Списание нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов
Нематериальные активы также, как и основные средства, подлежат начислению амортизации, но в отличии от амортизации основных средств, амортизация нематериальных активов в бухгалтерском учете может начисляться двумя способами:
1. С использованием счета 05, на котором ежемесячно накапливается амортизация.
В этом случае проводки при учете амортизации нематериальных активов будут выглядеть следующим образом: Д20 (44) К05.
2. Путем уменьшения первоначальной стоимости. В данном случае проводка Д20 (44) К04.
Первичный документ, на основании которого происходит списание нематериальных активов это акт на списание, также делается соответствующая отметка в карточке учета НМА.
Если амортизация начислялась на счете 05, то проводки при списании нематериальных активов следующие:
Д05 К04 — списана сумма начисленной амортизации,
Д91/2 К04 — списана остаточная стоимость в расходы.
Если амортизация начислялась без использования счета 05, то остаточная стоимость нематериального актива списывается проводкой Д91/2 К04.
В бухгалтерии для учета материалов используется счет 10 «Материалы».
Стоимость материалов может учитываться двумя способами:
1. По фактической себестоимости (учет происходит непосредственно на счете 10).
2. По учетным ценам (в качестве учетной цены может быть плановая себестоимость, средние покупные цены), в данном случае учет себестоимости материалов формируется с помощью дополнительных счетов 15 и 16.
1. Учет при поступлении материалов по фактической себестоимости (проводки, пример):
При поступлении материалов проводки при учете по фактической себестоимости выглядят следующим образом:
Дебет | Кредит | Название операции |
Оплачена стоимость материалов | ||
Учтена стоимость материалов без учета НДС | ||
Выделен НДС |
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) при покупке материалов в бухгалтерии могут учитываться по-разному:
1. Могут включаться в фактическую себестоимость материалов на счете 10.
2. Могут отражаться на отдельном субсчете счета 10.
3. Могут учитываться на счете 15.
Организация выбирает один из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов и отражает это в приказе по учетном политике.
Поступление материалов пример 1 (покупка):
Организация приобрела 5000 кубометров паркета за 600 000 рублей в том числе НДС 100 000 рублей. За доставка отдали 6000 рублей в том числе НДС 1000 рублей. (Как считается НДС из суммы можно посмотреть в этой статье). Транспортно-заготовительные работы учитываются на счете 10 субсчет ТЗР. В производство было отпущено 3000 кубометров паркета.
Проводки при учете материалов в данном примере:
Сумма | Дебет | Кредит | Название операции |
Оплачена стоимость паркета | |||
Оприходован паркет без учета НДС | |||
Выделен НДС | |||
Оплачена доставка | |||
субсчет ТЗР | Учтены затраты по доставке паркета | ||
Выделен НДС | |||
Списаны материалы в производство | |||
субсчет ТЗР | Списаны ТЗР в производство |
ТЗР списываются раз в месяц одной проводкой.
Для определения суммы списания транспортно-заготовительных расходов определяется следующее отношение:
(сумма остатка ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц) х 100% / (сумма стоимости материалов на начало месяца + сумма стоимости материалов за месяц).
Учет при поступлении материалов с использованием счетов 15, 16 (проводки, пример):
Если для учета материалов используется не фактическая себестоимость, а учетная цена, то в бухгалтерии используются дополнительно счета 15 и 16.
Проводки при поступлении материалов:
Дебет | Кредит | Название операции |
Оплачена стоимость материалов | ||
Учтена стоимость материалов без учета НДС | ||
Выделен НДС | ||
Оприходованы материалы по учетной цене | ||
Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью |
Рассмотрим данный вариант учета материалов на конкретном примере:
Организация приобрела материалы в количестве 1000 штук общей стоимостью 240000 рублей в том числе НДС 40000 рублей. Материалы приходуются по учетной цене 250 руб. за 1 штуку. В производство было отправлено 400 штук.
В данном примере проводки будут выглядеть следующим образом.
Сумма | Дебет | Кредит | Название операции |
Оплачена стоимость материалов | |||
Учтена стоимость материалов без учета НДС | |||
Выделен НДС | |||
Оприходованы материалы по учетной цене | |||
Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью | |||
Списано в производство 400 штук |
В случае если закупочная цена превышает учетную на счете 16 образуется дебетовое сальдо, это сальдо в конце месяца списывается на те счета, куда были списаны материалы пропорционально по формуле:
(дебетовое сальдо на начало месяца по счету 16 + дебетовый оборот по счету 16) х кредитовый оборот счета 10 / (дебетовое сальдо на начало месяца счета 10 + дебетовый оборот счета 10).
В случае если закупочная цена меньше учетной, то на счете 16 кредитовое сальдо, которое в конце месяца списывается по формуле:
(кредитовое сальдо на начало месяца счета 16 + кредитовый оборот по счету 16) х кредитовый оборот счета 10 / (дебетовое сальдо на начало месяца счета 10 + дебетовый оборот счета 10)
В нашем примере закупочная цена меньше учетной, на счете 16 кредитовое сальдо, определим вышеуказанное соотношение:
(0 + 50000) х 100000 / (0 + 250000) = 20 000 рублей.
В конце месяца проводкой Д20 К16 списываем сумму в размере 20 000 рублей.
Помимо покупки материалы могут поступить на предприятие и другими способами:
1. Изготовление материалов собственными силами: проводка Д10 К20 (23) — оприходованы материалы, изготовленные основным или вспомогательным производством.
2. Поступление материалов в виде вклада в устав предприятия: проводка Д10 К75.
3. Дарение: проводка Д10 К98, затем счет 98 закрывается на 91 проводкой Д98 К91.