Спорт как средство разностороннего развития, воспитания, подготовки к жизненной практике

Благодаря направленности к высшим достижениям, творческому характеру и другим своим чертам, спорт является одним из действенных факторов разностороннего развития человека, совершенствования физических и психологических способностей, формирования полезных в жизни навыков и умений.

Достигаемый в процессе и в результате спортивной деятельности высокий уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно богатый фонд полезных навыков и умений, определяют в той или иной мере степень общей подготовленности спортсмена к жизни. Отсюда понятно существенное прикладное значение спорта как способа подготовки человека к жизненной практике.

К числу дискуссионных вопросов, которые не решены до настоящего времени, относится вопрос о разделении культуры на материальную и духовную и, в связи с этим. Вопрос о месте физической культуры в общечеловеческой культуре. Одни относят физическую культуру к культуре материальной, другие – к духовной, третьи считают физическую культуру однопорядковым явлением с духовной и материальной культурой.

    Физическая культура может быть отнесена к материальной категории, так как является отражением материального бытия общества и людей. С материальной категорией ее связывает процесс двигательной активности, кроме того, она опирается на материальную базу (спортивные снаряды, оборудование и т.п.).

    Физическая культура – вместе с тем и категория духовная, так как она связана с отражением спортивной деятельности, созданием различного рода психических образований (состояния, свойства личности спортсмена и т.п.), наукой, политикой, этикой спорта, зрелищностью.

    Физическая культура – это особая самостоятельная отрасль культуры. Это сложное многофункциональное явление. Она состоит из органически взаимосвязанных компонентов, которые развивались одновременно с общей культурой. Этими компонентами являются:

- физическое воспитание;

- спорт;

- большой спорт;

- массовая физическая культура.

Еще в начале ХХ в. выдающийся французский педагог и гуманист Пьер де Кубертен писал:

«Для того, чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом; для того, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта; для того, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта, нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты».

Физическое воспитание. Это древнейший компонент физической культуры, который возник еще в первобытно-общинном обществе. Во все века, с первого крика родившегося гомосапиенса и до настоящего времени, неизменно ценились физическое здоровье, совершенство и красота людей. Древние пели гимны человеческому телу, утописты мечтали о городах будущего, в которых будут жить гармонически развитые люди.

Физическое воспитание отражает потребность общества в планомерной, систематической и целенаправленной подготовке подрастающего поколения к практической жизни.

Спорт. В систему физического воспитания органически вписывается спорт. Память человека до сего времени сохранила легенду об однокрылых птицах, которые могли летать только попарно. К сожалению, мы забываем, что порознь физическое воспитание и спорт высоко не взлетят.

Спорт развился позднее в связи с развитием потребности общества в такой деятельности, когда человек мог бы проявить себя на предельных уровнях. Если физическое воспитание создает начальную базу для всестороннего развития физических способностей, формирует предпосылки для безграничного их развития, то спорт дает возможность раскрыть эти способности.

Большой спорт. В системе понятий, сложившихся в настоящее время, все более частое употребление получает «спорт высших достижений». При этом подразумевается определенное социальное явление, обусловленное тем, что спортивные достижения высшего уровня становятся достоянием талантливых людей. Современный большой спорт, или «спорт на результат», по многим признакам представляет собой самостоятельный вид спортивной деятельности, ряду его признаков нет аналогов в физическом воспитании и массовом спорте. В то же время большой спорт не является чем-то сугубо автономным, оторванным от физического воспитания и массового спорта. Основные закономерности, разработанные в физическом воспитании, характерны и для соревнования спортсменов высокого класса. Таким образом, с одной стороны, разделение большого спорта, физического воспитания, спорта и массового спорта довольно условно, особенно когда речь идет об общих закономерностях спортивной деятельности, а с другой – в процессе подготовки к высшим результатам и участия в наиболее ответственных соревнованиях проявляются определенные социальные, психологические, физиологические, биомеханические и другие закономерности деятельности, которые не встречаются в занятиях массовой физической культурой и массовым спортом.

Массовый спорт. Этот вид физической культуры возник в связи с потребностями в производстве и других видах деятельности (в том числе и интеллектуальной и учебной).

Массовый спорт решает проблему компенсации недостаточного физического развития. Гипокинезия (или гиподинамия) оказывает отрицательное влияние на все органы и системы. Отчетливо снижается устойчивость организма к действию травмирующих, простудных факторов. Гипокинезия вызывает нарушение обмена веществ и избыточное отложение жира. У людей с гипокинезией чаще регистрируются травмы и восстановление протекает более тяжело. Это глобальная проблема коснулась всего человечества, и только теперь она встала на повестку дня у нас.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: