3.1. По характеру морфолого-синтаксических свойств. Эта классификация определяется тем, к какой части речи принадлежит главное слово. В соответствии с эти выделяются:
1. Именные словосочетания:
· Субстантивные (главное слово – имя существительное): хорошее настроение, отцов дом, яйцо всмятку.
· Адъективные (главное слово – имя прилагательное): крайне недоверчивый.
· Нумерализованные (главное слово – имя числительное): три тополя, двое друзей.
· Местоименные. Как правило, в качестве главных слов выступают неопределенные местоимения: нечто несущественное, кто-либо из нас. Остальные разряды встречаются крайне редко.
2. Глагольные. Самая большая группа словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные возможности: строить дом, весело смеяться.
3. Адвербиальные (главное слово – наречие): где-то далеко, очень громко.
4. Словосочетания с категорией состояния в роль главного слова: мне холодно, хорошо с тобой.
3.2. По способу связи словосочетания делятся на три группы:
|
|
· Словосочетания, компоненты которых связаны по способу согласования: широкая улица, высокий дом, душевный человек;
· Словосочетания, компоненты которых связаны по способу управления: дом с мезонином, шапка из лисы, дорога в город;
· Словосочетания, компоненты которых связаны по способу примыкания: жить весело, сказать трижды, мечта работать.
3.3. В зависимости от семантических отношений словосочетания делятся на:
· Атрибутивные, которые называют предмет и его характеристику: хорошая погода, гнездо ласточки, друг детства;
· Объектные, которые называют действие и предметы приложения этого действия: думать о будущем, читать статью, рубить топором.
· Обстоятельственные, которые называют действие и обстоятельства, характеризующие это действие: читать выразительно, бегать босиком, гулять по лугу.
· Комплетивные (восполняющие) отношения, которые называют предметы и их количество: два брата, миллион роз, стая птиц.
Изучение семантических отношений в словосочетании готовит нас к изучению членов предложения: если в словосочетании атрибутивные отношения, то зависимое слово определение; объектные – дополнение, обстоятельственные – обстоятельство. Комплетивные словосочетания выполняют функцию одного члена предложения. При семантическом анализе словосочетания нужно помнить о том, что может возникнуть несколько смысловых отношений. В этом случае принято говорить о синкретизме семантики и, следовательно, о синкретичных членах предложения: книга (какая? для кого? написанная с какой целью?) для детей.
3.4. По степени семантической спаянности словосочетание может быть свободным и несвободным. В свободном словосочетании полностью сохраняются самостоятельные лексические значения входящих в него знаменательных слов: жить в городе (в деревне, в столице); идти медленно (быстро). Каждый из компонентов в словосочетании будет выполнять функцию самостоятельного члена предложения.
|
|
В несвободных словосочетаниях лексическая самостоятельность одного из компонентов ослаблена, и такое словосочетание в целом приближается по содержанию к одному слову: дать пощечину – ударить.
К цельным (несвободным) словосочетаниям относятся следующие типы:
· Количественно-именное: трое суток, пять домов, масса народа, тьма забот;
· Со значением избирательности: один из нас, кто-либо из путешествующих;
· Со значением совместности действия: мы с Тамарой, мать с сыном.
· Сочетания с предлогами ОТ и ДО, С и ДО: от Москвы до Ленинграда;
· Словосочетания-метафоры: заря жизни, пожар души.
Цельные словосочетания в предложении выступают как один член предложения.
3.5. По структурным особенностям словосочетания классифицируются как:
· Простые
· Сложные.
К разграничению словосочетаний по названному признаку синтаксисты подходят по-разному.
Так, А.Н. Гвоздев опирается на количество компонентов, входящих в словосочетание: простое состоит их двух компонентов, сложное – из трех и более.
В.В. Бабайцева подчеркивает, что при разграничении структуры словосочетания необходимо учитывать, во-первых, количество знаменательных слов в составе словосочетания, во-вторых, характер способов подчинительной связи. Простое словосочетание – это двухкомпонентные словосочетания, созданные на основе одного способа связи (согласования, управления, примыкания): красивый цветок, дорога в город, ее мысли. Сложные словосочетания – это трех- и более компонентные словосочетания, образованные на основе разных типов подчинительной связи: красивый цветок вереска, долгая дорога в город, ее удивительные мысли.
В.В. Бабайцева связывает вопрос структуры словосочетания с вопросом его цельности. К сложным словосочетаниям ученый относит:
· Словосочетания, включающие в свой состав цельные словосочетания: пять новых карандашей, три низких дома;
· Словосочетания, включающие неоднородные определения: длинный товарный поезд;
· Словосочетания с двойной синтаксической зависимостью: построить комплекс за городом;
· Словосочетания, состоящие из определяемого слова и обособленного оборота: небо, потемневшее от грозы.
В работах В.В. Бабайцевой подчеркивается, что не являются сложными словосочетания, включающие:
· Фразеологический оборот: отложить в долгий ящик;
· Производный предлог: победить благодаря настойчивости.
Н.Ю. Шведова рассматривает три структурных разновидности словосочетания:
· Простые – это словосочетания с одним типом связи.
· Сложные – это словосочетания, построенные на основе двух разных типов связи с одним стержневым словом: первая встреча с другом;
· Комбинированные – это словосочетания, включающие два стержневых слова: смеяться слишком весело.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
План лекции:
1. Предложение как основная коммуникативная единица. Признаки предложения.
2. Предикативность как основной грамматический признак предложения.
3. Предикативная основа предложения. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения.
4. Семантическая структура предложения.