УДК 373 (091)
ББК 74.03 (2)
ISBN 5-88313-462-9
ã Беленцов С.И., 2005
ã Курский государственный университет, 2005
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | 5 |
Глава 1. Социально-исторические и идейные предпосылки общественной нестабильности и юношеского радикализма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | 9 |
1.1. Общественно-политический и идеологический контекст проявления и усиления юношеского радикализма во второй половине ХIХ - начале ХХ веков | 9 |
1.1.1. Социально-исторические и экономические условия жизни российского общества, актуализировавшие проблему юношеского радикализма в исследуемый период | 9 |
1.1.2. Особенности общественной и культурной жизни России на рубеже веков и их влияние на формирование радикального мировоззрения школьного юношества | 24 |
1.2. Идеи реформаторской педагогики как фактор юношеского радикализма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | 39 |
1.2.1. Теоретические основы новой зарубежной педагогики и их влияние на российскую образовательную ситуацию в исследуемый период | 39 |
1.2.2. Образовательные принципы и средства зарубежной реформаторской педагогики в аспекте усиления асоциальности учащегося юношества | 53 |
Выводы к Главе 1 | 74 |
|
|
Глава 2. Педагогические факторы радикализма учащейся молодежи в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | 78 |
2.1. Законодательно-нормативная деятельность министерства народного просвещения и его роль в усилении радикальности русских школьников во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | 78 |
2.1.1. Реформа классического образования 1870-х гг. как педагогический фактор зарождения радикализма учащейся молодежи в России | 78 |
2.1.2. «Реформаторский» курс министерства народного просвещения в начале ХХ века | 99 |
2.2. Содержание образования как важнейший педагогический фактор формирования деструктивного сознания школьного юношества в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | 128 |
2.2.1. Теоретические основы содержания образования в русской школе в исследуемый период | 128 |
2.2.2. Роль обществоведческих и гуманитарных учебных предметов в формировании деструктивного сознания учащегося юношества | 135 |
2.3. Школьная повседневность и быт и их влияние на сознание и поведение учащейся молодежи во второй половине ХIХ – начале ХХ веков | 175 |
Выводы к Главе 2 | 206 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 213 |
Библиографический список | 215 |
ВВЕДЕНИЕ
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций общественного развития. Как определено концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов, роста сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны, факторами деморализации общественного сознания, нравственного разложения личности.
|
|
Серьезные опасения общественности вызывают проявления асоциального поведения среди учащейся молодежи, немотивированное насилие, вандализм, агрессивность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения. Поэтому наиболее актуальными в современных условиях являются задачи формирования у молодежи толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, основ правосознания, имеющего мировоззренческий характер.
В условиях реформируемой России чрезвычайно актуализируется стабилизирующая функция школы, что обращает внимание на проблему влияния педагогики и образования на социальное положение в стране, на мировоззрение, правосознание и общественное поведение учащейся молодежи.
В этом отношении важными и, полагаем, недостаточно усвоенными являются «уроки истории», позволяющие обнаружить своеобразный вклад педагогических идей и образовательной практики на формирование революционной ситуации в российском обществе второй половины ХIХ – начала ХХ веков.
Для изучения педагогических предпосылок молодежного радикализма выбран один из самых противоречивых периодов отечественной истории. С одной стороны, это время становления демократического общественного движения в России, противостоявшего государственному деспотизму, с другой – время формирования радикализма, породившего террор, насилие, конфронтацию, анархию.
Этот сравнительно небольшой по времени исторический период включает в себя ряд явлений и процессов, существенно влиявших на понимание сути и факторов радикализма: отмена крепостного права и либерализация общества; эволюционное развитие рыночных отношений и неравномерное распределение материальных благ; первая русская революция 1905-1907 годов и антигосударственная активность учащейся молодежи, участвовавшей в происходивших событиях; политические реформы, ставшие началом демократизации социально-политической системы; первая мировая война, октябрьская революция 1917 г. и культурная, мирная работа школьников в целях процветания и развития государства.
Перемены, происходившие в разных сферах общественной жизни России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков, осмысливались философами и общественными деятелями - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, Б.П. Вышеславцевым, М.О. Гершензоном, А.С.Изгоевым, И.А. Ильиным, М.Н. Катковым, Б.А. Кистяковским, М.О. Меньшиковым, С.А. Нилусом, П.Б. Струве, Н.Ф. Федоровым, Г.П. Федотовым, С.Л. Франком. Сложный, противоречивый характер эпохи второй половины ХIХ – начала ХХ веков отмечали современные историки, философы, публицисты, культурологи, общественные деятели - А.В. Гулыга, А.А. Данилов, В.В. Кожинов, И.В. Кондаков, Л.Г. Косулина, Л.В. Кошман, Ю.М. Лотман, Л.И. Новикова, А.А. Радугин, И.Н. Сиземская, Ю.В. Синеокая, Э.И. Скакунов, Ю.Б. Соловьев и др.
Идейно-педагогический контекст времени отражался и разрабатывался в трудах ряда педагогов старшего поколения – К.Н. Вентцеля, М.И. Демкова, Н.А. Желвакова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, К.П. Победоносцева, С.В. Рождественского, П.А. Соколова, В.Я. Стоюнина, А.И. Шестова, Т.В. Локота, а также в работах педагогической «молодежи» - П.П. Блонского, А.Ф. Гартвига, А.У. Зеленко, Н.Н. Ильина, Н.И. Кареева, М.М. Рубинштейна, С.А. Левитина, Е.Г. Лозинского, А.Ф. Масловского, Н.К. Крупской, Н.Е. Румянцева, Г. Рокова, С.И. Созонова, С.Л. Степанова, С.Т. Шацкого и др.
|
|
Содержательные и методические аспекты преподавания обществоведческих и гуманитарных дисциплин, усиливавшие деструктивное мировоззрение школьного юношества, разрабатывали известные в то время дидакты и методисты - А.С. Архангельский, Р.Б. Беккер, Н. Веригин, М.О. Веселов, А.Х. Гольмстен, В.А. Долбин, Э.А. Жуковский, И.М. Катаев, Н.И. Коробко, М.С. Лалаев, В.П. Крохин, Е.А. Олейник, К.П. Петров, Е. Синицкий, А.А. Скафтымов, И.И. Срезневский и др. Вопросам ученического движения, его радикальному характеру в исследуемый период уделяли внимание в своих работах - П.Н. Васильков, С.А. Дианин, В. Динзе, Ал. Пиленко, С.Ф. Знаменский, А.А. Исаев, И. Кулешов, В.В. Титлинов.
К богатейшему наследию отечественной педагогической мысли и практики конца ХIХ - начала ХХ веков неоднократно обращались представители советской педагогики - Ш.И. Ганелин, А.А. Зерчанинов, Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.; современные педагоги-исследователи - Б.М. Бим-Бад, В.И. Беляев, М.В. Богуславский, Р.Б. Вендровская, И.Ф. Гончаров, А.Я. Данилюк, А.Н. Джуринский, С.Ф. Егоров, С.А. Завражин, Д.М. Забродин, А.И. Пискунов, Е.В. Карсалова, В.М. Кларин, А.В. Леденев, Г.Е. Жураковский, В.М. Меньшиков, Б.К-Г. Тебиев и др.
В ряду общих социально-педагогических проблем изучались также отдельные стороны усиления деструктивности сознания подрастающего поколения. Так, вопросам государственной политики в области среднего образования второй половины ХIХ - начала ХХ веков посвящены работы С.В. Ворошиловой, Н.Н. Кузьмина и др.; исторический опыт ученического движения рассмотрен в исследованиях Н.С. Ватника, А.Г. Вигдорова, Г.А. Салтык и др.; влияние идей новой европейской педагогики на российское образование изучала в своей диссертации О.Ю. Образцова; проблемы преподавания древних языков, религиозного и исторического образования и их роль в формировании радикальности учащегося юношества рассматривались И.В. Бабич, М.Н. Ветчиновой, А. Замостьяновым, Н.Ф. Зейфман, М.Н. Костиковой, Е.Г. Поповой, С.И. Синицким, Е.С. Скворцовой, А.Н. Фуксом.
|
|
Однако в качестве самостоятельной проблемы педагогические факторы юношеского радикализма в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков не рассматривались.
Противоречие между необходимостью изучения исторического опыта и выявления педагогических факторов радикализма учащейся молодежи в отечественной теории и практике образования во второй половине ХIХ – начале ХХ веков и недостаточной разработанностью этой проблемы в историко-педагогических исследованиях определяет актуальность выбранной нами темы монографии.
Центральное место в исследовании занимает изучение социально-исторических, экономических, идейных и общественных предпосылок, сущности и педагогических факторов радикализма учащейся молодежи в России во второй половине ХIХ – начале ХХ веков.
Данная монография имеет социально-педагогическую направленность, ее содержание реализует такие принципы как научность, историзм, системность, комплексность, объективность, прикладная направленность в процессе изучения и оценки выявляемых фактов, единство исторического и логического в исследовании педагогических явлений; положения педагогической антропологии о воспитании как социокультурном феномене; культурно-исторический и антропологический подходы к изучению педагогических и социально-педагогических процессов.
При решении исследовательских задач применялись сравнительно-исторический, теоретический и ретроспективный анализ источников, характеризующих подходы к постановке и решению проблемы радикализма учащейся молодежи в отечественной педагогике и школе во второй половине ХIХ – начале ХХ веков; обобщение, систематизация и классификация; изучение опыта ученического движения учащейся молодежи, представленного в публикациях исследуемого периода.
Глава 1. Социально-исторические и идейные предпосылки