Как видно из концепции структурной схемы предложения Г.А. Золотовой, определенная степень абстракции возможна не только на грамматическом уровне, но и на смысловом, семантическом.
Три подхода к семантическому обобщению в лингвистике.
1. ДЕНОТАТИВНЫЙ подход (В.Г. Гак, Н.Д. Арутюнова). Основное положение: в одном из своих аспектов предложение, подобно слову, является номинативной единицей. Н.Д. Арутюнова пишет: "В теории словосочетаний структура предложения ДЕВОЧКА ВЫМЕНЯЛА У МАЛЬЧИКА ГРУШУ НА ПИРОЖНОЕ представляется как соединение ряда номинативных единиц – слов и словосочетаний. В семантическом синтаксисе все приведенное предложение рассматривается как обозначение события, участники которого (предметные понятия, актанты) вовлечены в действие". Различие между словом и предложением в номинативном плане усматривается в том, что предложение – сложный, полный знак, непосредственно соотнесенный с событием (ситуацией как денотатом), слово же – знак частичный, соотносимый с ситуацией только при включении его в предложение.
2. УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД (много вариантов в его реализации). Коррекция первого подхода. Прямолинейные связи ситуации и высказывания/предложения вряд ли существуют. Поверхностный и глубинный уровни.
Вербоцентрическая теория: существует главное слово, которое определяет организацию поверхностной структуры благодаря своим валентностным свойствам. Каждое слово обладает определенной валентностью, или способностью вступать в синтаксические отношения с другими словами. Валентность глагола проявляется в наличии актантов. Например, глагол ПОДАРИТЬ обладает 3-мя актантами, реализующими его валентность:
Он ПОДАРИЛ книгу // брату --- трехвалентный глагол.
Поверхностная структура: ОН ПОДАРИЛ КНИГУ, варианты – на уровне глубинной структуры.
ОН —— РАССМЕЯЛСЯ (одновалентный глагол),
МОРОЗИТ. (глагол с нулевой валентностью).
3. СОБСТВЕННО ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ подход (Н.Ю. Шведова). Семантика не существует отдельно от структуры. Определенная семантика заложена уже на уровне структурной схемы, т.е. структурная схема диктует семантику.
При анализе семантической структуры предложения необходимо опираться на его структурную схему, т.е. грамматическую организацию.
Семантика схемы переносится и в построенное по этой схеме предложение. При заполнении структурной схемы определенным содержанием – лексическими единицами – формируется более узкое и более определенное значение. "Семантическая структура предложения – это то его языковое значение, которое создается взаимным действием семантики структурной схемы предложения и лексическим значением заполняющих ее слов":
МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ. - "субъект и его действие"
МУЗЫКА ВОСХИЩАЕТ. - "субъект и вызываемое им чье-либо состояние".
Ночь. - "наличие, существование состояния, представляемого как существующий субъект".
ССОРА. - "наличие действия, исходящего от субъекта/субъектов".
СЫРО. - "наличие бессубъектного состояния".
РАДОСТНО. - "наличие состояния, исходящего от субъекта".
Базовые компоненты семантической структуры предложения:
субъект – главный компонент семантической структуры предложения (Отец спит; Ребенку весело; Больного лихорадит; Известий нет?Учеными проводятся опыты);
предикат – то, что приписывается субъекту;
объект – то, что входит в сферу действия предиката (Отец написал письмо).
Все остальные компоненты рассматриваются как не базовые, дополнительные.
В ходе разнонаправленных семантических поисков вырабатывается единое понимание значения предложения как комплекса разных по своей природе компонентов.
В связи с развитием семантического синтаксиса особую актуальность приобрела высказывавшаяся в разное время многими лингвистами мысль о том, что в значении предложения соединены смыслы двух принципиально различных родов: объектные, отражающие действительность, и субъектные, отражающие отношение мыслящего субъекта к этой действительности. Наиболее четко эту мысль выразил швейцарский ученый Ш. Балли, с именем которого она и связана прежде всего. Ш. Балли предложил для двух слагаемых значения предложения названия ДИКТУМ (объективное содержание) и МОДУС (выражение позиции мыслящего субъекта по отношению к этому содержанию).
Всякое предложение отражает, давая ему название, какой-то фрагмент действительности, некое "положение дел". Это может быть СОБЫТИЕ, относящееся к внешнему миру (ИДЕТ ДОЖДЬ. ПРОЕХАЛ АВТОБУС. В ЛАРЬКЕ ПРОДАЮТ МОРОЖЕНОЕ), к самому горящему, который участвует в этом событии (Я ИДУ В ИНСТИТУТ. МНЕ ПОДАРИЛИ ЦВЕТЫ). И в том и в другом случае говорящий, создавая предложение, выступает как отстраненный наблюдатель.
Значение предложения не всегда может ограничиваться только диктумной стороной – информацией о мире и его осмыслении: ИВАН ИВАНОВИЧ ПРИЕХАЛ. ВОТ БЫ ИВАН ИВАНОВИЧ ПРИЕХАЛ. Эти предложения выражают одно и то же объективное содержание, но разное отношение к нему мыслящего субъекта, которым является здесь говорящий: (I) – утверждение реальности события, (2) – ирреальное желание, чтобы это событие состоялось. ИВАН ИВАНОВИЧ ХОЧЕТ ПРИЕХАТЬ. + "отношение к называемому событию лица, не участвующего в акте речи, который является активным участником называемого события". Ср.: ВОТ БЫ ИВАН ИВАНОВИЧ ЗАХОТЕЛ ПРИЕХАТЬ.
Грамматическая природа предложения такова, что обязательно требует выражения некоторых субъективных смыслов, идущих от говорящего, передачи его отношения к отображаемому в предложении фрагменту действительности.
Обязательными субъективными смыслами, исходящими от говорящего, в составе значения предложения являются:
1) предикативность – говорящий устанавливает отношение содержания предложения к действительности, а именно: его характеристика как реального, лишь констатируемого говорящим, или ирреального, создаваемого говорящим в своем сознании: НОЧЬ БЫЛА ТЕМНАЯ. ВОТ БЫ НОЧЬ БЫЛА ТЕМНАЯ. ПУСТЬ НОЧЬ БУДЕТ ТЕМНАЯ.
2) целеустановка – выражение коммуникативной позиции говорящего, того, намерен ли он только передать заключенную в предложении информацию собеседнику или имеет целью узнать у него нечто по поводу передаваемого, т.е. сообщает он или спрашивает: ПОЕЗД ПРИШЕЛ. ПОЕЗД ПРИШЕЛ? "Я знаю и говорю, что..." "Я не знаю и спрашиваю,.."
3) достоверность/недостоверность – выражение уверенного или неуверенного знания: ДОЖДЬ ИДЕТ. КАЖЕТСЯ, ДОЖДЬ ИДЕТ.
Для описания объективного содержания предложения в современных исследованиях используется понятие ПРОПО3ИЦИИ, заимствованное из логики. Пропозиция понимается как модель называемого предложением "положения дел" как объективное содержание предложения, рассмотренное в отвлечении от всех сопровождающих его субъективных смыслов и от той проекции, которую придает ему та или иная формальная организация предложения.
Структуру пропозиции определяет предикат, который несет в себе существо "положения дел" – признак предмета или отношение между предметами; он задает определенные места для предметов – участников "положения дел" (актантов),определяет их количество и роли:
ПРОФЕССОР РУКОВОДИТ АСПИРАНТАМИ. ОН ТРЕВОЖИТСЯ.
Я ВЗЯЛ У СОСЕДА КНИГУ. СОСЕД ДАЛ МНЕ КНИГУ.
Изучение смысловой организации предложения в русском языкознании только начинается. Пути подхода к анализу предложения в этом аспекте разнообразны. Система понятии, на которые опирается такой анализ, еще не вполне выработана. Однако актуальность этой проблемы уже осознана.
3) АДВЕРБИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
В глагольных предложениях: Здесь расположился штаб. Молодожены поселились у бабушки. Он поступил благородно. (Локальный компонент – обстоятельственный). Темпоральный: В юности за многое легко берутся.
Проблема остается: как определять необходимость расширения минимальной структурной схемы? По каким формальным признакам?
III этап.
Связан с именем Г.А. Золотовой – начинателя функционального направления в лингвистике. Ее концепция отличается от двух предыдущих. Она отказывается от аспектного рассмотрения предложения: отдельно – структура, отдельно – семантика. Нельзя форму отрывать от содержания. В языке, в предложении они существуют неразрывно.
ОТЕЦ ЧИТАЕТ ГАЗЕТУ.
ОТЦА ОТЛИЧАЕТ СТРОГОСТЬ.
Структура одинаковая только не первый, не очень внимательный, взгляд. В примере 1 главные члены образуют структурный и смысловой минимум предложения, во 2 – не образуют; различная роль дополнения в В.п.; в 1 глагол выполняет роль самостоятельного знаменательного компонента, в 2 – глагол выполняет вспомогательную роль; в 1 схеме соответствует нормальный порядок слов, в 2. – инверсированный. Семантика: субъект – действие – объект; субъект и его признак.
"Модель предложения, или его предикативная основа, определяется как минимально достаточное сочетание взаимообусловленных синтаксических форм, образующее коммуникативную единицу с определенным типовым значением. И типовое значение и модель – синтаксические абстракции, являющиеся результатом обобщения структуры определенного множества предложений, наблюдаемых в употреблении, но взятых в существенном и типическом.
Типовое значение – смысловой результат предикативного сопряжения структурно-смысловых компонентов модели предложения" [с.25].
Следовательно, модель у Золотовой – это не формальная схема, а выделяемый из языка образец, наполненный реальными словами. Под моделью предложения понимается "живой образец, готовый к употреблению, и наблюдаемый в употреблении, но взятый в существенном (в его предикативном минимуме) и в типическом'': У ДЕДА САД. У МАШИ КОШКА. У ДРУГА МОТОЦИКЛ. У НЕЕ СЫН. – модель с типовым значением посессивного (личностного) наличия, в ней сочетаются обозначения субъекта и объекта владения: У этой модели может быть другое значение: У лукоморья дуб. У ворот скамья. У стены диван. – типовое значение локализованного наличия (пространственная соотнесенность предметов). Два ряда моделей, совпадающих в морфологической записи, образованы разными синтаксемами и выражают разные типовые значения.
У разных предложений различно количество обязательных компонентов модели.
Золотова предлагает различать однокомпонентные, двухкомпонентные и трехкомпонентные модели.
4. Для предложений, констатирующих наличие, существование предмета, явления, место, время, бессубъектное состояние среды, достаточно одного компонента, непосредственно отнесенного к действительности: ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. НОЧЬ. УЛИЦА. СВЕТАЕТ. МОРОЗНО. ТИШИНА.
5. Большинство моделей предложения русского языка двухкомпонентно, в них сопрягаются предикативной связью компонент, обозначающий предмет, и компонент, обозначающий признак предмета в широком смысле: действие предмета, состояние, качество или свойство, количество, принадлежность и т.д.: НАЧАЛСЯ ДОЖДЬ.
6. Для предложений, сообщающих об отношении одного предмета к другому, минимально достаточным является трехкомпонентный состав: название одного предмета – отношение – название второго предмета: МАТЕРИ ПОНРАВИЛАСЬ КАРТИНА. ОН С НИМИ ДРУЖИТ. СНОСНЕЕ МНОГИХ БЫЛ ЕВГЕНИЙ.
Преимущество функционального подхода: это живой, конкретный образец с выявленным значением. Идея интересная и перспективная. Учение о функционально-структурных схемах.
Понятие парадигмы предложения.
Современный идеал синтаксической характеристики того или иного формального образца предложения предполагает не только его описание, но и выяснение того, как этот формальный образец соотносится с другими, какое место он занимает в системе языка. В этом требовании реализуется принцип системности синтаксического описания.
В соответствии с принципом системности структурная схема предложения принимается не как неизменная данность. Она допускает определенное варьирование, которое сопровождается некоторыми изменениями смысла предложения или экспрессивно-стилистическими эффектами:
ТЫ ПОМОЛЧАЛ. – объективная констатация.
Помолчал бы ты. – выражение желания говорящего.
Сказано лишнее слово. – утверждение.
Не сказано ничего лишнего. – отрицание.
Помолчи. – экспрессивно нейтральное побуждение.
Помолчи ты. – побуждение с экспрессией неодобрения, раздражения.
Ты помолчи. – побуждение с экспрессией доброжелательного совета.
Синтаксический анализ, направленный на выяснение системных видоизменений и соотношений формальных классов предложений, связан с одной из фундаментальнейших идей лингвистики XX века – с идеей о необходимости анализа единиц языка в парадигматическом аспекте.
В синтаксической науке идея о необходимости парадигматического анализа синтаксических единиц нашла свое выражение в учении о парадигме предложения. Понятие парадигмы предложения появилось в конце 50-х годов и стало активно обсуждаться. При этом выявились два толкования парадигмы предложения: широкое и узкое.
Парадигма предложения в ШИРОКОМ понимании включает в себя весьма большой круг явлений, объем и группировка которых устанавливается разными учеными по-разному. В самом общем виде. В так понимаемую парадигму предложения входят три разнородных., составляющих:
4) любые изменения предложения внутрисхемного характера, т.е. не меняющие отличительных признаков его структурной схемы: Я ОТКРОЮ ДВЕРЬ. Я ОТКРЫЛ ДВЕЕЬ. Я ОТКРЫЛ БЫ ДВЕРЬ. открою дверь. я могу открыть дверь. я начал открывать дверь.
5) межсхемные изменения – противопоставления предложений одной структурной схемы предложениям, построенным по другим структурным схемам, которые могут преобразовываться одна в другую: Я открыл дверь. Дверь открыта мной. Я прочитал книгу. Книга мною прочитана.
6) межуровневые изменения - противопоставление предложений определенного формального класса другим синтаксическим единицам или их частям (словосочетанию и сложному предложению, либо его части, например, придаточному предложению), при условии возможности преобразования предложения в другие синтаксические единицы. Я ОТКРЫЛ ДВЕРЬ. – открывание мною двери; открытая мною дверь; Дверь, которую я открыл; Я, открывший дверь.
Таким образом, парадигма предложения в широком понимании включает и собственно видоизменения структурной схемы предложения и ее возможные преобразования в другие схемы и в схемы других синтаксических единиц при тождестве лексической базы, а в некоторых вариантах учения о парадигме только на смысловой основе.
Парадигма предложения в УЗКОМ понимании, основывающаяся на понятии формы предложения, включает в себя только определенный круг значимых внутрисхемных видоизменений предложения, поскольку "формами предложения, составляющими в своей совокупности парадигму предложения, могут, естественно, считаться лишь такие модификации структуры предложения, которые не нарушают ее тождества"[О.И. Москальская. Проблемы системного описания синтаксиса. М.,1974. 102 с.]
Преобладающим в отечественном языкознании является узкоепомание синтаксической парадигмы.
Точка зрения Н.Ю. Шведовой, нашедшая отражение в Граматике-80, основана на следующих положениях:
4) грамматическим значением предложения является предикативность, т.е. комплекс модально-временных значений;
5) предикативность, подобно грамматическим категориям морфологического уровня, существует в виде ряда частных значений – модальных (значения реальности/ирреальности разных видов) и временных; причем временные значения определенным образом соотнесены с модальными;
6) частные значения выражаются определенными видоизменениями формальной организации предложения; эти видоизменения называются формами предложения ("Форма предложения – это его изменения, осуществляемые такими грамматическими средствами, которые специально предназначены для выражения объективно-модальных значений – синтаксических времен и наклонений" [Гр.-80]); а вся система форм предложения, выражающая категорию предикативности в целом, – его парадигмой ("Формы предложений организуются в его парадигму").
Полный состав форм предложений
Н.Ю. Шведова различает 5 видов модального значения предложения – синтаксических наклонений: 1) индикатив (Ученик пишет; В доме тишина; На дворе темно); 2) сослагательное наклонение (Ученик бы писал; В доме была бы тишина.На дворе было бы темно); 3) долженствовательное (Ученик пиши, а старшие будут бездельничать; В доме будь тишина, а во дворе можно шуметь; На дворе будь темно, а то и на вечер не похоже); 4) желательное (Лишь бы ученик писал; Если бы в доме была тишина!; Вот бы на дворе было темно!); 5) побудительное наклонение (Пиши, ученик; Чтоб в доме была тишина!; Пусть на дворе будет темно!).
Синтаксический индикатив выражает реальность и имеет формы трех времен (Ученик пишет; ученик писал; ученик будет писать).
Сослагательное наклонение обозначает возможность осуществления действия в неопределенном временном плане.
Формы долженствовательного наклонения обозначают, что "то, о чем сообщается, обязательно для осуществления независимо от воли говорящего.
Желательное наклонение выражает эмоционально окрашенную отвлеченную устремленность к какой-либо действительности.
Формы побудительного наклонения обозначают волеизъявление (от категорического требования до согласия).
Таким образом, парадигма предложения семичленна: три времени в индикативе и 4 ирреальных наклонения.
Количество форм в парадигме зависит от семантики предложения и степени его распространенности: чем распространеннее предложение, тем менее вероятно наличие полной парадигмы.
Примеры:
КУРИТЬ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. УЧИТЬСЯ – ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА. Двухкомпонентные инфинитивные, не имеют долженствонательного наклонения.
С ТОБОЙ НЕ СГОВОРИТЬСЯ. НАМ ЗАВТРА ЕХАТЬ. Однокомпонентные инфинитивные не имеют долженствовательного и повелительного наклонения.
НЕ ШУМЕТЬ! ОТСТАВИТЬ РАЗГОВОРЫ! Имеют только эту форму.