На основе психолого-педагогической классификации (по Р.Е. Левиной) все нарушения речи у детей подразделяет на две группы.
Первая группа – нарушения средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Вторая группа – нарушения в применении средств общения: заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения.
Данная классификация позволила выделить общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей и разработать методы логопедического воздействия в работе с детским коллективом (группой, классом). В рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений в дошкольных образовательных учреждениях создаются следующие группы:
- для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (далее - ФФН);
- для детей с общим недоразвитием речи (далее - ОНР);
- для заикающихся детей.
При наличии достаточного контингента детей, имеющих однородную форму речевой патологии (ринолалия, дизартрия), создаются специальные группы для этих категорий детей. Могут открываться также группы для детей с нарушением произношения отдельных звуков.
Таким образом, создание групп различного профиля позволяет осуществлять дифференцированное обучение и воспитание дошкольников с речевой патологией.
Отбор детей с нарушениями речи в логопедические группы при массовых детских садах и их комплектование проводится психолого – медико-педагогической комиссией с согласия родителей (законных представителей или лиц их заменяющих) в мае – сентябре каждого учебного года.
С целью более точного диагностирования детей в условиях ПМПК ДОУ представляются следующие документы членам комиссии:
1. Сведения о ребенке.
2. Заключения врачей о состоянии здоровья ребенка (педиатра, невропатолога, отоларинголога и др.).
3. Логопедическая характеристика, в которой анализируется речевое развитие ребенка на данный момент: состояние звукопроизношения, степень сформированности лексико-грамматических средств языка, уровень развития связной речи. Основные выводы подкрепляются соответствующими примерами (пробелы в фонетическом и фонематическом развитии, нарушения слоговой структуры, аграмматизмы, лексические ошибки и т.д.). В конце характеристики должны быть сформулированы предварительное логопедическое заключение и рекомендации к зачислению ребенка в группу соответствующего профиля.
При необходимости представляются характеристики психолога, воспитателя, где отмечаются особенности поведения ребенка, уровень сформированности психических функций и степень усвоения программного материала по всем видам учебной деятельности, заключение психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (если ребенок обследовался его специалистами (приложение 1.6)).
При комплектовании логопедических групп необходимо соблюдать следующие принципы.
Принцип отграничения. Данный принцип предполагает отграничение детей с нарушениями речи от детей с другими проблемами в психофизическом развитии. В логопедические группы зачисляются дети с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Дошкольники, имеющие нарушения речи, обусловленные снижением слуха, задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью, ранним детским аутизмом, а также с нарушением опорно-двигательного аппарата, с выраженным психопатоподобным поведением, с эпилептическими припадками, дети-инвалиды, не обслуживающие себя, в логопедические группы не принимаются.
В случае незачисления ребенка в логопедическую группу необходимо родителям обосновать причину отказа и дать соответствующие рекомендации по определению дальнейшего образовательного маршрута. Однако в практике бывают ситуации, когда после зачисления и некоторого времени пребывания ребенка в логопедической группе выявляются снижение слуха, интеллекта или другие нарушения психофизического развития. Вопрос об обязательном отчислении или переводе его в специализированное учреждение соответствующего профиля решает ПМПК (приложение 1.5).
Возрастной принцип. Каждая отдельная логопедическая группа формируется из детей одинакового возраста.
Принцип дифференцированного обучения. Этот принциппредполагает объединение дошкольников, имеющих различные речевые заключения в одну группу по сходству уровня речевого развития (приблизительно одинаковое состояние фонетики, лексики, грамматики, связной речи). Например, ребенок с заключением «Дизартрия» может быть зачислен в группу для детей с ФФН (нарушено звукопроизношение, не сформированы фонематические процессы), а может быть зачислен в группу для детей с ОНР (не сформированы фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический строй языка и связная речь).
В группу для детей с заиканием зачисляются дети с расстройством коммуникативной функции речи. Наряду с заиканием у них могут быть не сформированы отдельные или все компоненты речевой системы.
Структура речевого дефекта и степень его выраженности определяют приоритетные задачи логопедической работы по каждому профилю групп.
Задачи работы с дошкольниками, имеющими ФФН, – формирование фонематического слуха, фонематического восприятия, правильного произношения звуков, их дифференциация, навыков полноценного звуко-слогового анализа, синтеза и подготовка к обучению грамоте.
Задачи работы с дошкольниками, имеющими ОНР, заключаются в формировании психологической базы речи, лексико-грамматических средств языка, слоговой структуры слова, звукопроизношения и фонематических процессов, связной речи, а также в подготовке детей к овладению грамотой в школе.
Основная задача в работе с дошкольниками, имеющими нарушение темпо – ритмической организации речи (заикание), – воспитание у них правильных навыков плавной речи в постепенно усложняющихся формах речевого высказывания, развитие выразительных средств языка.
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (постановление Правительства РФ от 1 июля 1995г. № 677) определяет наполняемость логопедических групп в зависимости от речевой патологии детей и их возраста.
Профиль группы | Возраст | Количество детей |
Группы для детей с тяжелыми нарушениями речи: общее недоразвитие речи общее недоразвитие речи | с 3 лет старше 3-х лет | до 6 человек до 10 человек |
заикание заикание | с 3 лет старше 3-х лет | до 6 человек до 10 человек |
Группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием | старше 3-х лет | до 12 человек |
Срок пребывания детей в логопедической группе определяет ПМПК, он зависит от степени тяжести речевого нарушения, от возраста ребенка.
Речевое заключение | Возраст | Срок обучения |
Общее недоразвитие речи: I уровень речевого развития II уровень речевого развития III уровень речевого развития | с 3 лет с 4 лет с 4-5 лет | 3-4 года 3 года 2 года |
Фонетико-фонематическое недоразвитие | с 5 лет | 1 год |
Фонетико-фонематическое недоразвитие у ребенка с дизартрией, с ринолалией… | с 4-5 лет | 2 года |
Заикание | с 2 лет с 4-5 лет | 1 – 2 года 2 года |
Фонетическое недоразвитие | с 5 лет | 6 мес. |
По окончании установленного срока обучения и воспитания в логопедической группе дети, нуждающиеся в продолжении обучения, обследуются специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. Основанием для продления срока обучения могут быть тяжесть дефекта, пропуски занятий и другие объективные причины.
Выпускники логопедических групп, не достигшие семилетнего возраста, переводятся в группу общего типа.
При выпуске детей из подготовительной логопедической группы ПМПК определяет тип учебного заведения: массовая общеобразовательная школа (возможно продолжение обучения на логопункте), школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. Ребенок в возрасте семи лет может пройти повторный курс обучения в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения только по заключению психоневролога при наличии соответствующих показаний.
1.6. Основные направления коррекционно - логопедической