Для проверки соответствия полученной схемы маршрутов заданному коэффициенту использования вместимости автобусов по всей сети составляют таблицу пассажиропотоков, в которой в левом верхнем углу каждой клетки проставляют промежуточные пункты следования данного потока пассажиров по кратчайшему пути с учетом назначенных маршрутов (табл. 6).
Затем рассчитывается суммарный пассажиропоток по каждому участку сети в прямом и обратном направлениях. Для этого составляется табл. 7. Рассматривая последовательно каждую клетку табл. 6 по строкам с учетом пунктов следования, в табл. 7 заносится количество пассажиров, следующих в каждом направлении по каждому участку сети.
Например, в табл. 6 рассматриваем строку 1. По направлению 1-2 следует 200 пассажиров, что заносится в соответствующую клетку табл. 7. Следующая клетка 1-3 показывает, что 60 пассажиров следует по направлениям 1-7 и 7-3. Поэтому по столбцу 1 табл. 7 число 60 заносится в две клетки 1-7 и 7-3 и т. д.
Таблица 6
Откуда | Куда | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
1 | ---- | 200 | 7 60 | 7;3 70 | 7;6 56 | 7 120 | 70 | 7 210 |
2 | 220 | ---- | 300 | 3 350 | 3;7;6 20 | 3;7 130 | 3 250 | 3;7 190 |
3 | 7 60 | 56 | ---- | 240 | 7;6 540 | 7 105 | 30 | 7 110 |
4 | 3;7 20 | 3 350 | 80 | ---- | 3;7;6 60 | 3;7 10 | 3 360 | 3;7 30 |
5 | 6;7 70 | 6;7;3 40 | 6;7 600 | 6;7;3 46 | ---- | 150 | 6 80 | 6;7 20 |
6 | 7 45 | 7; 3 85 | 7 90 | 7;3 50 | 60 | ---- | 100 | 7 40 |
7 | 180 | 3 235 | 100 | 3 520 | 6 90 | 250 | ---- | 85 |
8 | 7 335 | 7;3 185 | 7 25 | 7;3 64 | 7;6 40 | 7 100 | 70 | ---- |
|
|
Таким же образом рассматриваются и остальные строки табл. 6, и соответствующее число пассажиров проставляется в столбцах табл. 7. При этом на одном и том же участке сети могут по одному и тому же пункту стоять несколько цифр пассажиропотоков. Так, например, по участку 1-7 с первого пункта следуют пассажиры в пункты 3, 4, 5, 6 и 7. Поэтому в табл. 7 этому участку по пункту 1 будет записано пять цифр пассажиропотоков. Общая сумма по каждой строке табл. 7 дает суммарный пассажиропоток по данному участку. Умножая суммарный пассажиропоток на протяженность участка, получаем количество используемых пассажирокилометров. Данные о суммарном пассажиропотоке по каждому участку переносят на полученную схему маршрутов (рис. 6). По каждому маршруту выбирают максимальный суммарный пассажиропоток.
Рис. 6. Суммарный пассажиропоток по участкам сети и окончательно
назначенные маршруты
Если по одному и тому же участку проходит два и более маршрута, то делают следующее: по каждому из этих маршрутов выбирают наибольшую новую густоту без учета пассажиропотока на совмещенном участке; минимальная из выбранных пустот определяет пассажиропоток по первому маршруту; выбирают следующую наибольшую густоту в основном направлении по остальным маршрутам, и наименьшая из них определяет пассажиропоток по следующему маршруту; пассажиропоток по последнему маршруту, проходящий по совмещенному участку, определяется наибольшей цифрой из максимальной густоты движения на одном из его участков или разностью между максимальной густотой движения на совмещенном участке и суммой ранее определенных пассажиропотоков на маршрутах, проходящих по данному совмещенному участку.
|
|
В рассматриваемом примере (см. рис. 6) пассажиропоток в основном направлении по маршруту 1-2 будет равен 220 пасс.,э а по маршруту 1-8 соответственно 819.
Все остальные назначенные маршруты имеют совмещенные участки. Если какой-либо маршрут целиком совмещается с другим более длинным маршрутом, то он из дальнейшего рассмотрения исключается. В нашем примере таких маршрутов нет. Если какой-либо маршрут целиком совпадает с участками других маршрутов, то пассажиропоток по этому маршруту устанавливается на основании максимального потока пассажиров между конечными пунктами этого маршрута, определяемого по табл. 6. В примере таким маршрутом является маршрут 2-4, совпадающий с участками маршрутов 2-7 и 4-7. Так как пассажиропоток между пунктом 2 и пунктом 4 в обе стороны одинаков - 350 пассажиров, то для него и устанавливается пассажиропоток в 350 пасс. Это число исключается из густоты пассажиропотоков по участкам 2-3 и 3-4.
Таблица 7
Участки сети | Количество пассажиров в обоих направлениях по пунктам | Суммарный пассажиропоток по участку | Расстояние участка, км | Используемые пассажиро-кило-метры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
1-2 | 200 | - | - | - | - | - | - | - | 200 | 8 | 1600 |
2-1 | - | 220 | - | - | - | - | - | - | 220 | 8 | 1760 |
2-3 | - | 300+350+20+ 130+250+ 190 | - | - | - | - | - | - | 1140 | 7 | 7980 |
3-2 | - | - | 56 | 350 | 40 | 85 | 235 | 185 | 951 | 7 | 6657 |
3-7 | - | 20+ 130+ 250+190 | 60+ 540+ 105+30+ 110 | 20+ 60+ 10+ 360+ 30 | - | - | - | - | 1915 | 5 | 9575 |
7-3 | 60+ 70 | - | - | - | 40+ 600+ 46 | 85+ 90+ 50 | 235+100+520 | 185+25+ 64 | 2170 | 5 | 10850 |
8-7 | - | - | - | - | - | - | - | 335+185+25+ 64+ 100+70+ 40 | 819 | 5 | 4095 |
7-8 | 210 | 190 | 110 | 30 | 20 | 40 | 85 | - | 685 | 5 | 3425 |
3-4 | 70 | 350 | 240 | - | 46 | 50 | 520 | 64 | 1340 | 7 | 9380 |
Участки сети | Количество пассажиров в обоих направлениях по пунктам | Суммарный пассажиропоток по участку | Расстояние участка, км | Используемые пассажиро-кило-метры | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||
4-3 | - | - | - | 20+ 350+ 80+ 60+ 10+ 360+ 30 | - | - | - | - | 910 | 7 | 6370 |
7-6 | 56+ 120 | 20+ 130 | 540+105 | 60+ 10 | - | - | 90+ 25 | 40+ 100 | 1521 | 14 | 21294 |
6-7 | - | - | - | - | 70+ 40+ 600+46+ 80+ 20 | 45+ 85+ 90+ 50+ 100+40 | - | - | 1266 | 14 | 17724 |
6-5 | 56 | - | 540 | 60 | - | 60 | 90 | 40 | 846 | 4 | 3384 |
5-6 | - | - | - | - | 70+ 40+ 600+46+ 150+80+ 20 | - | - | - | 1006 | 4 | 4024 |
1-7 | 60+ 70+ 56+ 70+ 210 | - | - | - | - | - | - | - | 586 | 9 | 5274 |
7-1 | - | - | 60 | 20 | - | - | 180 | 335 | 710 | 9 | 6390 |
Всего | 119782 |
Остальные маршруты 2-7,4-7 и 3-5 совмещаются по участку 3-7 с максимальным потоком 2170 пасс. Наименьшая из максимальных густот, в основном направлении (с учетом назначенного пассажиропотока на маршруте 2-4) соответствует маршруту 2-7 и равна 1140 – 350 = 790 пасс.
Следующим рассматриваем маршрут 4-7, основной пассажиропоток которого равен 1340 - 350 = 990 пасс.
Пассажиропоток маршрута 3-5 в основном направлении равен 1521 пасс. На совмещенном участке 3-7 маршрутами 2-7 и 4-7 уже обеспечена перевозка 790 + 990 = 1780 пасс, т. е. на этом участке не обеспечена перевозка 2170 – 1780 = 390 пасс. Так как неосвоенный пассажиропоток на совмещенном участке меньше, то для маршрута 3-5, который рассматривается последним на данном совмещенном участке, назначается пассажиропоток: 1521 пасс.
Теперь подсчитывается количество предоставленных пассажиро-километ-ров при назначенных маршрутах в обоих направлениях. Так-как в оба направления по каждому маршруту делается одинаковое количество рейсов в часы пик, то пассажиропоток в основном направлении при этом увеличивается вдвое и умножается на длину маршрута. Таким образом, в нашем примере количество предоставленных пассажиро-километров будет равно:
|
|
В табл. 7 было рассчитано количество используемых пассажиро-километ-ров, которое равно 119782, т. е. данная схема обеспечивает коэффициент использования вместимости, равный 119 782/148938=0,805.