Тема1.Предмет, значение и язык логики. История становление логики как научной области

Вопросы

1. Возникновение и этапы развития формальной логики.

2. Мышление как главный предмет изучения логики.

3. Понятие логической формы. Основные типы логических форм.

4. Истинность мысли и формальная правильность рассуждения.

5. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность.

6. Понятие знака. Семантические категории языка: имена, предложения и функторы. Теоретическое и практическоезначениелогики

Задания

1Сделать презентацию по поодному из вопросов

2.Опросить вузовских предметов с целью выяснения их отношения к изучению логики в вузе.

Тема2.Понятие как форма мышления

Вопросы

1.Понятие и предмет. Виды признаков предметов: свойства и отношения. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. 2.Виды понятий. Объем и содержание понятия. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

3.Отношение между понятиями

4.Обобщение и ограничение понятий.

5.Определение (дефиниция) понятия. Правила определения. Ошибки, возможные в определении.

6.Деление понятий.

7.Классификация и ее виды

Задания

Задание 1. Дайтеполную логическую характеристикупонятиям:

Молодая семья.

Задание 2. Определите отношение между понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:

Пожилые люди, одинокие пожилые люди, пенсионеры.

Задание 3. Обобщите понятия:

Психологическая служба.

Задание 4. Ограничьте следующие понятия:

Субъекты психологической помощи.

Задание 5. Укажите вид определения: номинальное или реальное, явное или неявное:

Социальные отношения – это отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отражающих их социальное положение, образ и уклад жизни.

Задание 6. Укажите, деление какого понятия было произведено в этом высказывании, и на каком основании:

В систему памяти входят кратковременная память и долговременная память.

Тема 3. Суждения как форма мышления

1. Общая характеристика суждения

2. Простое суждение

3.Сложное суждение и его виды. Исчисление высказываний

4. Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке

5. Отношения между суждениями по значениям истинности

6. Деление суждений по модальности

Задания

Задание 1. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово.

Лень никогда не приводит к добру.

Задание 2. Определите, в каком отношении находятся простые суждения в следующей паре:

Некоторые методы психологической работы строятся с учетом территориального принципа. – Некоторые методы психологической работы не строятся с учетом территориального принципа.

Задание 3. Проверьте логическую состоятельность следующих суждений, построенных на основе логического квадрата; если допущена ошибка, укажите, в чем она заключается:

Ложно то, что во всех действиях бывают ошибки; значит, истинно то, что в некоторых действиях есть ошибки.

Задание 4. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его вид по главному признаку:

Нетрудно свести лошадь к воде. Но если вы заставите ее плавать на спине – вот это значит, что вы чего-то добились! (Закон Мэрфи).

Задание 5. Запишите логическую форму сложного высказывания и определите его истинность с помощью таблиц истинности:

Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселья (Демокрит).

Задание 6. Сделайте вывод путем превращения следующего суждения, составьте схему вывода:

В теории психологической работы необходимо учитывать требования целостного видения человека.

Задание 7. Проверьте, правильно ли произведено обращение приведенного ниже суждения; укажите, в чем заключается ошибка, если обращение произведено неправильно:

Ни один человек не имеет право нарушать законы. Следовательно, среди тех, кто имеет право нарушать законы, нет людей.

Задание 8. Сделайте вывод с помощью превращения, обращения и противопоставления предикату из следующей посылки, составьте схему вывода:

Некоторые люди свободны от тщеславия.

Тема 4. Умозаключение как форма мышления

Вопросы

1. Общее понятие об умозаключении. Структура умозаключения: посылки, заключения, логическая связь между посылками и заключением.

2. Понятие логического следования. Виды умозаключений: дедуктивные, индуктивные, по аналогии.

3. Понятие дедуктивного умозаключения. Выводы из категорических суждений посредством их преобразования. Непосредственныеумозаключения: превращение, обращение, противопоставлениепредикату.

4. Категорический силлогизм. Состав, фигуры, модусы, правила категорического силлогизма.Сокращенный категорический силлогизм (энтимема). Понятие о полисиллогизмах и соритах.

5. Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения. Разделительные умозаключения. Дилемма и трилемма.

6. Индуктивные умозаключения. Понятие индуктивного умозаключения и его виды. Индуктивныеметодыустановленияпричинныхсвязей.

7. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Роль дедуктивных и индуктивных умозаключений в учебном процессе.

8. Умозаключение по аналогии. Аналогия и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и отношений. Нестрогая и строгая аналогия. Ложная аналогия. Роль аналогии в познании.

 

Задания

Задание 15. Установите правильность простого категорического силлогизма, определив его фигуру и модус; если силлогизм неправильный, найдите его правильную форму:

Ваши решения, принятые в прошлом, определяют ваше поведение в настоящем. Они становятся основой ваших ценностей. Таким образом, ценности – это выбор того, что, по-вашему, является важным и стоящим.

Задание 16. Восстановите энтимему до полного силлогизма, определите правильность вывода:

Все граждане Российской Федерации имеют право на труд, а он не является гражданином Российской Федерации.

Задание 17. Используя условную посылку, постройте умозаключение по утверждающему и по отрицающему модусу, изобразите их схемы в символической записи, определите, следует ли с необходимостью заключение из посылок.

Если человек не уяснил себе элементарных логических правил, то он не сможет их применять в своей практике.

Задание 18. Установите виды индуктивного умозаключения, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода:

«Все студенты – ужасные прагматики: они никогда не будут учить сверх того, что определено программой», – сказал один преподаватель другому. «А почему ты в этом уверен?» – спросил его второй. «Ну, посуди сам, – ответил первый, – ни один из моих студентов ничего не хочет делать сверх программы. То же самое мне говорил и К. Да ты и сам как-то жаловался на это».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: