Логико-грамматическое направление

Типичным представителем логико-грамматического направления является Ф.И. Буслаев (1818-1327), автор «Опыта исторической грамматики русского языка», вышедшего в 1858 г.

Сторонники логико-грамматического направления в подходе к языку и мышлению, отождествляя логику с грамматикой, исходили из общих законов формальной логики. Представители логико-грамматического направления смотрели на язык и мышление как на нечто вечное, неизменное, раз навсегда созданное высшею творческою силой.

Сторонники логико-грамматического направления механически смешивали логические и грамматические категории. Выдвинув учение о предложении, они приравнивали предложение к логическому суждению и определяли его как «словесное выражение логического суждения». Н.И..Греч: предложение есть «суждение, выраженное словами» и поэтому идеальным считался тип предложения, наиболее соответствующий по своей структуре логическому суждению:

субъект    связка   предикат

Знание      есть                                     сила.

Отрицательный момент: попытка ‟втиснутьˮ все разнообразие предложений в рамки логических конструкций: безличное предложение Мне хочется есть– трансформируется в Я есть хотящий.

Навязывание языку формально-логической точки зрения приводило к отождествлению формы и содержания, недооценке грамматической формы.

Методика определения синтаксических конструкций сводилась к выявлению значений путем постановки отвлеченных логических вопросов и выяснению возможности замены одной синтаксической категории другой. В результате представители логико-грамматического направления часто игнорировали качественные различия близких по значению грамматических категорий, игнорировали смысловые оттенки различных синтаксических построений и недооценивали особенности их оформления. Отсюда возникает учение о сокращенных придаточных предложениях на том основании, что, например, придаточное определительное и обособленное определение отвечают на один и тот же вопрос и могут быть заменены одно на другое: Солнце, освещающее землю... вместоСолнце, которое освещает землю.

Однако хотя сторонники логико-грамматического направления и пришли к отождествлению грамматических и логических категорий – предложения и суждения, субъекта и предиката с подлежащим и сказуемым, – все же именно сторонники логико-грамматического направления впервые разработали учение о простом и сложном предложении, главных и второстепенных членах предложения.

Именно представителями этого направления был впервые разработан вопрос о типах сложных предложений:

Я тот, чей взор надежду губит –сказуемостное придаточное.

Тот, кто шел впереди –подлежащное придаточное.

Мы обратились к тому, кто шел впереди –дополнительное придаточное

Эта система сложных предложений – трактовка типологии придаточных предложений – просуществовала до 60-х годов 20 века.

Историко-психологическое направление

Это направление возникло под влиянием идей Вильгельма фон Гумбольдта. Оно противопоставлено логико-грамматическом направлению.

Одним из главных исследователей русского синтаксиса, работающих в историко-психологическом направлении, был А.А. Потебня (1835-1891), основоположник историко-психологического направления в русском языкознании и автор «Записок по русской грамматике» в 4-х томах.

Подходя к языку со стороны психологии говорящих, психологическое направление подчеркивало теснейшую связь языка и мышления.

По теории А.А. Потебни, предложение словесное выражение психологического (а не логического) суждения, под которым он понимает особого рода движение человеческой психики, именуемой актом апперцепции. А.А. Потебня пишет: «...Предложение есть акт апперцепции, т.е. сравнения и объяснения того, что уже воспринято: оно связывает две мысленные единицы: объясняемое (психологический субъект) и объясняющее (психологический предикат), и в этом смысле оно двучленно, без чего самое сравнение и объяснение немыслимо»;

Заслуга ученогозаключается и в том, что онпоставил вопрос о выделяемом интонационно члене предложения –‟приложенииˮ как особой синтаксической категории в составе простого предложения. А.А. Потебня глубоко исследовал и описал исторические вопросы – образование причастия, деепричастия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: