Порядок проведения полной инвентаризации, выявление ее результатов, их оформление и отражение в учете

Согласно Инструкции о порядке формирования показателей бухгалтер­ской отчетности все организации обязаны для обеспечения достоверности дан­ных бухгалтерского учета и отчетности проводить инвентаризацию имущества и обязательств в целях проверки и документального подтверждения их нали­чия, состояния и для оценки.

Инвентаризация — это проверка фактического наличия ценностей, обя­зательств и их сопоставление с данными бухгалтерского учета. Она представ­ляет собой элемент метода бухгалтерского учета, сущность которого состоит в выявлении и документировании таких хозяйственных операций, которые не мо­гут1 быть выявлены, измерены и отражены в процессе первичного учета.

Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются ру­ководителем организации или собственником имущества в соответствии с за­конодательством Республики Беларусь.

Инвентаризация подразделяется на полную и частичную.

Полная инвентаризация охватывает практически все средства и обяза­тельства хозяйства. Она проводится, как правило, перед представлением годо­вого отчета на 1 января, но ввиду ее громоздкости и трудоемкости отдельные виды средств разрешается инвентаризировать и раньше.

Частичная инвентаризация охватывает какой-нибудь один вид средств хозяйства. Она проводится несколько раз в течение года для обеспечения точ­ности учетных данных, касающихся борьбы с хищениями и потерями, укрепле­ния финансовой дисциплины.

По характеру инвентаризации подразделяют на плановые и внезапные.

Плановые инвентаризации осуществляются в заранее намеченные сроки. Для этого главным бухгалтером разрабатывается, а руководителем утверждает­ся план-график проведения инвентаризаций, в котором указываются объект ин­вентаризации, наименование инвентаризируемых ценностей, время и ответственным лицам.

Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителей организации или вышестоящих органов, по требованию ревизоров следствен­ных и контрольных органов. Вне плана проводятся инвентаризации после сти­хийных бедствий, при переоценке основных средств и товарно-материальных ценностей, установлении фактов хищений, ограблений и злоупотреблений, при смене материально ответственных лиц.

Внезапные инвентаризации с целью контроля деятельности материально ответственных лиц проводятся в сроки, которые не должны быть известны этим лицам.

Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации — в го­довом бухгалтерском отчете.

 

Последовательность закрытия счетов бухгалтерского учета перед составлением годового отчета.

Закрытие операционных счетов и списание калькуляционных разниц осуществляются в системном порядке, т.е. соответствующими записями в си­стеме синтетических и аналитических счетов, и в строго определенной после­довательности. В первую очередь закрывают счета производств и отраслей, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные размеры встречных затрат; в последнюю очередь — счета с максимальными размерами встречных затрат и минимальным количеством потребителей. Рекомендована следующая очередность закрытия счетов:

1. Делают корректировочные записи по суммам цеховых расходов ре­монтной мастерской, исчисляют себестоимость услуг вспомогательных произ­водств и закрывают аналитические счета, открытые к счету 23 «Вспомогатель­ные производства».

2. Распределяют общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрывают счета 25,26, а также 97 «Расходы будущих периодов».

3. Распределяют или корректируют суммы амортизации и отчислений на ремонт основных средств в растениеводстве.

4. Исчисляют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают выявленные отклонения между фактической и плановой себесто­имостью. Закрывают счет 20 «Основное производство» по субсчетам.

5. Закрывают счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» по субсчетам.

6. Списывают затраты по завершенным процессам и делают корректиро­вочные записи на счетах вложений во внеоборотные активы и основные сред­ства.

7. Определяют финансовый результат от реализации продукции, работ, услуг, прочих доходов и расходов и закрывают субсчета счетов 90 и 91.

8. Распределяют прибыль или списывают убыток на счет 84 «Нераспреде­ленная прибыль (непокрытый убыток)» и закрывают счет 99 «Прибыли и убытки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: