Тема 3.1. Методы и средства экспертизы

ВОПРОСЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ К МОДУЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ

Современные образовательные технологии

 

1. Современные образовательные технологии: понятие, признаки, классификация. Специфика современных образовательных технологий в вузе.       

2. Классификация технологий и отличительные признаки. Качественное своеобразие образовательных технологий. Выбор и проектирование новых образовательных технологий в вузе.

3. Технология активного обучения в вузе. Характер учебной деятельности студентов и их взаимодействия с преподавателем, проблемы организации групповой учебной деятельности студентов и их решения с помощью технологий активного обучения.

4. Контекстноеобучение.

5. Технология проектного обучения. Проектные методики как средство развития творческой личности студента. Историяметодапроектов. Образовательныйресурс и статусметодапроектов.

6. Технология модульного обучения. История, сущность, способы реализации. Возможности и риски. Технология рейтинга учебных достижений. Технология модульно-рейтингового обучения: дидактическая характеристика модульного обучения, педагогический мониторинг, различные подходы к формированию рейтинговой системы, новые подходы к контрольно-оценочной деятельности.

7. Портфолио как образовательная технология. Опыт применения портфолио в России и за рубежом. Модели портфолио. Портфолио как форма аутентичного оценивания деятельности студентов. Проблемные портфолио. Особенностиорганизациизанятий с использованиемпортфолио.

8. Технологии эффективной педагогической коммуникации. Сущность, педагогические возможности. Стратегии и приемы. Современные коммуникативные технологии с позиции компетентностного подхода в образовании. Технология проведения семинара в форме диалога. Технология повышения коммуникативной компетентности преподавателя вуза.Технология «Дебаты».

9. Технологии балинтовской сессии, интеллектуального спонсорства, информационного лабиринта.

10. Критическое мышление. Технология формирования критического мышления через чтение и письмо.

11. Рефлексия как современная технология в образовании. Технология рефлексии и её формы в обучении.

12. Кейс-технологии в образовательном процессе. История метода CaseStudy (CS). Образовательный ресурс метода. Сущность кейс-метода и разнообразие подходов к созданию и применению кейс-технологий в современном образовательном процессе.

13. Информационные Интернет технологии в высшем образовании.

Электронные учебные пособия и ресурсы. Сетевые образовательные технологии.Образовательный веб-квест - (webquest) как тип учебного интернет-ресурса. Структура ВК. Виды ВК. 

14. Интеллект-карты как образовательная технология. Алгоритм составления интеллект-карт. Виды интеллект-карт. Применение интеллект-карт в обучении студентов и в деятельности преподавателя вуза. Интернет-ресурсы. Программы и сервисыдлясоставленияинтеллект-карт.

15. Технология педагогических мастерских и мастер-классов. Исторический обзор, этапы подготовки, отбор содержания, результат и его оценка.

16. Технологии оценки качества результатов образовательной деятельности студентов. Педагогическая диагностика. Современные требования, предъявляемые к качеству образования. Классификация видов и форм оценивания деятельности студентов. Тестирование. Сущность, содержание, методика, организационныеаспекты.

17. Технология позиционного обучения.

КОНФЛИКТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ВУЗЕ

Вопросы для зачета:

1.Понятие конфликта. Предмет и статус конфликтологии.

2.​ Теории конфликта: социал-дарвинизм, функциональная и конфликтная модели.

3.​ Конфликты в различных сферах взаимодействия (ценнос​тные, ресурсные, ролевые).

4.​ Виды внутриличностных конфликтов.

5.​ Опросные методы изучения конфликтов.

6.​ Структура  педагогического конфликта.

7.​ Динамические характеристики педагогических  конфликтов.

8.​ Мотивы и цели участников педагогического  конфликта в вузе

9.​ Стратегии и тактики конфликтного взаимодействия в образовательной среде вуза

10.​ Психологические установки и ориентации участников педагогического  конфликта.

11.​ Социально-перцептивные, нормативные, культурные, этические регуляторы конфликтного взаимодействия в вузе

12.​ Модели развития межличностной конфликтной ситуации в образовательном учреждении.

13.​ Факторы, облегчающие и осложняющие разрешение конфликта в педагогической среде.

14.​ Характеристики конфликтующих сторон. «Зрелость» конфлик​та.

Вопросы по проектированию

Тема 1.1. Теоретико-методологические основы проектирования образовательных систем

    Базовые общенаучные подходы: системный, программно-целевой, процессуальный, ситуативный, технологический. Основные методологические принципы непрерывности, профессиональной направленности, преемственности, полисубъектности. Разные подходы к понятию «проектирование» в различных сферах человеческой деятельности.

Тема 1.2. Сущность и этапы педагогического проектирования

    Сущность понятия «педагогическое проектирование». Этапы проектирования, их краткая характеристика и специфика реализации в системе образования: моделирование, собственно проектирование, конструирование. Современные технологии проектирования образовательного процесса.

Тема 3.1. Методы и средства экспертизы

    Понятие «экспертиза» и цели ее организации в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Специфика организации экспертизы в системе образования. Основные объекты экспертизы в образовательном учреждении: руководители всех уровней, научно педагогический состав, вспомогательный персонал, обучающиеся.

Экспертиза деятельности образовательных учреждений. Методы экспертизы. Возникающие ошибки при проведении экспертизы. Процелура проведения экспертизы образовательных учреждений. Основные направления и системы внешнего и внутреннего аудита. Лицензирование направлений профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специальностей, образовательных программ. Аккредитация образовательныхучреждений.

    Аттестация научно педагогических работников, вспомогательного состава, руководящих работников: нормативные документы, сроки, процедура. Основные направления и системы внутреннего аудита. Традиционные и инновационные технологии диагностики знаний преподавателей и обучающихся. Внешний аудит. Лицензирование направлений профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специальностей, образовательных программ. Аккредитация образовательных

Задание 1.

1. Сопоставьте, пожалуйста, такие понятия, как «проектирование в образовании», «Экспертная деятельность в образовании». Как вы разводите данные поня­тия?

    2. Рассмотрите круг вопросов одной проблемы – например, педаго­гической оценки: на уровне теоретического, методического и технологи­ческого профессионального решения.

Задание.

    1. Проанализируйте и докажите, что диагностика педагогической деятельности направлена на решение триединой задачи – это: 1) оптимизировать процесс; 2) … обеспечить правильное определение результатов деятельности субъектов педагогического взаимодействия; 3) свести к минимуму ошибку … при выборе поведения».

2. Продолжите фразу «… В широком смысле слова педагогическая диагностика инновационной деятельности – это способ получения …….. об эффективности функционирования ……….. В узком смысле – это один из …….. компонентов социально-педагогической деятельности. Предложите свое видение понятия «педагогическая диагностика инновационной деятельности».

    3. Внимательно прочитайте, что является объектом и предметом педагогической диагностики. Объектом педагогической диагностики являются все без исключения переходные состояния социальных процессов протекающих в рамках организованной системы, а также закономерности, выявленные в процессе разработки объективной оценки качества деятельности. Ее предметом являются количественно-качественные показатели результатов функционирования специально организованных процессов, разработка достоверного инструментария оценки этого процесса и методы «внедрения» его в социальную действительность. На этой основе попытайтесь сформулировать задачи (не менее 3-х) диагностики инновационной деятельности.

4. Как вы считаете, верно ли то, что при диагностике социальных предпочтений той или иной группы субъектов достаточно учитываться три степени свободы информационно-мыслительных механизмов преобразования социальной информации: способы её преобразования. Или необходимо что-то еще?

       6. Существует как минимум три уровня проектирования социально-педагогической деятельности. Первый из них заключается в проектировании новых объектов, где различают два аспекта: «замысел самого объекта и проект траектории его построения». Второй (методологический) акцентирует внимание на внешних факторах, детерминирующих среду, их потенциальных возможностях для эффективного развертывания социально-педагогического процесса; на создании проектов социальных программ. В чем суть третьего уровня?

       7. Как вы считаете, достаточно ли ниже перечисленных собственно технологических принципов процесса проектирования педагогической деятельности:

Принцип формирования «банка технологических задач», наделенных обеспечением для их решения. Например, это могут быть задачи прогнозирования динамики социально-педагогической ситуации, проведения диагностики результатов социально-педагогической деятельности.

Когда сложность технологической задачи, решаемой в ходе определенного технологического цикла, возрастает, в силу вступает принцип адаптации имеющегося обеспечения.

П ринцип декомпозиции технологического процесса в операции и «привязка» к каждой операции определенной частной технологической задачи, которую необходимо решить в рамках технологического цикла; п ринцип совместимости разных компонентов технологического процесса (опыта, знаний, инструментов и т.п.); принцип «привязки» обеспечения (в виде научных знаний, опыта и других средств) к более или менее крупной социальной задаче.       Объясните как вы поняли эти принципы?

10. Попытайтесь нарисовать свой инновационный алгоритм проектного цикла педагогической деятельности (обычно он состоит из состоит из девяти этапов: формулирование конкретных проблем и реализация благоприятных возможностей, выделенных в ситуации; определение целей как моделей желаемых результатов, которых необходимо достичь; нахождение подходов к решению социально-педагогической задачи).

        

Задание 1.

1. Проанализируйте определение, которое формулирует «педагогическую задачу» как задание, предполагающее поиск новых знаний, способов, умений и стимулирующее активное использование связей, отношений;

или которое понимает под педагогической задачей - проблему, прошедшую стадию вербализации и нашедшую рациональное выражение, результатом решения которой является нахождение какого-то знания, способа, модели деятельности. По мнению Пойа Д. «задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели».

    Исходя из этого можно ли констатировать, что такая задача является важнейшим элементом содержания педагогической деятельности? Если да, то почему?

       2. Что с вашей точки зрения пропущено в следующей технологической цепочке инновационно-педагогической деятельности: её задачи должны отвечать своему прямому назначению - процесс их решения должен помогать выяснить вопрос об особенностях педагогической деятельности, о доминантах имеющих место в мотивационном пространстве личности субъекта, о структуре готовности к высокопродуктивной деятельности; степени эффективности воздействий социального педагога на среду деятельности.

       3. Какие еще элементы следует включить в структуру готовности к реализации технологии педагогической деятельности, кроме умения ориентироваться в социально-педагогической ситуации, строить проектную основу решения; подбирать необходимые модели социально-педагогической деятельности; корректировки механизмов, приемов педагогической деятельности в соответствии с используемыми закономерностями из той или иной области педагогического знания.

       4. Можно ли согласится с тем, что самые большие трудности в процессе решения педагогических задач связаны с тем, что установка на вербализацию непроизвольно подменяется у большинства людей установкой на самонаблюдение. Почему это происходит? Как преодолеть указанные трудности?

5. Прочитайте внимательно выражение Пойа Д. о том, что субъект практики «обязан понимать, что никакую задачу нельзя исчерпать до конца. Эффект задач тем больше, чем чаще обновляются сложившиеся методики и происходит целенаправленный поиск алгоритма обобщения частных однотипных задач, корректируется общий метод решения. Он (эффект) повышается посредством создания социально-педагогических ситуаций, стимулирующих «открытия». Как бы в этом случае вы определили функцию инновационно-педагогической деятельности?

6. Подпадают ли задачи, решаемые в рамках проектировочной педагогической деятельности под следующее определение: понятийно нечеткие задачи, смысл которых имеет характер представлений, неоднозначно понимаемых разными субъектами педагогической деятельности.

8. Можно ли качество решения задач экспертно-педагогической деятельности оценить в соответствие со следующими численными критериями – «понимание» - 20%; 2-й показатель – «элементарные умения и навыки» - 28%; 3-й – «перенос» - 36% от общей педагогической компетентности. Как критериально вы оцениваете свою способность решать инновационно-педагогические задачи?

провоцирует такое к вам отношение.

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

1. Перечислите и кратко охарактеризуйте базовые общенаучные подходы, обеспечивающие оптимальное проектирование образовательных систем.

2. Назовите и дайте краткую характеристику основным методологическим принципам, способствующим эффективному функционированию образовательных систем разных уровней.

3. Опишите различные подходы к проектированию в разных сферах человеческой жизнедеятельности.

4. Дайте определение понятию «педагогическое проектирование»

5. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа моделирования.

6. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа собственно проектирования.

7. Дайте краткую характеристику и покажите специфику реализации этапа конструирования.

8. Расскажите о современных технологиях проектирования образовательного процесса.

9. Разработайте проект инновационной образовательной системы «лицей- колледж - университет».

10. Дайте определение понятию «образовательная система».

11. Перечислитевидыобразовательныхсистем

12. Какова структура многоуровневой системы образования в России?

13. Назовите подсистемы по вертикали, составляющие образовательное учреждение как систему.

14. Перечислите подсистемы по горизонтали, составляющие образовательное учреждение как систему.

15. Представьте многоуровневую систему образования в России в виде структурно-логической схемы взаимосвязи ее структурных компонентов по вертикали и по горизонтали.

16. Расскажите о целях проведения экспертизы в различных отраслях человеческой жизнедеятельности.

17. Дайте определение понятию «экспертиза» в системе образования.

18. Дайте краткую характеристику основным объектам экспертизы в образовательном учреждении.

19. Каковы цели аттестации преподавательского состава образовательных учреждений?

20. Назовите основные направления и системы внутреннего аудита.

21. Перечислите традиционные и инновационные технологии диагностики знаний преподавателей и обучающихся.

22. Объясните, для чего проводится лицензирование направлений профессиональной подготовки бакалавров, магистров, специальностей, образовательных программ?

23. В чем сущность аккредитации образовательных учреждений разных уровней системы образования.

24. Сконструируйте модель инновационной экспертизы образовательного учреждения, реализуемой с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Студенчество как социальная группа. Место студенчества в социальной структуре общества.Психологические особенности перехода к ранней взрослости.
Высшее профессиональное образование как социальный лифт.Социализация и адаптация студентов. Социальная ситуация развития.
Ценности, модели поведения и идеалы. Социальные установки личности. Социальная активность.Культура, свобода, экономическая независимость как перспективные ценности студенчества.
Социально-психологическая характеристика студента. Психологическая диагностика и прогнозирование поведения человека в образовательном пространстве вуза.
Студенческая группа, ее место в образовательном пространстве вуза и в большом социуме.Учебная деятельность студента.
Общение в студенческой среде. Содержание, цели и средства общения. Формы, функции, виды и уровниобщения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: