Учет поступления материалов в бухгалтерии. Проводки, примеры

Списание нематериальных активов

Амортизация нематериальных активов

Нематериальные активы также, как и основные средства, подлежат начислению амортизации, но в отличии от амортизации основных средств, амортизация нематериальных активов в бухгалтерском учете может начисляться двумя способами:

1. С использованием счета 05, на котором ежемесячно накапливается амортизация.

В этом случае проводки при учете амортизации нематериальных активов будут выглядеть следующим образом: Д20 (44) К05.

2. Путем уменьшения первоначальной стоимости. В данном случае проводка Д20 (44) К04.

Первичный документ, на основании которого происходит списание нематериальных активов это акт на списание, также делается соответствующая отметка в карточке учета НМА.

Если амортизация начислялась на счете 05, то проводки при списании нематериальных активов следующие:

Д05 К04 — списана сумма начисленной амортизации,

Д91/2 К04 — списана остаточная стоимость в расходы.

Если амортизация начислялась без использования счета 05, то остаточная стоимость нематериального актива списывается проводкой Д91/2 К04.

В бухгалтерии для учета материалов используется счет 10 «Материалы».

Стоимость материалов может учитываться двумя способами:

1. По фактической себестоимости (учет происходит непосредственно на счете 10).

2. По учетным ценам (в качестве учетной цены может быть плановая себестоимость, средние покупные цены), в данном случае учет себестоимости материалов формируется с помощью дополнительных счетов 15 и 16.

1. Учет при поступлении материалов по фактической себестоимости (проводки, пример):

При поступлении материалов проводки при учете по фактической себестоимости выглядят следующим образом:

Дебет Кредит Название операции
    Оплачена стоимость материалов
    Учтена стоимость материалов без учета НДС
    Выделен НДС

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) при покупке материалов в бухгалтерии могут учитываться по-разному:

1. Могут включаться в фактическую себестоимость материалов на счете 10.

2. Могут отражаться на отдельном субсчете счета 10.

3. Могут учитываться на счете 15.

Организация выбирает один из этих способов учета транспортно-заготовительных расходов и отражает это в приказе по учетном политике.

Поступление материалов пример 1 (покупка):

Организация приобрела 5000 кубометров паркета за 600 000 рублей в том числе НДС 100 000 рублей. За доставка отдали 6000 рублей в том числе НДС 1000 рублей. (Как считается НДС из суммы можно посмотреть в этой статье). Транспортно-заготовительные работы учитываются на счете 10 субсчет ТЗР. В производство было отпущено 3000 кубометров паркета.

Проводки при учете материалов в данном примере:

Сумма Дебет Кредит Название операции
      Оплачена стоимость паркета
      Оприходован паркет без учета НДС
      Выделен НДС
      Оплачена доставка
  субсчет ТЗР   Учтены затраты по доставке паркета
      Выделен НДС
      Списаны материалы в производство
    субсчет ТЗР Списаны ТЗР в производство

ТЗР списываются раз в месяц одной проводкой.

Для определения суммы списания транспортно-заготовительных расходов определяется следующее отношение:

(сумма остатка ТЗР на начало месяца + ТЗР за месяц) х 100% / (сумма стоимости материалов на начало месяца + сумма стоимости материалов за месяц).

Учет при поступлении материалов с использованием счетов 15, 16 (проводки, пример):

Если для учета материалов используется не фактическая себестоимость, а учетная цена, то в бухгалтерии используются дополнительно счета 15 и 16.

Проводки при поступлении материалов:

Дебет Кредит Название операции
    Оплачена стоимость материалов
    Учтена стоимость материалов без учета НДС
    Выделен НДС
    Оприходованы материалы по учетной цене
    Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью

Рассмотрим данный вариант учета материалов на конкретном примере:

Организация приобрела материалы в количестве 1000 штук общей стоимостью 240000 рублей в том числе НДС 40000 рублей. Материалы приходуются по учетной цене 250 руб. за 1 штуку. В производство было отправлено 400 штук.

В данном примере проводки будут выглядеть следующим образом.

Сумма Дебет Кредит Название операции
      Оплачена стоимость материалов
      Учтена стоимость материалов без учета НДС
      Выделен НДС
      Оприходованы материалы по учетной цене
      Списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью
      Списано в производство 400 штук

В случае если закупочная цена превышает учетную на счете 16 образуется дебетовое сальдо, это сальдо в конце месяца списывается на те счета, куда были списаны материалы пропорционально по формуле:

(дебетовое сальдо на начало месяца по счету 16 + дебетовый оборот по счету 16) х кредитовый оборот счета 10 / (дебетовое сальдо на начало месяца счета 10 + дебетовый оборот счета 10).

В случае если закупочная цена меньше учетной, то на счете 16 кредитовое сальдо, которое в конце месяца списывается по формуле:

(кредитовое сальдо на начало месяца счета 16 + кредитовый оборот по счету 16) х кредитовый оборот счета 10 / (дебетовое сальдо на начало месяца счета 10 + дебетовый оборот счета 10)

В нашем примере закупочная цена меньше учетной, на счете 16 кредитовое сальдо, определим вышеуказанное соотношение:

(0 + 50000) х 100000 / (0 + 250000) = 20 000 рублей.

В конце месяца проводкой Д20 К16 списываем сумму в размере 20 000 рублей.

Помимо покупки материалы могут поступить на предприятие и другими способами:

1. Изготовление материалов собственными силами: проводка Д10 К20 (23) — оприходованы материалы, изготовленные основным или вспомогательным производством.

2. Поступление материалов в виде вклада в устав предприятия: проводка Д10 К75.

3. Дарение: проводка Д10 К98, затем счет 98 закрывается на 91 проводкой Д98 К91.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: