорил, что свое бремя Ал.выдержал, но настолько, насколько хватило, т.к.он по природе своей слишком мягок и плохо разбирался в людях. Советская историография: Зайончковский, Чулков, Дружинин отмечали, что преобразования носили классовый хар-р, т.е в интересах правящего класса (помещиков и дворян). Современная историография: Баханов, если бы Ал.ничего больше не сделал как отмена креп.права, он всеравно бы вошел в историю как великий реформатор. Т.к.ему поставлено много памятников на народные деньги. Чернуха говорит, что Ал.постигла судьба всех рос.реформаторов, которого как и всех оценивают после смерти. Левандовский считал, что не было не физических, не духовных сил для проведения реформ, он жаждал быстрых реформ. Исследователи: Военная реформа- Бескровный, земская реформа – Лаптева, финансовая реформа –Степанов, суд – Ларин и др

Реформы: земская реформа,городска, судебна, военная, финансовая,.

Земская реформа 1864 г. земства – некий орган власти, кот должен заниматься вопросами местного самоуправления. Сельские общины объед в волости, те в уезды, уезды в губернии. Задача распростр мест самоупр до уровня уезда и губерн, поэтому это продолж крест реф-мы. В 1859 г пер проеты: Валуев. Земства должны были заниматься только адм-хоз деят-ю, а не политикой. Помещикам нужно было компенсировать потерю власти над крестьянами. Создавались земства на уездном и губерноском уровне. На уездном уровне создались органы распорядит и исполнит. Распорядит- приним решения, исполнит – исполняют. Уездное земское собрание и губернское земское собрание - распорд орган, исполнит органы: уездная и губернская земские управы. Уезд уровень – собрать деньги с волосте и построить больницу, например. Членов земств называли гласными, формир по сословному принципу. На примере уездного зем собрания: У дворян большинство, хотя и 42%, а у остальных 58% но это 2 курии: купечество и мещанство + крестьянство. На губернском уровне 1-я курия (землевладельцы) составляли уже 74%. Выборы земских органов проходили раз в 3 года. Из 78 губернии органы местного самоупр.созданы в 34. обязанность земств: медиц.профилактика, статист. собирание данных, дороги.

Городская реформа (1870 г) проектный город – Москва в этом недостаток, нужно было взять средний городок. С зем реформой разница в структуре органов местного самоуправления и в принципе комплектования гласных. Единый одноуровневый подход: распорядит органы и исполнит органы. Городское собрание – распорядит орган. Городская управа – исполнит орган. Городское собрание всоре переименовали в горолскую думу – выбирали городского голову. Город содержал тюрьмы, горожане были сильно недовольны этим. Гласные по 3 куриям: по принципу вклада налогового бремени (принцип налогово платежности). 56% в органах городского самоуправления составляли купцы. Доминировали представители торгового люда, так как в городах помещикине были доминирующими. В 70-е гг повышается имущественный ценз повышается для гласных. Это приводит к сокращению 3-й курии. В 80-е гг гос-во вводит нов должность – Земский начальник – для контроля над органами местного самоуправ-я. Гос-во не дало им выйти за рамки адм-хоз функций.

Судебная реформа 1862 г. Бесправие в суде, так кА мест администрация влияла на решение суда, сменяемость судей, отсутствие состязательства (не было адвокатуры), все суды за закрытыми дверями (взятки, давление). Отсутствовали присяжные, следователи. Функцию следователей выполняли полицейские. Нотмариат отсутствовал. Презумпция невиновности тоже. Проект Блудова 57 г показался слишком либеральным. Проэет Глебова 59 г показался слишком революционным. 61 г. Проект Зарудного адаптировал европейский уровень для России. Он лег в основу для суд уставов 62 г. 1-напрвление: изменение принципов судопроиз-ва 2 напрв-е: появл нов суд уставов. Нов стр-ра: нижняя ступень а) мировой суд  (мир судья рассматри дела с ущербом до 500 руб) б) спец суды: военный, церковный, для придворных в) окружной суд (дела свыше 500 руб, округ = уезд) 2 ступень: съезд мировых судей и судебная палата (уровень губернии). Далее сенат и император. Только кассационная функция. Император имел право на помилование. Кассация – жалоб – не на решение, а на ход самого суд заседания, аппеляций – жалоба на решение суда. Ушел сосовный характер суда. Право подать прошение на имя императора. Появились адвокаты. Талантливые адвокаты: Спасович (дело офицера). Были уже присяжные, ценз для них 200 руб. Адвокат и прокурор могли неугодных присяжных удалть, но чтобы оставалось не менее 12. Присяжные выносят вердикт: виновен, не виновен, виновен, но заслуживает снисхождения. Корифей адвокатства: Плевако (дело о священнике). Итоги судебной реформы: положит: способ формиров гражд общества (все равны п/д законом, отмена телесных наказаний), приближ к Европ стандартам – гласность, принцип несменяемости судей, зарплата судьям, появл суд следователей,появились суд приставы, нотариат. Минусы: отсутствие понятия полит преступления (судили по уголовному) – дело Веры Засулич – хотела убить градоначальника Трепова. Заступилась за друга, кот не пориветствовал сняв головной убор трепова. Вердикт – не виновна).

Реформа образования (1863-64 гг) проблема массовая безграмотность. В обсуждении проета участ Пирогов, Самарин, Кавелин. Ми обр-я Головнин. 2 т.з.: 1) образ-е должно быть общм по всем предметам 2) обр-е должно быть узкопрофильным, соответ будущей практич деят-ти. К 64 г готов компромиссный проект: 1) отмена сосл принципа образования, но платно и половая дискриминвация: девушки не могли учиться в вузах. Могли учиться за границей с разрешения отца или мужа. Суфражизм- один из видов феминизма – борьба женщин за равные права с муж. 2) расширение сети школ: земские – 70%. Совмещали и практику и теорию. Школы министерства народного просвещения – 20%, церковных школ мало. Среднее обр-е: гимназии объявлялись всесословными, платно, пока только для мальчков. Гимназии реальные и классические. В универ только после гимназии. 7 лет в гимназии. Единицы заканчивали. Высшее обр-е: расширилась сеть унив-ов. Новые унив-ты: Гельсингфоргски, Одесский. Отменили форму, отменили внутреннюю цензуру, университ автономия: выбор ректора, декана самостоятельно. Обучение дорогое: 40-50 руб в год. После покушения на Ал 2 в 66 г плата за обучение выросла, мин обр-я в отставку, повышались нац квоты, увеличено число часов богословского цикла. К нач 80-х гг девочки получают доступ в гимназии, а высшее либо в частных учрежд, либо за границей.
Финансовая реформа: фин кризис связан с неудачами Крым войны. Ставка сделана на кредит. Надо было брать в валюте конвертируемо –ф.ст. взят кредит 15 млн ф. ст.. происходила утечка капиталов: уезжали за граицу, там капитал обращали в ценности и ложили в банки. Взяли в ф. ст займ, чтобы уменьшить бум массу денег, увеличив серебряную. Это привело к спекуляциям: народ стал придерживать металлические деьги и сбрасывать бумажные. Это был 1 этап – 1855-1861 - деят-ть мин.финансов Княжевич а: обеспечить страну от ненужных бумажных денег, перейти к конвертир.валюте, усилить роль комерч.банков. 2 этап: С 1862 по 67 гг. - Рейтерн – задача ликвидировать дефицит бюджета. На 62 г – дефицит бюджета – 15 млн руб. расходы превышали доходы. В 60 г основан госбанк, это дает прозрачную бюджетную систему – бюджет обычный+бюджет чрезвычайны. Госбанк публиковал отчеты. В обычном бюджете доминируют в доходной части налоги. Половина расходов на военные реформы и гос. Аппарат. Рейтер считал, что нужно развивать производство, но это долго. Девиденты поступят не сразу, может и неудача может быть,ограниченный стартовый капитал. Рейтерн предложил снизить долю протекционизма и увеличить долю фритрейдерст- увелич долю ин товаров на отеч рынке. Нужно было строить ж/д, поэтому ввоз товаров, связ со строит ж/д был беспошлинным. ж/д строились на частные деньги. Но их качество не соответств. Норме.68-74 гг – 3 этап реформы – великая банковская пятилетка – созд множества частных банков. Введение золотого обращения требовало умерить военные аппетиты и не воевать вообще. Рейтер был категорически против Рус-тур войны. Проект о введении золотого обращения отклонен. В 78 г Россия вступ в Рус-тур войну, это был личный проигрыш Рейтерна, ушел в отставку. Но нельзя сказать, что реформа неудачна. Она половинчата. Плюс в том, чтов стране стабилизировалась фин система, динамично развивалось производство. Она подготовила преобразования Бунге, Вышнеградского и Витте.

Военная реформа 66-74 гг. Армия была слишком громоздкой, немобильной, дорогостоящая, старый принцип комплектации – рекрутчина, отсутствие целого рода войск, отсутствовала санитоарно-полевая медицина. Нужна была переподготовка военного состава – расширить сеть учебных заведений. Впервые реформа распростр на морской флот. Сократился состав в 1,5 раза, им читали лекции. С 60-х гг реформа по всей стране: отмена рекрут повин, по военному уставу вводилась всеобщ воинск обяз-ть. Тянули жребий: вытянул идешь служить, нет – не идешь. Служба при высш обр - 6 мес, гимназия – 1,5 года, нач школа – 4 года. Для тяги к образованию. Если нет обр-я 6 лет. Страна разделена на 15 военных округов, появились ж/д войска, появ воен-полев медицина, перевооружение, создано 6 воен академий. До реформы гладкоствольное оружие, после нарезное, медленное перевооружение кораблей.В целом реформа позитивн, но не закончена к рус-тур войне.

Церковная реформа: в ходе кр реформы помещики потеряли возможность контролировать поступки крестьян, крестьян мог регулировать священник, но у него мал зарплата. Нужно повысить з/п. Церкви должны были денежные излишки переводить на чет Синода, к 63 г там должно было быть не менее 20 млн руб, из этой суммы решено повысить з/п, но деньги пропали Реформа не проведена.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: