Все международные конвенции (соглашения) принимаемые под эгидой ИМО можно разделить на четыре группы

К первой группе относятся конвенции направленные на обеспечение безопасности мореплавания и устанавливающие соответствующие нормативы и стандарты. Это Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974г. и Протокол к ней 1978г. Конвенция о грузовой марке 1966г. Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов 1972г. Торремолиносская международная конвенция по безопасности рыболовных судов 1977г. и Протокол к ней 1993г. Международная конвенция о подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978г. и Протокол к ней 1995г. Международная конвенция о подготовке и дипломированию персонала рыболовных судов и несении вахты 1995г. Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979г.

Ко второй группе относятся конвенции, направленные на предотвращение загрязнения моря с судов и борьбе с ним.

Это Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973г, с Протоколом 1978г. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничестве 1990г. Сюда же, с определенными оговорками, можно отнести и Международную конвенцию относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969г. и Протокол к ней 1973г.

К третьей группе относится конвенции, в которых решаются вопросы ответственности и компенсации. Это Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969г. Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971г, с Протоколами 1992г. к этим конвенциям. Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. Конвенция об ограничении ответственности по морским требованиям 1975г. Международная конвенция о спасании 1989г. Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993г., Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ в 1996г.

К четвертой группе относятся конвенции направленные на помощь и содействие торговому мореплаванию. Понимая определенную усложненность этой категории, сюда можно отнести Конвенцию по облегчению международного морского судоходства 1965г. Международную конвенцию по обмеру судов 1969г. Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988г. И Протокол о борьбе с незаконными актами, направленный против безопасности стационарных платформ расположенных на континентальном шельфе. Два последних документа также связаны с охраной человеческой жизни на море, они отнесены к четвертой категории, поскольку в них решаются не технические вопросы безопасности мореплавания.

МК ПДНВ-78 была принята 7 июля 1978 года, вступила в силу 28 апреля 1984 года, поправки 1995г. вступили в силу с 1 февраля 1997 года.

В 1978 году на конференции в Лондоне была принята Международная конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несению вахты, которая установила основные базовые требования по подготовке, дипломировании и несению вахты для моряков на международном уровне, международные минимальные стандарты компетенции, вместо существующих до этого национальных требований к квалификации моряков.

Основные требования содержались в Приложении к конвенции, которое состояло из шести глав:

I. Общие положения – определения, дипломы, контроль (правила 1-5).

II. Капитан – палубная команда – минимальные требования к несению вахты, компетенции капитана и палубных офицеров и матросов (правила 1-8).

III. Машинная команда – принципы несения вахты в МО, минимальные требования к квалификации судовых механиков (правила 1-6).

IV. Радиотехническая служба – несение радиовахты, обслуживание радиоаппаратуры, минимальные требования к компетенции радистов, а также к дипломированию радиотелефонных операторов (правило 1-3). Резолюция Комитета по безопасности мореплавания дополнила правила IV\1 иIV\2 относительно применения и требований по ГМССБ.

V. Специальные требования для танкеров. Глава почти полностью пересмотрена в 1994 году в связи с уточнением и ужесточением минимальных требований.

VI. Специалисты по спасательным плотам и шлюпкам. Особо отмечается, что для получения сертификата специалиста по спасательным средствам следует иметь стаж работы на судне не менее 12 месяцев или специальную подготовку и стаж не менее 9 месяцев.

С 26 июня по 7 июля 1995 года в Лондоне проходила сессия ИМО, на которой была пересмотрена Конвенция по подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года.

Полностью переработано приложение конвенции. Оно состоит из 8 глав: Глав I– Общие положения (ПравилаI\1 – ПравилаI\15). ГлаваII– Капитан и палубная команда (ПравилаII/1 – ПравилаII/4). ГлаваIII– Машинная команда (ПравилаIII/1- ПравилаIII/4). ГлаваIV– Радиосвязь и радиоспециалисты (ПравилаIV/1- ПравилаIV/2). ГлаваV– Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов (ПравилаV/1- ПравилаV/2). ГлаваVI– Функции, относящиеся к аварийным ситуациям, охране труда, медицинскому уходу и выживанию (ПравилоVI/1-ПравилоVI/4). ГлаваVII– Альтернативное дипломирование (ПравилоVII/1 – ПравилоVII/3); ГлаваVIII– Несение вахты (ПравилоVIII/1-ПравилоVIII/2).

Соответствующие правила Приложения содержат только обязательные минимальные требования по дипломированию специалистов. Все технические детали перенесены в принятый новый Кодекс по подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (STCWCode), который состоит из двух частей: Часть А – Обязательные требования в отношения положений Приложения и Часть В – Рекомендуемое руководство в отношении положений Конвенции.

Конференция одобрила серию дополнений, включая изменение структуры существующей конвенции. Эти изменения вошли в силу с 1 февраля 1997 года на основе процедуры «молчаливого принятия» (tacitacceptance).

К Основным пунктам изменений относятся:

- Базовое обучение требуется для всех членов экипажа.

- Курсы повышения квалификации для поддержания знаний на современном уровне рекомендованы для командного состава каждые 5 лет.

ИМО были приняты основные кодексы по безопасности мореплавания:

1. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения моря (МКУБ) –InternationalManagementCodeforSafeOperationofShipsandforPollutionPrevention(ISVCode).

2.  Международный кодекс перевозки морем опасных грузов –InternationalMaritimeDangerousGoodaCode(IMDGC).

3. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью –InternationalGrainCode(IGC).

4.  Кодекс безопасной практики для твердых навалочных грузов –CodeofSafePracticeforSolidBulkCargoes(BCCode).

5. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза –CodeofSafePracticeforCargoStowageandSecuring(CSSCode).

6. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих лесной груз на палубе –CodeSatePracticeforShipsCarryingTimberDeckCargoes.

7. Кодекс по безопасным приемам работы для безопасности моряков торгового флота –CodeofSafeWorkingPracticesfortheSafetyofMerchantSeaman.

8. Международный кодекс по спасательным средствам –TheInternationalLife-SavingApplianceCode(LSA).

9. Международный кодекс по системам противопожарной безопасности –InternationalCodeForfiresafetysystems.

10. Международный кодекс безопасности высокоскоростных судов.

11. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) –InternationalShipandPortfacilitysecurity(ISPS)Code.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: