Содержание Закона Республики Беларусь

Лекция № 1

Содержание курса «Специальная профессиональная подготовка».

 

Вопросы для обсуждения:

1. Общие основы теории предмета. Квалификационная характеристика тренера по виду спорта.

2. Содержание, структура и задачи предмета.

3. Содержание Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»

4. Содержание Концепции физического воспитания

 

    Одной из существенных проблем в области высшего образования является обеспечение качества подготовки специалистов. Перестройка высшего образования в целом потребовала и перестройки высшего физкультурного образования.

    Высшее образование в области физической культуры и спорта, как известно, представляет собой одну из подсистем высшего образования, целью которой является удовлетворение социальной потребности в высококвалифицированных кадрах, занятых в сферах, востребовавших физическую культуру. К ним относятся сферы образования (воспитания) подрастающего поколения и учащейся молодежи, производственной и служебной деятельности, домашнего быта, отдыха, восстановления физической пригодности, углубленного развития и саморазвития физической культуры личности, формирования здорового образа жизни, управления функционированием физической культуры и ее ресурсного обеспечения (научного, методического, информационного и т.п.). Всему этому способствует изучение курса «Специальная профессиональная подготовка».

    Материал данной учебной программы дополняет учебный материал из других научных дисциплин, что способствует решению задач профессионально прикладной физической подготовке студентов, будущих преподавателей в области физической культуры и спорта. Программа нацелена на формирование у студентов системы знаний, истории и тенденции развития данной предметной области, а также основ теории профессиональной деятельности и содержания научно-исследовательской деятельности в избранной специализации.

    Основными задачами по СПП является:

- развитие и совершенствование средствами физической культуры, физических и психологических качеств, необходимых будущему специалисту;

- овладение знаниями и основными двигательными навыками, которые способствуют освоению профессии;

- составление и выполнение тренировочных программ для учебных и самостоятельных занятий;

- воспитание средствами физической культуры и спорта специальных волевых и организаторских качеств, необходимых будущим специалистам в области физической культуры и спорта;

- изучение системы управления предметной областью в масштабе – страны – спортивной организации – спортивной группы;

- изучение методики проведения организационно-управленческой, учебно-спортивной, культурно-массовой, научно-технической, социально-правовой, мотивационной деятельности в студенческой группе на кафедре, факультете, вузе.

Учебный процесс предусматривает лекционный курс, практические и самостоятельные занятия.Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом. С позиций гуманизма наивысшей ценностью при этом признается сам человек, его счастье, здоровье, свобода и достоинство, разностороннее и гармоническое развитие, проявление всех его способностей. Одним из средств в достижении перечисленного служат занятия физической культурой и спортом. Учитывая технологию развития современного общества, система физического воспитания имеет многочисленные направления: спортивное, лечебно-реабилитационное, профессионально-прикладное, физкультурно-рекреативное, адаптивное, физкультурно-гигиеническое и др.
Для удовлетворения запросов граждан созданы многочисленные организации, структуры, объединения, общества, федерации, клубы, кружки. Построены многочисленные спортивные сооружения, выпускаются спортивная одежда, инвентарь, оборудование. Для наибольшей комфортности и безопасности занятий, соревнований привлекаются дизайнеры, психологи, врачи, юристы, педагоги. В учебных заведениях готовятся специалисты физической культуры и спорта. Таким образом, и в мире в целом, и в нашей стране в частности, созданы многофункциональные социально-экономические институты по эффективному использованию отрасли «Физическая культура и спорт», которые нуждаются, как и всякие другие сферы деятельности людей, в нормативно-правовом регулировании и обеспечении.

В настоящее время в Республике Беларусь нормативно-правовая база в сфере физкультурно-спортивной деятельности может характеризоваться нормативными актами различной юридической силы. Они классифицируются на следующие группы:

- первая – это законодательные акты;

- вторая – подзаконные акты;

- третья – административно-правовые или нормы права.

При этом следует учитывать, что вторая и третья группы нормативных актов формируются и создаются с учетом вышестоящей (первой) группы и не должны противоречить друг другу. С учетом позитивной динамики развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь, нормативные акты, регламентирующие ее развитие, постоянно дополняются и изменяются. Это характеризует не только возрастающую роль физической культуры и спорта в нашей стране, но и то, что Республика Беларусь является цивилизованным европейским государством.


Содержание Закона Республики Беларусь

«О физической культуре и спорте»

Законодательство о физической культуре и спорте – комплексная по своему характеру и значительная по объему часть законодательства Республики Беларусь, включающая нормы конституционного, гражданского, трудового, международного права.

Оно тесно связано с законодательством об образовании,
о социальной защите населения, о здравоохранении, о предпринимательской деятельности, о приватизации, о местном самоуправлении и представляет собой обширный массив законодательных актов, регламентирующих правоотношения, возникающие в ходе реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, на сохранение здоровья средствами активного образа жизни и, таким образом, непосредственно относится к числу важных средств современной государственной политики в сфере обеспечения качества жизни граждан Республики Беларусь.

Сердцевину белорусского законодательства о спорте составляет измененный и дополненный Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 29 ноября 2003 г. № 251-3 [1]. Как и всякий другой нормативно-правовой акт, он принадлежит своему времени, отражая его характерные черты. Переломный этап в реформировании физкультурно-спортивной деятельности – одна из примет нашего времени. В силу этого вышеназванный Закон несет на себе очевидный отпечаток перехода от одних правоотношений к другим, во многом – принципиально новым.

Настоящий Закон определяет правовые и экономические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, направлен на создание условий для развития физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также проведения спортивных мероприятий в стране и участия спортсменов (команд) Республики Беларусь в международных соревнованиях.

Действующий нормативный акт состоит из 5 глав.

Глава 1 называет «Общие положения» (ст. 1–8). В ней в 1 статье раскрыты основные термины, используемые в настоящем Законе. Во 2 статье говорится о том, что законодательство Республики Беларусь о физической культуре и спорте основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь. В статьях 3–5 раскрываются задачи государственной политики в сфере физической культуры и спорта, которая предусматривает, финансирование физической культуры и спорта. В статье 6–7 раскрываются права граждан Республики Беларусь на занятие физической культурой и спортом, право иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере физической культуры и спорта.

Глава 2 называется «Система физической культуры и спорта» (ст. 9–17), и включает в себя: государственные органы, осуществляющие в соответствии со своей компетенцией управление в сфере физической культуры и спорта; организации физической культуры и спорта; иные организации, осуществляющие деятельность в сфере физической культуры и спорта. Во второй главе раскрывается содержание деятельности организаций физической культуры и спорта.

Глава 3 – «Физическая культура» (ст. 18–23) – включает в себя вопросы: физическое воспитание в учреждениях образования, физическая культура по месту работы, физическая культура по месту жительства и др.

В главе 4 «Спорт» (ст.24–34) говорится о подготовке спортивного резерва в специализированных учебно-спортивных учреждениях, раскрываются особенности проведения спортивных соревнований.

В главе 5 «Ресурсное обеспечение физической культуры и спорта» (ст. 35–37) рассматриваются вопросы педагогической деятельности в сфере физической культуры и спорта, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта и др.

Содержание Концепции физического воспитания в условиях реформирования системы образования
Республики Беларусь

В связи с необходимостью разработки современных теоретико-методических и практических подходов к физическому воспитанию молодого поколения возникла необходимость разработки Концепции физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь.

Данная Концепция состоит из следующих разделов:

- Введение, в котором раскрываются предпосылки ее создания, цель;

- Физическое воспитание в системе образования и его проблемы.
В этом разделе перечисляются проблемы физического воспитания, среди которых преемственность физического воспитания
в общеобразовательных, средних профессиональных, специальных
и высших учебных заведениях, подготовка учащихся старших классов
и студентов к физическому воспитанию в семье, укрепление здоровья дошкольников, учащихся и студентов, дифференцированный учебно-методический комплекс физического воспитания, индивидуализация физического воспитания и их причины.

- Методологические положения Концепции. Здесь говорится о том, что физическое воспитание является открытой системой. Содержание физического воспитания должно быть доступным и актуальным для личности. Целью физического воспитания является формирование физической культуры личности. От ее сформированности в значительной мере зависит самостоятельное использование средств физической культуры для физического самосовершенствования, формирования и поддержания здорового образа жизни, разумной организации здорового досуга. Достигается цель в результате решения специфических и общепедагогических воспитательно-образовательных, оздоровительных и прикладных задач физического воспитания.

- Основные направления реализации Концепции.В этом разделе перечисляютсянаправления реализации Концепции, среди которых следование традиционным гуманистическим принципам отечественной системы физического воспитания, становление саморазвивающейся личности, формирование физкультурных и спортивных интересов личности, соблюдение требований принципа соответствия возрастно-половым особенностям занимающихся. Одним из ключевых для практики направлений реализации Концепции является выделение в физическом базового и вариативного компонентов. Наряду с названными выше направлениями Концепции современного физического воспитания, называются также его интеллектуализация и усиление оздоровительной направленности. Одним из практических направлений реализации Концепции физического воспитания является разработка нормативной и программной основы физического воспитания Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.

- Оценка эффективности физического воспитания. Оценка является важным фактором повышения эффективности физического воспитания. Она выполняет контролирующую, мотивирующую, формирующую и воспитывающую функции. Для полноценного выполнения своих функций оценка эффективности физического воспитания должна охватывать все виды учебной деятельности в процессе физического воспитания и их результаты, быть справедливой, объективной, достаточно полной и точной. Специфическими непосредственными результатами этих видов учебной деятельности являются знания, двигательные умения и навыки, измерение уровня функциональных возможностей и связанное с ним изменение результатов выполнения движений и двигательных действий. Неспецифическими результатами изучения учебной дисциплины «Физическая культура» являются укрепление здоровья учащихся, развитие интеллекта, формирование нравственного сознания, нравственного поведения и другие.

- Ресурсное обеспечение реализации Концепции. В этом разделе названосновной механизм реализации Концепции – совершенствование кадрового, материально-технического, научного, методического обеспечения, врачебно-педагогического контроля, управления физическим воспитанием и раскрываются условия его совершенствования.

- Заключение, в котором говорится, что авторы рассматривают Концепцию как открытую систему, в ходе обсуждения которой будет проходить корректировка и самих проблем, и путей их реализации.

- Краткий терминологический словарь, где раскрыты термины, встречающиеся в Концепции физического воспитания.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Характеристика общих основ теории предмета.

2. Квалификационная характеристика тренера по виду спорта.

3. Характеристика содержание, структуры и задач предмета.

4. Сущность Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте»

5. Структура содержание Концепции физического воспитания







Лекция № 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: