Изменилось отношение к общению как к ценности

Лекция 5

Тема "Культура общения и профессиональная этика" (2 часа)

Единственная настоящая роскошь –

Роскошь человеческого общения.

А. де Сент-Экзюпери

План лекции

1. Общение как нравственная ценность.

2. Культура и антикультура общения

3. Профессиональное общение в поликультурной среде.

 

Главное достижение демократизации нашего общества – это тенденции, которые изменили содержание и форму общения людей друг с другом.

Вместо господствующих ранее классово-идеологических ценностей центром стали ценности общечеловеческие: доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого.

Но, но при этом - трудности нашей жизни сегодня выявляют не только неспособность людей к проявлению этих качеств, но и порождают противоположные им – агрессивность, эгоизм, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять другого.

Проявляются все эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в обществе.

Межличностное общение в нашем обществе изменилось.

Каким образом?

1. Общение стало более свободным и раскованным. Это новое качество общения проявляется во всём: сегодня нет тем, запретных для обсуждения, люди почувствовали вкус свободы самовыражения, и этого уже у них не отнять. Свобода проявляется в раскованности, с которой мы стали общаться друг с другом.

Расширилась сфера общения (поездки, виртуальный мир).

3. Виртуальный мир не только расширил пространство общения, но и привёл к социальной изоляции, к семейным конфликтам, к интеллектуальной наркомании – такой термин появился. ПК "съедает" непосредственные человеческие контакты – из отношений исчезает теплота и гуманизм, они беднеют…

Изменилось отношение к общению как к ценности.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, люди не только почувствовали, но и осознали потребность в общении как жизненной необходимости, и как следствие возросло внимание к культуре общения.

Сущность общения выражается в том, что оно является важнейшей сторона человеческой деятельности и заключается в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на основе взаимного признания "самости и самоценности».

В таком определении общение предстаёт как:

1. деятельность, которая подчёркивает активно-процессуальный характер общения

2. деятельность эта состоит в установлении отношения одного человека к другому;

3.  эти отношения должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, в них вступают равные субъекты;

4. оговариваются условия общения: каждый признаёт за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждёт того же от него.

5. Ещё одна особенность общения – его творчески-импровизационный характер -  благодаря которому выявляются качества субъекта:  активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы.

Таким образом, общение – это взаимодеятельность, базирующаяся на потребности человека в человеке.

Поэтому, общение -  это не только роскошь, но и необходимость бытия человека как человека,  включённость в социум и культуру.

Субъектами общениямогут выступать: личность, социальная группа, общество в целом.

Выделяются основные формы общения: межличностные, межгрупповые, межсоциумные, общение между личностью и группой, между группой и обществом, между личностью и обществом.

Нравственный смысл процесса общения выявляется через его  ценностные ориентиры – те моральные  факторы, которые определяют его содержательные характеристики.

Идеальное общение неотделимо, например, от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь.

Культура и антикультура в общении (2)

Культура общения – это система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человечеством для коммуникации.

Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение тех норм межличностного общения, которые приняты в данном сообществе как «руководство к действию»; не противоречат убеждениям самой личности; предполагают её готовность и умение соблюдать эти нормы.

Культура общения определяется совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами общества.

Продуктивность общения достигается при соблюдении определённых условий:

- уважительное отношение к партнёру, сдержанность, вежливость, бережное отношение со словом, которое может глубоко ранить человека;

- ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

- постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

- соблюдение принципа толерантности, помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации.

Естественно, чем выше уровень нравственной культуры, тем выше культура общения, и наоборот.

Сегодня выделяют несколько «дефектных» уровней общения:

1. Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм, или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не «работают» в новых условиях (фильм "Чужой" или ситуация маргинальности)

2. Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждёт от другого тепла, заботы, внимания и только потом отвечает на них (моральный торг: ты мне – я тебе)

3. Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры (брюзжание по поводу упадка нравов, а в собственном глазу – не видеть бревна…)

4. Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали (авторитарный стиль руководства…)

5. Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам (нежелание давать оценку собственным поступкам…)

6. Нравственная глухота – отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его (цинизм врачей, бюрократов…)

7. Нравственный примитивизм – бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса (прагматизм, предъявление прав на собственную исключительность,,,)

8. Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одновременного мышления, признающего единственную истину и правоту (враждебное отношение к инакомыслию…)

В целом, для  реализации ценности человеческого общения необходимы, две вещи:

1) добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию.

2)  общее «пространство понимания»,основа которого – высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.

Всё, о чём мы говорили до этого – культура. Но в человеческом обществе всегда было и есть много того, что к сфере культуры отнести сложно –

- н аркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений.

Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Многие ученые считают, что к культуре относится только то, что имеет гуманистическое содержание.

Культура создается человеком для созидания, а не для разрушения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow