Программа прикладного социологического исследования

Программа прикладного социологического исследования содер­жит всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явле­ния или процесса. Только продуманная во всех своих составных частях, программа социологического исследования может стать залогом его проведения на высоком уровне. Не случайно програм­му называют стратегическим документом исследования, ознакомив­шись с которым можно сразу понять концепцию всего исследова­ния, те намерения его организаторов, с помощью которых пред­принимается попытка осуществить анализ той или иной социаль­ной проблемы.

Программа социологического исследования включает в себя относительно подробное, четкое и завершенное изложение следу­ющих вопросов:

- методологическая часть - формулировку и обоснование про­блемы, указание цели, определение объекта и предмета исследова­ния, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования;

- методическая часть - определение обследуемой совокупнос­ти, характеристику используемых методов сбора первичной соци­ологической информации, логическую структуру инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на компьютере.

Поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, но­сящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей и институтов, принято называть социаль­ной проблемой.

В прикладной социологии используют, как правило, пять подхо­дов при классификации социальных проблем. Их группируют в зависимости:

- от цели исследования;

- носителя программы;

- масштабов ее распространенности;

- времени действия противоречия; то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.

В процессе формулировки проблемы исследования надо стремиться к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее. Бывает, что в ходе одного исследования приходится искать ответы на вопросы о причинах проблем. Однако такое возможно лишь в том случае, когда сама исследовательская программа нацелена на «много­проблемный» социологический анализ. В принципе же идти на изу­чение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесо­образно. Во-первых, это усложняет инструментарий исследования, делает его излишне громоздким и логически нестройным, что может снизить качество собираемой социологической информации. Во-вто­рых, теряется имеющая немалое значение оперативность исследова­ния, что приводит, в свою очередь, к старению социологических дан­ных, потере их актуальности, а порой и практического смысла иссле­дования в целом. И третьих, как показывает опыт, нецелесообразно, а порой и очень трудно одновременно изучать несколько проблем на одном и том же объекте.

Первое, с чего начинает социолог, разрабатывая программу, - это осмысление и анализ возникшей проблемы и формулирование проблемной ситуации.

Прикладное социологическое исследование чаще всего пресле­дуют практическую цель, ибо призваны дать информацию для вы­работки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность работы институци­ональных структур общества. Проблема исследования всегда пред­полагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана.

Объектом социологического исследования выступает носитель той или иной проблемы. Например, говоря об уровне знаний, мы подразумеваем, уровень знаний у определенной группы людей: студентов, молодых специалистов, пенсионеров и др. Все они мо­гут выступать в качестве носителя проблемы и стать объек­тами социологического исследования.

Четкое выделение объекта способствует определению предмета исследования. Предмет означает границы, в пределах которых конк­ретный объект изучается в конкретном случае. Чаще его глубины. В соответствии с целью исследования различают проблемы гносеоло­гического (логико-познавательного) и предметного характера.

Гносеологические проблемы - это проблемы, вызванные недо­статком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождены недостатком знаний.

Предметными проблемами принято называть противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населе­ния, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятель­ность и побуждающие к активным действиям.

По своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-де­мографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных производствен­ных предприятий, государственных учреждений, учебных заведе­ний и др.

По масштабам распространенности проблема может носить общегосударственный, региональный или местный характер (быть ограниченной рамками города, поселка, городского района или мик­рорайона).

По времени действия противоречия проблема может быть крат­косрочной, среднесрочной и длительной. В качестве примера для первой назовем неудовлетворенность студентов формой учебы, эта проблема может быть разрешена за относительно короткий срок; для второй - проблему адаптации работников предприятий к но­вым условиям трудовых отношений в связи с переходом к рынку; для третьей - противоречия, порождающие жилищную проблему, девиантное поведение части населения и др. По глубине противо­речия различают, во-первых, проблемы одноплановые. Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, альтернативность выбора того или иного бал­лотирующегося кандидата в государственные законодательные органы; принятие (непринятие) сельскими жителями идеи частной собственности на землю и др. Во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явле­ния или процесса. Скажем рост преступности в связи с изменени­ем характера экономических отношений в обществе, приобрете­нием массового характера таких ее элементов, как наркомания, ал­коголизм, проституция и др. В третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, всего предмет име­ет сложную структуру.

Определив объект и предмет социологического исследования, необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель - это общая направленность исследования, ожидаемый конечный результат. Четкая формулировка цели - это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования - это совокупность конкретных целевых установок, в которых фор­мулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы. В наиболее общей форме задачи любого ис­следования состоят в получении нового знания.

Каждый раз реализация той или иной исследовательской цели базируется на определенной последовательности шагов, приемов, методов, применяемых исследователем. Набор этих методов, а точ­нее, общая направленность исследования могут быть заданы до его начала сформулированными гипотезами.

Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяс­нения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо под­твердить или опровергнуть.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных, явно или неявно выраженных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. Если исследователь целенаправленно пытается их предугадать, он формули­рует свои предположения в виде гипотез. По значимости и характеру гипотезы можно разделить на основные и дополнительные.

Задачи социологического исследования также условно делятся на основные и дополнительные.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим признакам, а порой, если этого тре­буют задачи исследования, и другим характеристикам структуру изу­чаемого объекта. На языке социологов эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.

Подготовка программы прикладного социологического исследо­вания - дело сложное. Оно должно осуществляться на высоком уров­не. После этого составляется рабочий план исследования.

Рабочий план отражает основные процедурные мероприятия, связанные с качественным проведением социологического иссле­дования.

Структурными компонентами плана социологического исследо­вания выступают его этапы и различные по видам и форме научно-исследовательские и организационно-технические процедуры и операции. Все они могут быть сгруппированы в плане в соответ­ствии с последовательностью их осуществления в четыре блока:

- в первом блоке определяются порядок обсуждения и утверж­дения программ и методического инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации; проведение пробного исследования; внесение коррективов по ито­гам пробного исследования в программу и инструментарий сбора первичной информации; размножение инструментария для поле­вого исследования; составление сметы и расчет материальных и фи­нансовых затрат на исследование;

- во втором блоке в плане фиксируются все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение по­левого исследования, то есть массовый или групповой сбор пер­вичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предвари­тельное информирование опрашиваемых о целях, задачах и прак­тических «выходах» исследования, и централизованный сбор за­полненных анкет, бланков-интервью или других видов инструмен­тария;

- третий блок охватывает совокупность операций, связанных с

подготовкой первичной информации к обработке;

- четвертый блок включает все виды работ, связанные с анали­зом результатов обработки полученных данных, подготовкой тек­стов предварительного и итогового отчетов, аналитической запис­ки либо тематического сборника социальной статистики, выработ­кой практических рекомендаций, возможных прогнозов.

В ходе проектирования социологического исследования, поми­мо разработки программы и плана его осуществления гото­вятся также вспомогательные документы, делаются предвари­тельные расчеты временных, организационно-технических, мате­риальных и финансовых затрат в соответствии с имеющимися нор­мативами.

Таким образом, подготовка программы прикладного социоло­гического исследования требует высокой профессиональной ква­лификации и затрат времени. Иногда на ее подготовку уходит боль­ше времени, чем даже на само исследование. Но от качества про­граммы во многом зависит успех прикладного социологического исследования.

Репрезентати́вность — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. Репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана.

Также репрезентативность можно определить как свойство выборочной совокупности представлять параметры генеральной совокупности, значимые с точки зрения задач исследования.

Существуют следующие типы выборки в прикладном исследовании:

1. Систематическая выборка – это такая выборка, при которой опрашивается каждый 2-ой из все социальной группы или 5-ый.

2. Серийная выборка. При ней опрашиваются все без исключения члены социальной группы.

3. Вероятностная выборка. При ней респонденты выбираются случайным методом.

4.Квотированная выборка (самая репрезентативная). Опрашивается пропорционально представленные респонденты, которые представляют репрезентативно надежную и относительно небольшую (20-30) группу от всей генеральной совокупности.

6. методы сбора первичной социологической информации: анализ документов, социологический опрос (анкетирование, интервью), наблюдение, эксперимент.

Основные виды опросов: 1. Анкетирование – метод опроса, при котором респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой. Анкетирование подразделяется на групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная (за редким исключением: например, при проведении прикладных исследований на предприятиях, когда важно выяснить личное мнение каждого работника, анкета может содержать сведения о фамилии и имени респондента, разумеется, с его личного согласия и при условии, что эта информация не будет использована против него), заполняется респондентом самостоятельно. 2. Интервьюирование – способ опроса, при котором опросник (бланк интервью) заполняется со слов респондента, т. е. использующий в качестве источника информации вербальное взаимодействие (путем беседы) исследователя (интервьюера) с респондентом.

Классифицировать интервью можно разными способами в зависимости от выбранного основания. По форме интервью бывает:

· неформализованным (нестандартным), когда ни вопросы (их формулировка, последовательность, качество), ни предполагаемые ответы не определяются заранее перед интервью;

· формализованным (стандартизированным), когда формулировка вопросов, их порядок, количество и перечень возможных альтернативных ответов, их кодировка и форма записи предусматриваются заранее и строго фиксируются в своем единообразии.

В прикладной социологии (особенно, при изучении коммуникации) все более широкое применение находит метод анализа документов как весьма эффективный метод сбора первичной социальной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную (в том числе и политическую) и материальную жизнь общества, передают не только событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе особенности развития всех выразительных средств общества, прежде всего структуру языка. При анализе источником социальной информации выступают текстовые сообщения.

Под документом в социологии понимается специально созданный предмет для передачи и хранения информации, зафиксированной в тексте, фото и видео и т. д.; это источник, который содержит информацию о явлениях общественной жизни, о социальных событиях. Анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно.

Методы анализа документов можно разделить на два вида:

1. традиционные (качественные), которые могут быть общими (понимание, интуиция, осмысление) и специальными (юридические, психологические и т. д.);

2. формализованные (количественно-качественные) методы.

Социологическое наблюдение – метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, ситуаций. Оно позволяет получить знания о динамических характеристиках явления или процесса. Формы и приемы фиксации результатов – бланк или дневник наблюдения, а также фото-видео-радиоаппаратура.

Успешность наблюдения как социологического метода во многом определяется выбором типа наблюдения. Выделяются следующие виды наблюдения:

· структурализованные (контролируемые) и неструктурализованные (неконтролируемые);

· включенные (когда исследователь находится в изучаемом объекте) и невключенные (внешние);

· полевые и лабораторные (различаются условиями осуществления);

· систематические и случайные (различаются периодичностью и спецификой целей);

· осознаваемые (когда члены группы за которой наблюдают, знают, что ведется наблюдение) и неосознаваемые (члены группы не осознают, что являются объектом наблюдения).

Социологический эксперимент – метод социологического познания, проверки гипотез посредством фиксации и контроля за состоянием социального объекта (группы, общности), изменяющегося под воздействием специально создаваемых условий – вводных факторов, позволяющих наблюдать, измерять образующиеся связи явлений, проверять правильность выдвигаемых положений, получать новое знание.

В зависимости от специфики изучаемых объектов и целей исследования эксперименты разделяют на виды:

· по целям и задачам изучения социальные эксперименты условно подразделяются на научно – исследовательские и практические;

· по характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты делят на параллельные (когда существуют как экспериментальная, так и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния этих двух объектов в одно и то же время) и последовательные (контрольная группа отсутствует; наблюдаемый объект выступает как контрольная группа до введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как независимая переменная оказала или могла оказать предусмотренное действие);

· по характеру экспериментальной ситуации эксперименты разделяют на полевые и лабораторные. Классическим полевым социологическим экспериментом является проведение под руководством Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924 – 1932 годах на Хотторнских предприятиях близ г. Чикаго (США).

7. Понятие личности в социологии. Социально-психологическая структура личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: