Предложение как основная коммуникативная единица

На сегодняшний день в науке насчитывается около 300 определений предложения. Экстралингвистический подход к предложению отмечается в концепции Ф.И. Буслаева: "Суждение, выраженное словами, есть предложение". Попытки перейти в собственно лингвистическую плоскость А.А. Потебня не дает определения предложения, но указывает на основной его признак – сказуемость. По Потебне, предложением может называться конструкция, в которой есть Vf, или спрягаемая форма глагола. Именно эта форма формирует предложение. Только она выполняет единственную функцию – сказуемое, в этом заключается ее уникальность. Таким образом, предложение создается частью речи. Vf – собственно лингвистический показатель предложения. Даже – ВЕЧЕР (связка – есть, был, будет).

А.М. Пешковский: "Словосочетания, имеющие в своем составе сказуемое, или указывающие своим формальным составом на опущенное сказуемое, или, наконец, состоящие из одного сказуемого; все такие словосочетания мы будем называть предложениями".

Таким образом, начиная с работ Потебни, в русской синтаксической науке появляется стремление определить предложение на основе конкретного ведущего признака, характеризующего его организацию. Последовательное акцентирование роли глагола, в этой организации постепенно привело к более широкому пониманию категории сказуемости и, наконец, предикативности как основного признака предложения.

Далее теория предложения развивалась по пути выявления его грамматических признаков при учете общей коммуникативной сущности. Так, Виноградов дает такое определение: "Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли".

В этом определении учитываются следующие свойства предложения:

1. строй предложения, в отличие от строя суждения, национален;

2. отмечается наличие грамматического оформления, хотя не уточняется, о каком оформлении идет речь;

3. отмечается основная функция предложения;

4. разграничиваются понятия языка и речи ("единица речи", оформленная по законам данного языка").

Отражены семантический и коммуникативный аспекты, не нашел отражения структурный аспект.

Н.Ю. Шведова: "Простое предложение – это самостоятельная синтаксическая единица сообщения, грамматическим значением которой является предикативность, а формой - минимальная структурная схема с принадлежащей ей системой собственно грамматических средств для выражения синтаксических времен и наклонений" [Гр.-70].

В этом определении отражены структурный и коммуникативный аспекты. Особо выделана предикативность, но нет указания на интонационную оформленность.

Краткая грамматика [89]: "Простое предложение имеет свои собственные грамматические характеристики. Оно образуется по специальному абстрактному грамматическому образцу, обладает своими языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью, а также способностью к изменениям - как собственно формальным, так и связанным с выполнением одним и тем же предложением разных коммуникативных задач".

В Грамматике разграничиваются понятия "язык" и "речь". И на этом основании разграничиваются понятия "предложение" и "высказывание". В речи, в процессе общения, простое предложение функционирует наряду с такими сообщающими единицами, которые не являются грамматическими предложениями. В определенных условиях, контекста или ситуации ту или иную информацию можно передать соответствующим образом интонационно оформленной отдельной словоформой, или сочетанием словоформ, частицей, междометием, даже служебным словом:

- Вы любите музыку?

- А как же! /То есть!/ Конечно!

Такая интонационно оформленная единица называется ВЫСКАЗЫВАНИЕМ. Высказывание – это любой линейный отрезок речи, в данной речевой обстановке выполняющий коммуникативную функцию и в этой обстановке достаточный для сообщения.

Высказывания, не являющиеся грамматическими предложениями, имеют ряд общих с предложениями признаков:

· функция относительно законченного сообщения;

· интонационная оформленность;

· способность включать в свой состав показатели субъективного отношения (частицы, междометия, вводные слова);

· способность участвовать в формировании сложных предложений и более сложных, развернутых фрагментов текста.

Отличие от грамматического предложения:

· отсутствие специального отвлеченного образца;

· отсутствие форм словоизменения (не имеет парадигмы);

· отсутствие регулярности.

Шведова [ЛЭС - 1990]:

"В узком, собственно грамматическом, смысле простое предложение -это такая единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначенному для этого образцу, обладает значением предикативности (т.е. категорией, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным определенным или неопределенным временным планом действительности) и своей собственной семантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов".

Основные характеристики предложения:

· синтаксическая структура, формирующаяся определенными словоформами в их отношении друг к другу;

· семантическая структура;

· порядок слов и

· интонация.

В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы – предикативности. Предикативность является содержательным признаком предложения. И предложение мыслится прежде всего как единица предикативная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: