Действующие формы расчетов с разными юридическими и физическими лицами и их отражение в системе учета
В процессе хозяйственной деятельности у организации возникают расчёты с другими субъектами хозяйствования при совершении сделок купли/продажи продукции, товаров, оказания услуг. Они являются необходимым условием процесса кругооборота средств организации. Расчеты совершаются в форме безналичных платежей и наличными деньгами.
Для хранения денег и производства безналичных расчетов каждому предприятию открываются расчетный и другие счета. Производство платежей путём безналичных перечислений через банк является основной формой расчетов. Путём безналичных расчетов осуществляются расчеты с поставщиками и покупателями, с бюджетом по налогам и сборам, с ФСЗН и другие расчеты.
В настоящее время организации могут использовать следующие формы безналичных расчетов:
· платежное поручение;
· платежное требование;
· платежное требование-поручение;
· аккредитив;
|
|
· чеки;
· пластиковые карточки.
По условиям расчетов выделяются:
1. предварительная оплата;
2. последующая оплата;
3. оплата с отсрочкой платежа.
Платежи могут осуществляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.
Эффективность расчетных операций зависит от организации их бухгалтерского учета, который обеспечивает контроль за сохранностью, обращением денежных средств и соблюдением расчетной дисциплины.
Для обеспечения расчетных операций в плане счетов предусмотрены счета 6-го раздела:
60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 - Расчеты с покупателями и заказчиками
63 - Резервы по сомнительным долгам
66 - Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 - Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 - Расчеты по налогам и сборам
69 - Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 - Расчеты с персоналом по оплате труда
71 - Расчеты с подотчетными лицами
73 - Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 - Расчеты с учредителями
76 - Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
77 - Расчеты по прямому страхованию и перестрахованию
79 - Внутрихозяйственные расчеты
При расчетах с дебиторами и кредиторами установлены сроки исковой давности (общий срок 3 года). По истечении этого срока дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию.
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательств.
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» или на дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» (если на предприятии создаются резервы по сомнительным долгам).
|
|
Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной, она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью её взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на кредит счета 92 субсчет 2 «Внереализационные доходы».
Суммы списанной кредиторской задолженности участвуют в формировании финансовых результатов (прибыли), которые учитываются при налогообложении прибыли.
Перед бухгалтерским учетом в области расчетов стоят следующие задачи:
1. правильное оформление расчетных документов;
2. своевременное и правильное осуществление необходимых расчетов;
3. полное и оперативное отражение в учетных регистрах расчетных операций;
4. контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
5. организация и проведение в установленные сроки инвентаризации состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;
6. контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности и услуги.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поступления материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров.
В договорах оговаривается вид поставляемых материальных ценностей, работ и услуг, условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, работ и услуг, сроки их отгрузки, порядок расчетов между предприятием и поставщиками и подрядчиками.
Расчеты предприятия за поступившие товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и полученные услуги учитываются на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сальдо по нему обычно кредитовое, оно свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо дебетовое, это значит, что сумма за материальные ценности поставщикам оплачена, но на конец месяца эти материалы не поступили и числятся как материалы (товары) в пути.
Дебетовый оборот сч. 60 отражает погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а кредитовый – увеличение задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются следующими проводками:
Дб | Кт | |
10,15,08,41,20, 23 и др | 60 | отражается стоимость поступивших ценностей, выполненных работ, услуг без НДС |
18 | 60 | отражается НДС, включенный поставщиками и подрядчиками в счета на оплату |
60 | 51,52,55,66, 67 | оплата счёта поставщика за приобретённые материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги |
При журнально-ордерной форме для учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками применяется журнал-ордер №6. ри других формах учёта – могут другие.
Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется или отдельно по каждому поставщику и подрядчику, или по каждому расчетному документу.