Таким образом, во второй половине ХIХ – начале ХХ веков в России происходила существенная радикализация сознания учащегося юношества. Отмена крепостного права и либерализация общества, эволюционное развитие рыночных отношений и неравномерное распределение материальных благ, национальная политика, направленная на русификацию, неудачная русско-японская война, революционные события 1905-1907 годов и нерешенный крестьянский вопрос, политические реформы, ставшие началом демократизации социально-политической системы, первая мировая война обнаруживали слабость христианско-православного идеала воспитания, основанного на любви к Богу и Императору, смирении, послушании, любви к Отечеству. Определяющими факторами формирования деструктивного, асоциального мировоззрения школьного юношества становились социальные процессы, сложные взаимоотношения между обществом и конкретной личностью. Экономические теории основывались на концепциях, видевших главную причину радикальности в социальной дезорганизации, социальном неравенстве и стратификации общества.
|
|
Вместе с тем обращалось внимание на индивидуальность конкретного человека в процессе его социализации, ибо наличных социальных условий оказывалось явно недостаточно для объяснения причин и механизмов радикального поведения конкретной личности.
Единая культура российского общества в исследуемый период была раздроблена на противостоявшие друг другу субкультуры, задававшие людям различные ментальные и поведенческие ориентации и стандарты. Это обстоятельство также выступало важным конфликтогенным и девиантогенным фактором. Иллюстрацией к этому тезису служило противостояние отдельных взрослых группировок, которые пытались устанавливать свою социальную идентичность через дискриминацию различных групп населения. Данный фактор являлся составной составляющей концепции социальной несправедливости как наиболее общей причины радикальности.
Под влиянием социально-исторических условий второй половины ХIХ – начала ХХ вв. в общественное сознание проникали идеи, определяющие его характеристики как «разлом», «катастрофичность». Общим знаменателем мировоззренческих взглядов значительной части российского общества было определение своей эпохи как пограничной, переходной, когда безвозвратно уходили в прошлое не только прежние формы быта, труда, политической организации общества, но и сама система духовных ценностей требовала радикального пересмотра. Кризисность – ключевое слово, кочевавшее по журнальным страницам, литературно-критическим статьям, дискуссиям. Упадок, разрушение, возрождение, перелом – в лексиконе рубежа веков эти слова резко наращивали свою частотность. Жизненная среда, обстоятельства существования, обладавшие страшной силой инерции и сопротивления, интерпретировались как лишенные стабильности и подвластные социально направленной воле человека. В отношениях человека и среды реалисты рубежа веков делали акцент на способности человека противостоять неблагоприятному воздействию и, в свою очередь, активно воздействовать на нее.
|
|
Одной из важных проблем становился быстро увеличивавшийся объем различных форм информации в начале ХХ века, являвшийся, несомненно, определяющим фактором в формировании ненормативного поведения подрастающего поколения. Сторонники негативного влияния средств массовой информации исходили из того факта, что молодежь училась вести себя деструктивно, прежде всего наблюдая за чужой агрессией. Негативное влияние средств массовой информации на развитие детей и подростков вызывало справедливые опасения и требовало специального изучения.
Таким образом, социально-историческое развитие России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков характеризовалось нестабильностью: к середине исследуемого периода его стабильное состояние сменялось дестабилизацией, нарастала дезорганизация, снижался уровень солидарности, ослаблялись связи между людьми и соответственно слабел социальный контроль поведения отдельных индивидов. Именно все это и являлось причиной радикальности, которая сводилась к одной главной – социальной несправедливости. Когда в обществе в силу различных обстоятельств она нарастала или уже царила в нем, именно тогда и наблюдались все эти явления.
В конце ХIХ – начале ХХ вв. русская педагогическая мысль и практика интенсивно обогащались идеями зарубежной педагогики, обращенными к формированию новой педагогической традиции, связанной с индустриально-рациональным характером человеческой культуры второй половины ХIХ – начала ХХ веков, особенностями социальных процессов, общественного движения, философии и массового сознания. Работы Л. Гурлитта, Э. Демолена, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ф. Ферстера, А. Ферьера, Ст. Холла, Э. Эртли и др., становясь достоянием педагогической общественности России, утверждали новые представления о цели воспитания как о формировании в детях активности и самодеятельности, которые были вызваны к жизни самим веком естествознания и техники, требовавшим новый тип человека, способного не только мыслить, но и действовать. Философия Гегеля и Гербарта утверждала, что «самое высшее в мире – идея, самое главное в человеке – знание». Философия же общества второй половины ХIХ – начала ХХ вв. - прагматизм – основана на идее действия.
Педагогическая традиция ХУIII – ХIХ вв. базировалась на идее tabula rasa, признавая ведущую роль среды и воспитания в становлении человека, утверждая его право на всестороннее развитие. Ребенок в педагогике Гербарта не имел воли (она лишь часть сознания) и собственных источников развития. Он мог развиваться только под воздействием извне, направленным на привитие и формирование определенного круга мыслей и представлений, то есть сознания. Новая педагогическая традиция, отстаивая идею развития человека, основывалась на признании внутренних начал и движущих сил этого процесса (само развитие предполагает нечто сходное – то, что можно развивать), соглашаясь тем самым с правом личности на самоопределение.
Обращение к идеям зарубежной новой педагогики показывало, что в центре воспитания, в целом работы школы, должен находиться ребенок со своими особенностями внутреннего мира, неповторимостью, индивидуальностью мышления. Поэтому данный подход актуализировал задачу воспитания «нового человека». Идеи новой педагогики вращались вокруг того, что человек будет своим умом, интеллектом, трудом, солидарностью с другими укреплять мощь своего государства. В целом воспитание должно приближать юношу к жизни, укреплять назначение человека в соответствии с потребностями государства.
|
|
В качестве принципиальных оснований процесса воспитания рассматривались принципы веры в природные силы ребенка, единой и трудовой школы, совместного обучения. Вслед за европейскими и американскими коллегами отечественные педагоги признавали важную, но противоречивую роль таких средств гражданского воспитания, как совместные игры детей, творческая самодеятельность школьников, ученическое самоуправление.
Вместе с тем, по мере нарастания внутреннего социального напряжения, в условиях революционных взрывов, региональных и глобальных войн (первой русской революции 1905–1907 гг., русско-японской, Первой мировой войны) подобные положения самым негативным образом сказывались на развитии русской школы. Идеи европейских и американских реформаторов коренным образом разрушали патриархальные представления русской педагогической общественности об унифицированном назначении школы в деле воспитания подрастающего поколения. Столь кардинальные изменения встречали основательные возражения со стороны государственных деятелей управления образованием. Может быть, этим объясняется факт, что в русских педагогических изданиях практически не получили отражения идеи теоретиков новой педагогики.
В таких условиях идеи реформаторской педагогики ориентировали русскую педагогическую общественность на разрешение наболевших вопросов, вместе с тем, они являлись и раздражителем, фактором формирования недовольства среди участников образовательного процесса своей новизной, крайностью мышления, нестандартными подходами. Увлечение же появлявшимися новыми зарубежными педагогическими концепциями приводило к разнородности и бессистемности подходов в сфере теории педагогики и в школьной практике.
|
|
Освоение новых идей и образовательного опыта зачастую являлось их простым заимствованием и копированием, не учитывало российские социально-политические реалии, организационно-педагогические условия и традиции русской школы.