Б-13 Научные выводы. Использование результатов научного исследования в практике исследования

Реализация методики исследования позволяет получить предваритель­ные теоретические и практические выводы. Эти выводы должны быть:

1.всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги про­веденного исследования;

2. целесообразными и правомерными;

3. вытекать из накопленного ма­териала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения;

4. ап­робированными и реальными для внедрения в массовую педагогическую практику.

         При формулировании выводов важно не допустить две нередко встречающиеся ошибки: своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частичного порядка, ограниченные выводы, или непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно значимые выводы.

Оценка и интерпретация полученных результатов, прежде все­го положительных, но также причин ошибок и неудач, позволя­ют сформулировать предварительные теоретические и практичес­кие выводы. Эти выводы необходимо осмыслить в общей системе уже известных теоретических положений и практических подхо­дов. Предварительные выводы уточняются, проверяются опытной работой. К сожалению, еще не редки случаи, когда исследователь спешит представить первые результаты как окончательные, завершенные, особенно, если они сформулированы в виде готовых однозначных решений. Поспешные действия, как правило, приносят больше вреда, чем пользы, ущемляют престиж науки. Поэтому опытная проверка основных результатов исследования должна быть обязательной.

Только после такой проверки результатов исследования появляется возможность, на основе теоретических выводов, выдвинуть практические рекомендации, определить условия их успешной реализации. Важно, чтобы эти рекомендации вытекали из материала исследования, были конкретными и реальными для психолого-педагогической практики.

Заключительный этап исследования связан с систематизацией его результатов, их интерпретацией. Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы ко­торой должны соответствовать поставленным в исследовании зада­чам. Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы. Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке – толкование, рас­крытие смысла, разъяснение. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в ис­следовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального. Первоначальная интерпретация, как правило, связана с объяснением резуль­татов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведе­ние следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов, а иногда и из­менения гипотезы, уточнения концептуальных установок. Особую трудность представляет интерпретация результатов па­радоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой кон­цепции.

Обязательным элементом решения любой научной проблемы является внед­рение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это – завершающий этап иссле­дования и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения. Первое – уточняет, развивает, совершенствует психолого-пе­дагогическую теорию и методику, второе – претворяет в жизнь уже проверенные, отработанные выводы и рекомендации. Результаты научно-педагогического труда могут выполнять следующие функции:

– уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущест­венные теоретические и практические положения;

– дополнять, расширять и углублять известные теоретические положения и практические рекомендации, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;

– преобразовывать психолого-педагогическую действительность, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, которых ранее в теории и практике не было, коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.

Успех внедрения результатов исследования в практику определяется, прежде всего, готовностью к этому теоретических и методических положе­ний, доведенных до уровня конкретных нормативов, правил, предписаний и рекомендаций. Решающую роль в целенаправленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концеп­ция. Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность. Процесс внедрения результатов исследования в практику можно раз­делить на следующие этапы:

– ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследо­вания;

– формирование положительного отношения, интереса к ним;

– прак­тическое обучение преподавателей умению использовать, применять новые              идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения;

– предъявление этим лицам требований об активном внедрении ре­зультатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований.

Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования и организацию их внедрения в массовую практику. Ознакомление общественности с материалами исследо­вания - половина дела. После того как уяснена суть выводов и рекомен­даций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого использу­ются показные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п. Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткос­рочные курсы повышения квалификации, университеты педагогического мастерства.

После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствую­щим руководителям образовательного процесса предъявляются требования активного применения нововведений, внедрения их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль.

В организации помощи важен постоянный контроль за ходом работы по внедрению результатов исследования, осуществляемый как исследователем, так и соответствующими структурными подразделениями вуза. Итоги проверки результатов исследования в экспериментальном, опытном порядке, в ходе экспертизы окончательно определяют теоретичес­кую и практическую значимость выполненного научного труда. Его выводы становятся обязательными требованиями к работе педагогов, дово­дятся до кафедр в форме методических и научно-практических рекомендаций, приказов и указаний руководства вуза, требований норма­тивных документов.

Разумеется, для выполнения всего комплекса работы по внедрению результатов исследования в массовую практику энтузиазма и усилий одно­го лишь автора научного труда недостаточно. Большая часть работы, оп­ределяющая роль здесь принадлежит руководству учебных заведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: