Виды баланса в экономике

Различают следующие виды балансов:

1.Баланс доходов и расходов

2.Баланс основных средств

3.Баланс трудовых ресурсов

4.Материальный баланс

 

Валюта актива и пассива баланса будет подвергнута изменениям под влиянием хозяйственных операций (событий). События связаны с начислением расходов, их оплатой; начислением амортизации имущества и налоговых платежей; покупкой продуктов сырья и материалов, оборудования, перемещение имущества внутри предприятия; списание сырья, продажей готовой продукции; перечисление банковских средств другим организациям по платежам, начислением и уплатой процентов и другие.

       Поэтому главный бухгалтер обязан показать изменения в бухгалтерском балансе под влиянием вышеуказанных хозяйственных операций:

 

1.+А,+П – это означает, что одновременно происходит увеличение по одной статье актива баланса и увеличение по другой статье пассива под влиянием события.

Например, фирма приобрела у ОАО «Хлеб - Арнаут» хлебобулочные изделия по отпускным ценам на сумму 43262 рубля (без НДС), расчёт с поставщиком не произведён.

С одной стороны произошло увеличение по статье актива баланса «запасы» (Хлебобулочные изделия), так как товар принят материально ответственным лицом на кухне на сумму 43262 рубля. С другой стороны по статье пассива баланса «кредиторская задолженность» (расчёты с поставщиками) произошло увеличение на сумму 43262 рубля, так как фирма не погасила кредиторскую задолженность по оплате за хлебобулочные изделия поставщику.

 

2.-А,-П – происходит одновременное уменьшение в статьях актива и пассива баланса.

Например, фирма-покупатель произвела оплату за полученные ранее хлебобулочные изделия по покупным ценам на сумму 43262 рубля (без НДС) путём перечисления денежных средств на расчётный счёт ОАО «Хлеб – Арнаут».

Таким образом, произошло одновременное уменьшение по статье актива баланса «денежные средства» на сумму 43262 рубля и уменьшилась статья пассива баланса «кредиторская задолженность» на сумму 43262 рубля, так как долг перед поставщиком погашен.

 

3.+А,-А – происходит изменение, касающееся только статей актива баланса.

Например, получены по денежному чеку из АКБ «Балтийский банк» наличные денежные средства на сумму 1.000.000 рублей, которые оприходованы на материальную ответственность старшего кассира фирмы в главной кассе, оформлен приходный кассовый ордер на сумму 1.000.000 рублей. В свою очередь по выписке банка проведено снятие денег на сумму 1.000.000 рублей.

Таким образом, денежные средства в кассе организации и денежные средства на счёте в банке выступают как собственность данной организации, поэтому произошло их одновременное их увеличение в кассе организации у старшего кассира и уменьшение на банковском счёте.

 

4.+П,-П – происходит одновременное изменение, касающиеся только статей пассива баланса.

Например, в соответствии с учётной политикой фирмы, производится создание резервного капитала за счёт ежегодных отчислений от чистой прибыли в размере 15%.

Получена чистая прибыль в размере 840.000 рублей. Сумма отчислений в резервный капитал составила 126.000 рублей.

Одновременно произошло уменьшение по статье пассива «нераспределённая прибыль» 126.000 рублей, так как она частично перераспределена, с другой стороны увеличился размер резервного капитала на эту сумму.

 

Бухгалтерским балансом заканчиваются весь цикл учётных работ.

Для его составления главный бухгалтер осуществляет сверку записей на счетах с аналитическими данными; проводит инвентаризацию материальных ценностей, денежных средств и ценных бумаг, обязательств; проверяет реальность сумм остатков хозяйственных средств и источников их образования в текущем учёте; закрывает имеющееся операционно-результатные и счета затрат и вложений; выводит окончательные финансовые результаты деятельности предприятия.

       Бухгалтерский баланс составляется на основании «Главной книги», которая в свою очередь составляется на основе регистров учёта (журналов – ордеров, мемориалов – ордеров).

 

       Бухгалтерский баланс может представляться: банку, налоговой службе для подтверждения отдельных показателей, изучения имущественного положения фирмы.

       Если данная организация имеет ведомственную подчинённость, то экземпляр баланса может быть подан на проверку КРУ Министерства, Ведомства.

       Годовой бухгалтерский баланс – представляется не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом (20 января - годовой), а квартальный отчёт – не позднее 20 апреля (1 квартал), не позднее 20 июля (2 квартал), не позднее 20 октября (3 квартал), не позднее 20 января (4 квартал).

 

                                          Тема 5: Счета и двойная запись.

 

1.Понятие бухгалтерского счёта. Назначение и структура бухгалтерских счетов. Классификация счетов по экономическому содержанию. Счета активные, пассивные, активно-пассивные.

2.Классификация бухгалтерских счетов. Бухгалтерские счета с двумя сальдо. Синтетические и аналитические счета. Забалансовые счета.

3.Двойная запись и её сущность. Корреспонденция счетов; виды бухгалтерских проводок.

1.Понятие бухгалтерского счёта.

Бухгалтерский счет представляет собой графическую таблицу, в которой отражаются изменения в составе отдельных видов хозяйственных средств, источников их образования по сумме. Для отражения сумм по счетам бухгалтерского учёта нужно знать содержание конкретной хозяйственной операции.

Счёт состоит из двух частей – дебет, кредит.

Дебет – это увеличение хозяйственных средств.

Кредит – это уменьшение хозяйственных средств.

Понятия «дебет и кредит» различны для хозяйственных средств, размещаемых в активе баланса, и источников их образования размещаемых в пассиве баланса.

 

       Счета открываются для учёта движения отдельных видов имущества предприятия (приход, расход, остаток), а так же для учёта изменений в составе капиталов, резервов, кредиторской задолженности, чистой прибыли.

       По структуре и назначению счета делятся:

1.Активные

2.Пассивные

3.Активно-пассивные

       По экономическому содержанию:

1.Счета для учёта хозяйственных средств

2.Счета для учёта источников образования хозяйственных средств

3.Счета для учёта хозяйственных процессов.

 

Схема активного счёта:

 

Активные счета имеют следующие структурные признаки:

1.Сальдо начальное (С.н.)

2.Дебетовый оборот (оборот Д)

3.Кредитовый оборот (оборот К)

4.Сальдо конечное (С.к.)

       Сальдо означает остаток средств или задолженности по сумме, оно бывает начальное или конечное.

       Обороты по счёту означают общую сумму средств.

 

В активных счетах сальдо конечное определяется по формуле:

Сальдо начальное дебетовое + Дебетовый оборот – кредитовый оборот

В активных счетах сальдо всегда дебетовое.

 

                                                      Пример №1

                                     Счёт 41/1 товары на складах.

Дебет А Кредит
Сальдо начальное – 244320    
Поступило:   Отпущено:
1) от ЗАО «Парнас» - 14198   4) На кухню - 60300
2) от ООО «Невский кондитер - 8900   5) В кондитерский цех - 31000
3) от ООО «Заря» - 6832   6) В розничную сеть – 43117
     
Оборот Д. - 29930   Оборот К. - 134417
С к.д - 139833    

 

Схема пассивного счёта:

 

       Пассивные счета имеют следующую формулу, причём сальдо в них, всегда кредитовое:

Сальдо начальное + Кредитовый оборот – Дебетовый оборот

       В пассивных счетах в основном показываются суммы движения кредиторской задолженности, которая имеет свойство к увеличению или снижению; образование целевых средств, капиталов и их расходования.

 

                                                      Пример №2

                   Счёт 60. Расчёты с поставщиками и подрядчиками. Пассивный.

Дебет П Кредит
    Сальдо начальное кредитовое – 11028
Оплачено за товар:   Получено товаров:
4) ООО «Невский кондитер - 8900   1) от ЗАО «Парнас» - 14198
5) ООО «Заря» - 6832   2) от ООО «Невский кондитер - 8900
6) Торговая фирма «Первоцвет» - 11028   3) от ООО «Заря» - 6832
    Расчёт не произведен
Оборот Д. - 26760   Оборот К. - 29930
    С к.к. - 14198

 


Схема активно-пассивного счёта:

Дебет П-А Кредит
Сальдо начальное – дебиторская задолженность   Сальдо начальное - кредиторская задолженность
(+) Дебиторская задолженность   (+) Кредиторская задолженность
(-) Кредиторская задолженность   (-) Дебиторская задолженность
     
С к. – Конечная Дебиторская задолженность   С к. – Конечная Кредиторская задолженность
     
     

Пример №3.

Счёт 71. Расчёты с подотчётными лицами. Активно – Пассивный.

Дебет П-А Кредит
Сальдо начальное - 3200   Сальдо начальное - 1700
1) Выданы деньги в подотчёт из кассы – 5600   2) Представлен авансовый отсчёт работником – 4800 по расходам
     
     
     
     
С.к 5600   С.к 4800
     

 

       По состоянию на 1 число отчётного месяца у подотчётного лица числился долг перед организацией на сумму 3200 рублей. Одновременно организация должна подотчётному лицу возместить расходы по командировке в сумме 1700 рублей. В отчётном месяце подотчётному лицу было выдано из главной кассе организации по расходному кассовому ордеру в сумме 5600 рублей на приобретение материалов для хозяйственных нужд. Таким образом, увеличивается дебиторская задолженность лица, так как оно не представило в бухгалтерию оправдательных документов; в отчётном месяце подотчётным лицом был предъявлен в бухгалтерию сводный отчёт о целевом использовании денежных средств в сумме 4800 рублей.

Таким образом, дебиторская задолженность лица уменьшилось. Определяем сальдо конечное

3200+5600-4800=4000 (дебиторская задолженность, долг работника).

4000-1700=2300 (долг работника).

 

       Активные счета предназначены для учёта движения имущества организации (покупки, внутреннего перемещения, списания я расход на нужды, продажи, выбытия) и дебиторской задолженности, изменений происходящих с ними. Счета: 01 «основные средства», 02 «амортизация основных средств», 50 «касса», 11 «животные на выращивание и откорме», 55 «специальный счёт», 62 «расчёты с покупателями и заказчиками».

       Пассивные счета предназначены для учёта изменений в составе кредиторской задолженности, капиталах, резервах; учёта регулирующих статей баланса (амортизации имущества, торговые наценки на товары и готовую продукцию). Примеры: 05 «амортизация нематериальных активов», 42 «торговая наценка», 60 «расчёты с поставщиками подрядчиками», 70 «расчёты с персоналом по оплате труда», 68 «расчёты с бюджетом по налогам и сборам».

       Активно-пассивные счета имеют структурные признаки активных и пассивных счетов; показывает одновременно и дебиторской и кредиторской задолженности, которая имеет тенденцию, как к увеличению, так и к снижению. Примеры: 76 «расчёты с разными дебиторами и кредиторами», 75 «расчёты с учредителями», 79 «внутрихозяйственные расчёты».

 

                                                 2.Классификация счетов.

Счета бухгалтерского учёта классифицируются:

1.Основные счета – предназначены для учёта внеоборотных и оборотных активов и источников их образования и подразделяются на:

А) Инвентарные – счета наличия и движения материальных ценностей и денежных средств (10 «материалы», 51 «расчётные счета», 57 «переводы в пути» и другие)

Б) Расчётные – для отражения движения сумм кредиторской задолженности. В свою очередь они делятся на:

А) Активные:

Б) Пассивные: 66 «расчёты по краткосрочным кредитам и займам»

В) Активно-пассивные: 69 «расчёты по страхованию и социальному обеспечению»

Г) Фондовые – такие, которые предназначены для учёта наличия и движения капиталов организации, не распределённой прибыли и целевых средств. Например: 80 «уставный капитал», 82 «резервный капитал», 86 «целевые средства», и другие. Инвентарные средства – всегда активные; фондовые – пассивные.

 

2.Регулирующие счета – для изменения стоимостной оценки хозяйственных средств, запасов, готовой продукции, материалов для хозяйственных нужд, основных средств и нематериальных активов и незавершённого производства. Регулирующие счета в основном пассивные. К ним относятся: 59 «резерв под обесценивание ценных бумаг», 02 «амортизация нематериальных активов, 14 «резерв под снижение стоимости не материальных ценностей» и другие.

 

3.Счета для учёта хозяйственных процессов – охватывают затраты организации:

А) Калькуляционные: 08 «вложения во внеоборотые активы», 20 «основное производство».

Б) Операционно-результатные: 90 «продажи», 91 «прочие доходы и расходы», 94 «недостачи и потери от порчи ценностей».

В) Резервирования средств: 96 «резерв предстоящих расходов и платежей», 63 «резерв по сомнительным долгам».

 

4.Счета для учёта конечных финансовых результатов – 99 «прибыли и убытки», счёт предназначен для выявления конечного финансового результата.

 

       ФЗ РФ «о бухгалтерском учёте» определено понятие «синтетический учёт» и понятие «аналитический учёт»

       «Синтетический учёт» (от слова синтез - обобщение) – означает ведение учёта обобщённых данных бухгалтерского учёта о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определённым экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах. Имеют двухзначный шифр.

       «Аналитический учёт»  (от слова анализ – дробление на элементы, составные части, «в деталях») - учёт, который ведётся на лицевых и материальных счетах бухгалтерского учёта, группирующих детальную, конкретную информацию об имуществе, обязательствах, хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счёта. Они открываются для отражения более подробной информации по каждому виду имущества и финансовых обязательств. Примерами аналитических счетов могут быть: к счёту 50 «касса» (50\1 «касса организации», 50\2 «операционная касса»). Аналитические счета, которые открываются в развитие счетов синтетического учёта, называются субсчетами.

           

       Организация может иметь в своём обороте имущество, которое ей не принадлежит. Имущество принадлежит другим юридическим лицам и поэтому возвращается законному владельцу. К нему можно отнести арендованные основные средства; товары, принятые на ответственное хранение (логистика); товары, принятые на комиссию (в комиссионной торговле).

Материальные ценности, находящиеся у данной организации во временном пользовании, не могут числиться в её собственности и поэтому показываются за балансом. Забалансовые счета имеют трёхзначный шифр, например 001 «арендованные, основные средства», 004 «товары, принятые на комиссию», 011 «основные средства, сданные в аренду» и другие.

 

                                                        Задача № 3

 

На основании журнала регистрации хозяйственных операций за сентябрь месяц 2011 года, открыть счета, записать сальдо счетов на начало периода подсчитать обороты, вывести конечное сальдо, составить бухгалтерские проводки по хозяйственным операциям:

На основании пунктов: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 14.

 

 

3.Двойная запись и её сущность. Корреспонденция счетов; виды бухгалтерских проводок.

 

       Принцип двойной записи обязательно должен присутствовать на счетах бухгалтерского учёта и обеспечивать составление бухгалтерского баланса. Каждому виду имущества организации, финансовым обязательствам, прибыли, целевым средствам присваивается отдельный синтетический счёт.

Субсчета – аналитические счета, открываемые в развитие счетов синтетического учёта. Например, к синтетическому счёту 55 «специальные счета в банке» открываются следующие субсчета: 55/1 «аккредитив», 55/2 «чековая книжка», 55/3 «депозит». Так же субсчета можно открываться и к другим синтетическим счетам, например, 90 «продажи», 90/1 «выручка», 90/2 «себестоимость продаж», 90/3 «НДС», 90/4 «акцизный налог», 90/9 «прибыль или убыток».

Двойная запись подразумевает отражение хозяйственных операций на двух разных счетах, но в одинаковой сумме. Способ учётного оформления – двойная запись.

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами, которая возникает при отражении хозяйственных операций с помощью двойной записи. При записи каждой хозяйственной операции надо указывать корреспондирующие счета и суммы, которые в них отражены.

Бухгалтерская проводка – указание дебетуемого и кредитуемого счетов, где должна быть отражена хозяйственная операция и её сумма. 2 типа:

1.Простая – проводка, при которой, один счет дебетуется, другой кредитуется.

Пример 5: составить простую бухгалтерскую проводку на поступление материальных ценностей от поставщика будет иметь вид:

Дебет 41/1 Кредит 60 – 12356

Дебет 41/3 Кредит 60 – 12356

Дебет 10/8 Кредит 60 – 42468

Дебет 19 Кредит 60 - 27874

 

2.Сложная – подразумевает дебетование сразу нескольких счетов, а кредитование – одного и наоборот.

Пример 4: составить сложную бухгалтерскую проводку на основании журнала регистрации хозяйственных операций.

Дебет 41/1 - 112385

Дебет 41/3 - 12356

Дебет 10/8 - 42468

Дебет 19 – 27874

Кредит 60 – 195083

 

                                                      Задача № 4

 

       На основании журнала регистрации хозяйственных операций за сентябрь месяц 2011 года составить бухгалтерские проводки (пункт 3,7,8,10,12,13).

Краткое содержание операции Дебет Кредит Сумма
1 Возвращены продукты из кухни в кладовую (цены кухни и склада совпадают) 41/1 20 3116
2 Возвращены покупные товары из розничной сети (из бара по ценам склада) 41/1 41/2 1980
3 Начислена заработная плата работникам общественного питания 44 70 380000
4 Удержано из заработной платы работников НДФЛ 70 68 49400
5 Удержано с работника за товары, купленные им в кредит с рассрочкой платежа 70 76/5 8400
6 Выдана заработная плата 70 50/1 322200
7 Отпущены хозяйственные материалы со склада технического оснащения 44 10/8 19300
8 Передана тара под товарами из кладовой на кухню 41/3 41/3 3100
9 Передана тара под товарами из кладовой в розничную сеть 41/3 41/3 8100

 

 

                                     Тема 6: Оценка и калькуляция

 

1.Сущность и значение стоимостного измерения объектов бухгалтерского наблюдения. Виды оценок, применяемых в бухгалтерском учёте.

2.Калькуляция: понятие и виды.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: