Особенности развития литературы первой половины XX столетия

Лекция 8

Русская литература первой половины XX века

План лекции

Особенности развития литературы первой половины XX столетия

Творчество А. Платонова. Повесть «Котлован».

Творчество М.Булгакова. Повесть «Собачье сердце»

Особенности развития литературы первой половины XX столетия

Первая половина XX столетия, точнее – время после Октябрьской революции 1917 года – насыщено в истории России значительными историческими событиями. Это время индустриализации СССР, коллективизации, раскулачивания, голода 1932 – 1933 годов, большого террора, массовых репрессий против видных государственных, политических и военных деятелей Советского Союза и масс обычных людей в целом, создание системы лагерей ГУЛАГа, Второй мировой войны. Сложная внутриполитическая обстановка связана с установлением тоталитарного режима и культа личности И.В. Сталина, вокруг которого был создан ореол «великого вождя и учителя».

Характерной чертой этого времени является то, что оно отмечено административным вмешательством партии в сферу духовной культуры. Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль за ней. Это вынудило ряд писателей покинуть Советскую Россию. Среди эмигрантов первой волны оказываются И.А. Бунин, Б. Зайцев, В. Набоков, А. Аверченко и др. Писатели, оставшиеся в России и принявшие новую власть, вынуждены были принять и ее идеологическую доктрину.

Достаточно выразительную характеристику этого периода дал М. Горький в своей книге «Несвоевременные мысли», которая более 70 находилась под строжайшим запретом. «Несвоевременные мысли» Горького книга, содержащая его «заметки о революции и культуре 1917 – 1918 гг.».

В этой книге хорошо известный Горький предстает в обличие, совершенно не привычном для большинства читателей, обличителя революции, советской власти, предсказателя грядущих народных бедствий: «Советская власть снова придушила несколько газет, враждебных ей. Бесполезно говорить, что такой прием борьбы с врагами – не честен, бесполезно напоминать, что при монархии порядочные люди единодушно считали закрытие газет делом подлым, бесполезно, ибо понятие о честности и нечестности, очевидно, вне компетенции и вне интересов власти, безумно уверенной, что она может создать новую государственность на основе старой – произволе и насилии.»

Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпиных, Плеве и прочих полулюдей? Не так же и ленинская власть хватает и тащит в тюрьму всех несогласномыслящих, как это делала власть Романовых?»

Действительно, о свободе слова в Советской России не могло быть и речи. Уже в 1920-е годы были национализированы учреждения культуры, стала складываться система управления ею, которая просуществовала до 1990-х годов, то есть до периода перестройки. В 1922 – 1923-ем годах были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований в прессе, за репертуаром театром и кинотеатров.

На протяжении 20 – 30-х годов возникали многочисленные писательские группировки («Кузница», «Октябрь», РАПП и т.п.); выясняя, какие позиции занимали их представители, можно судить о процессах, которые происходили в это время в литературе.

Первые культурно-просветительские организации и объединения писателей начали возникать уже после Февральской революции. Наиболее влиятельной среди них может считать Пролеткульт (создан в сентябре 1917 году).

Пролеткульт быстро вырос в массовую организацию, имевшую свои «филиалы» в ряде городов. По данным 1920-го рода в рядах организации было свыше 80 тысяч человек; издавалось около 20 журналов («Пролетарская культура», «Грядущее», «Горн» и др.). В 1920-ом году специальным постановлением ЦК РКП(б) Пролеткульт был официально подчинен Народному комиссариату просвещения.

В деятельности Пролеткульта, как в зеркале, отразились тенденции в целом характерные для развития послереволюционной культуры. Идеологами Пролеткульта являлись А.А. Богданов, А.К. Гастев, В.Ф. Плетнев. По мнению Богданова, любое произведение искусства отражает интересы и мировоззрение только одного класса и потому непригодно для другого. Гастев рассматривал пролетариат как класс, особенности  мировоззрения которого диктуются спецификой каждодневного механистического, стандартизированного труда. Новое искусство должно было раскрыть эти особенности. «Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающе открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического», – писал Гастев в работе «О тенденциях пролетарской культуры» (1919).

Одним из лозунгов Пролеткульта являлся следующий: «Искусство прошлого – на свалку!». Идеология Пролеткульта, отрицавшего культурное наследие,  нанесла серьезный ущерб художественному развитию страны. Пролеткультовцы стремились решить два задачи: разрушить старую, «дворянскую культуру» и создать новую, пролетарскую. Если задача разрушения в целом была решена, то вторая задача так и не вышла за рамки неудачного экспериментаторства.

К 1920-ым годам относятся первые попытки создать всероссийскую организацию писателей. В 1920-ом году по инициативе группы «Кузница» был созван Всероссийский съезд писателей и организован Всероссийский союз (просуществовал достаточно недолго).

Необходимо отметить, что представители различных писательских группировок нередко активно противостояли друг другу. При этом их разногласия нередко были связаны с различным отношением к официальной политике. В частности, члены «Кузницы» (московского литературного объединения, существовавшего в 1920 – 1932-ом годах) в своих манифестах объявляли примат классовой, пролетарской литературы, отход в поэзии от «буржуазного» содержания, сжатого формальными рамками стиха. Риторика выступлений членов «Кузницы» (С. Обрадовича, М. Герасимова, Г. Санникова и др.) была весьма идеологизированной. Но при этом писатели не признавали руководство развитием культуры со стороны партии. «Октябрь» – группа писателей-коммунистов, существовавшая в 1922 – 1925-ом годах в Москве (Г. Лелевич, С. Родов, И. Вардин и др.) – резко противопоставлял себя «Кузнице», настаивая на безоговорочной поддержке текущей партийной линии. «Октябрь» проводил чрезвычайно и самоуверенную политику в литературе, претендуя на роль единственного защитника истинно коммунистической идеологии. Литература была для членов этой группировки средством большевистской пропаганды на темы, обусловленные требованиями эпохи. После постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925-го года внутри группы возникли серьезные разногласия, а в конце 1925-го года «Октябрь» распался. Многие деятели этой группы продолжили свою воинственную политику уже в рамках РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей).

Еще одна писательская группировка – ЛЕФ (Левый фронт искусств) – существовала в 1922 – 1928-ом годах в Москве, Одессе и других городах СССР. Ядро ЛЕФа составляли бывшие футуристы: В. Маяковский (лидер объединения), Н.Н. Асеев, О.М. Брик и др. В деятельности ЛЕФа принимали участие литераторы (Б.Л. Пастернак, С.И. Кирсанов, И.Э. Бабель), художники (АМ. Родченко, В.Ф. Степанова) и др.

Представителями группировки выпускались журналы «ЛЕФ» (1923 – 1925) и «Новый ЛЕФ» (1927 – 1928). Основные принципы деятельности лефовцев состояли в том, что они выступали за искусство факта (пропаганда отмены вымысла в пользу документальности), производственное искусство, социальный заказ.

После того, как в сентябре 1928-го года из ЛЕФа вышли Маяковский и Брик, он распался. Попытка Маяковского создать РЕФ (Революционный фронт искусств) в 1929-ом году провалилась, и в 1930-ом году Маяковский и Асеев вошли в РАПП.

ВАПП (Всероссийская ассоциация пролетарских писателей) была основана в октябре 1920-го года на одной из конференций, созданной литературным объединением «Кузница»; в 1921-ом году утверждена Наркоматом просвещения в качестве головной литературной организации. Руководство осуществлял В. Кириллов, перешедший в ВАПП из Пролеткульта. С апреля 1924-го года ВАПП, которая вплоть до 1928-го года являлась ведущей литературной организацией Советского Союза, попала под исключительное влияние партийных догматиков группы «Октябрь» (журнал – «На посту»).

Партия всецело поддерживала пролетарские литературные организации, поэтому их число постоянно росло. В январе 1925-го года на 1-ой Всесоюзной конференции пролетарских писателей было положено начало РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), которая оформляется как основной отряд ВАПП. В 1928-ом году ВАПП полностью вливается в РАПП.

РАПП становится наиболее массовой из литературных организаций второй половины 1920-х годов. В состав этой организации входило более 4 тысяч человек, в том числе: Л.Л. Авербах (генеральный секретарь РАПП), Д.А. Фурманов, А.А. Фадеев, Ю.Н. Либединский (главные активисты и идеологи).

Идеология РАПП отражалась в журнале «На литературном посту» (1925 – 1932), продолжавшем традиции журнала «На посту» (1923 – 1925), ранее выпускавшимся группой «Октябрь» (позже – ВАПП).

Резолюцию РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» от 18 июня 1925-го года РАПП приняла как программный документ. Было осуждено нигилистическое отношение к культурному наследию; лозунг «пролетарской культуры» был заменен на лозунг «учебы у классиков». В журнале выдвигалась концепция развития литературы «союзник или враг», говорилось о необходимости отталкивания писателей-«попутчиков», звучало требование: «призыв ударников в литературу».

В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, в точки зрения рапповцев, критериям настоящих советских писателей. Под лозунгом «партийности литературы» давление оказывалось на таких писателей как М. Горький, М.А. Булгаков, В.В. Маяковский, А.К. Толстой.

К 1930-му году писательские группировки были практически разгромлены, и РАПП усилил директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931-го года призывала всех пролетарских писателей «заняться художественным показом героев пятилетки» и доложить об исполнении этого призыва-распоряжения в течение двух недель.

Руководство страны стремилось держать писателей под постоянным контролем. С этой целью неоднократно созывались различные собрания, конференции и т.п. В 1928-ом году состоялся I Всесоюзный съезд пролетарский писателей, который принял решение о создании ВОАПП (Всесоюзного объединения Ассоциаций пролетарских писателей).

Ряд писательских организаций (РАПП, ВОАПП, Пролеткульт и т.п.) Пролеткульт был расформирован постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932-го года, в котором говорилось о необходимости создания единой организации – Союза писателей СССР. Высокие посту в руководстве заняли представители РАПП, продолжившие свою политику.

Союз писателей СССР был создан в 1934-го году (в соответствии с постановлением 1932-го года) и заменил все существовавшие до этого времени писательские организации, руководившие деятельностью литераторов. 

В Уставе указывалось, что «Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенный героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии». Тут же формулировались принципы социалистического реализма. Эстетическое понятие «реализм» было соединено с политическим определением «социалистический», что на деле означало подчинение искусства требованиям политики и идеологии. В Уставе указывалось, что соцреализм «требует от художника правдивого исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, которое должно сочетаться с задачей идейно переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

По отношению к культурному наследию прошлого был провозглашен принцип его переоценки под углом зрения классовых интересов пролетариата. Всю предшествующую культуру разделили на прогрессивную и реакционную, которую можно и нужно отбросить. В результате для целого ряда поколений советских людей многие достижения предшественником остались неизвестными.

Далеко не всегда доходили до читателей и современные произведения, которые должны были проходить жесткую цензурную проверку. Ведущим литературным направлением был объявлен социалистический реализм, его родоначальником – М. Горький. В качестве своеобразного ориентира для писателей был должен выступать роман «Мать».

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного делу партии. На такого героя должны были равняться все советские люди, особенно – молодежь. Отличительной чертой искусства должен был стать социальный оптимизм. В качестве примера художественных текстов, в которых реализованы принципы социалистического реализма, могут быть названы произведения М. Шолохова («Поднятая целина»), Н., Островского («Как закалялась сталь») и др.

Наиболее талантливые произведения тех лет отразили сохранившуюся инерцию революционного подъема, романтическое видение событий революции и гражданской войны, энтузиазм создателей нового общества, искренне верящих в возможность осуществления своей мечты.

Главным критерием оценки произведений культуры в 1930-е годы являлось их соответствие официальной идеологии. С деятелями культуры, произведения которых не соответствовали жестким требованиям «социалистического реализма», велась непримиримая борьба. Так, во второй половине 30-х годов была проведена кампания за преодоление в искусстве «натурализма» и «формализма». В формализме обвинялись писатели Н. Заболоцкий, И. Бабель, композитор Д. Шостакович, режиссер С. Эйзенштейн и др.

Судьбы многих писателей, которые проявили свободомыслие или хотя бы были заподозрены в нем, складываются в первой половине XX столетия трагически. Преждевременно умер А. Блок; обвинен в участии в контрреволюционном заговоре и расстрелян Н. Гумилев. Особенно много писателей погибает в годы сталинского режима. В 1938-ом году осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по сфабрикованному обвинению в государственном преступлении (шпионажу в пользу Японии) и приговорен к смертной казни Борис Для руководства деятельностью литераторов был создан Союз писателей. В Уставе этого Союза, созданного в 1934 году, формулировались принципы социалистического реализма, указывалось, что он «требует от художника правдивого исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии, которое должно сочетаться с задачей идейно переделки и воспитания трудящихся в духе социализма».

Пильняк. По обвинению в «антисоветской заговорщицкой террористической деятельности» и шпионаже арестован и расстрелян в 1940-ом году И.Э. Бабель. В 1938-ом году умер от тифа в пересыльном лагере во Владивостоке И.Э. Мандельштам. В числе погибших могут быть названы: поэты П. Васильев, Н. Клюев (Сергей Есенин считал его своим учителем), С. Клычков и др.

Годы Великой Отечественной войны – особый период в развитии русской культуры. Чувство ответственности рождало чувство собственной значимости, достоинства, а значит – ощущение свободы. По словам Б.Л. Пастернака, «трагический, тяжелый период войны был живым периодом и, в этом отношении, вольным, радостным возвращением чувства общности со всеми». Поэтому, несмотря на все тяготы и лишения годы войны  стали для многих писателей (А.К. Толстого, М. Шолохова и др.) наиболее плодотворными годами их творческого пути.

22 июня 1941-го года началась Отечественная война, а уже 27 июня в «Правде» появилась первая военная статья А.К. Толстого «Что мы защищаем». За годы войны Толстым было написано более шестидесяти статей («Родина», «Разгневанная Россия», «Несокрушимая крепость» и др.).

Достоинство публицистики Толстого – ее оптимизм. В самые отчаянные дни писатель не терял веры в конечную победу и внушал эту веру своим читателям: «Враг многочисленный, опасный, сильный, но он должен быть и будет разгромлен...». В октябре 1942 года, накануне решающей битвы на Волге, в статье «Четверть века» Толстой писал: «Мы победим, хотя мне хочется сказать – мы уже победили».

В годы войны большой известностью пользовался сборник писателя «Рассказы Ивана Сударева». Лучший из этих рассказов – «Русский характер». Трагическая история обгоревшего танкиста Егора Дремова под пером Толстого превратилась в подлинный гимн людям, их мужеству, их нравственной чистоте, в гимн всепобеждающему чувству любви: «Да, вот они русские характеры. Кажется, прост человек, а придет суровая пора... и поднимется в нем великая сила – человеческая красота».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: