Тема 10. Учет расчетных и кредитных операций

Действующие формы расчетов с разными юридическими и физическими лицами и их отражение в системе учета

В процессе хозяйственной деятельности у организации возникают расчёты с другими субъектами хозяйствования при совершении сделок купли/продажи продукции, товаров, оказания услуг. Они являются необходимым условием процесса кругооборота средств организации. Расчеты совершаются в форме безналичных платежей и наличными деньгами.

Для хранения денег и производства безналичных расчетов каждому предприятию открываются расчетный и другие счета. Производство платежей путём безналичных перечислений через банк является основной формой расчетов. Путём безналичных расчетов осуществляются расчеты с поставщиками и покупателями, с бюджетом по налогам и сборам, с ФСЗН и другие расчеты.

В настоящее время организации могут использовать следующие формы безналичных расчетов:

· платежное поручение;

· платежное требование;

· платежное требование-поручение;

· аккредитив;

· чеки;

· пластиковые карточки.

 

По условиям расчетов выделяются:

1. предварительная оплата;

2. последующая оплата;

3. оплата с отсрочкой платежа.

 

Платежи могут осуществляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.

Эффективность расчетных операций зависит от организации их бухгалтерского учета, который обеспечивает контроль за сохранностью, обращением денежных средств и соблюдением расчетной дисциплины.

Для обеспечения расчетных операций в плане счетов предусмотрены счета 6-го раздела:

60 - Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62 - Расчеты с покупателями и заказчиками

63 - Резервы по сомнительным долгам

66 - Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67 - Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68 - Расчеты по налогам и сборам

69 - Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

70 - Расчеты с персоналом по оплате труда

71 - Расчеты с подотчетными лицами

73 - Расчеты с персоналом по прочим операциям

75 - Расчеты с учредителями

76 - Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

77 - Расчеты по прямому страхованию и перестрахованию

79 - Внутрихозяйственные расчеты

При расчетах с дебиторами и кредиторами установлены сроки исковой давности (общий срок 3 года). По истечении этого срока дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию.

Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательств.

Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» или на дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» (если на предприятии создаются резервы по сомнительным долгам).

Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной, она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью её взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на кредит счета 92 субсчет 2 «Внереализационные доходы».

Суммы списанной кредиторской задолженности участвуют в формировании финансовых результатов (прибыли), которые учитываются при налогообложении прибыли.

Перед бухгалтерским учетом в области расчетов стоят следующие задачи:

1. правильное оформление расчетных документов;

2. своевременное и правильное осуществление необходимых расчетов;

3. полное и оперативное отражение в учетных регистрах расчетных операций;

4. контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;

5. организация и проведение в установленные сроки инвентаризации состояния расчетов, изыскание возможностей недопущения возникновения просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей;

6. контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности и услуги.

 

 


 


Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Поступления материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками и подрядчиками договоров.

В договорах оговаривается вид поставляемых материальных ценностей, работ и услуг, условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, работ и услуг, сроки их отгрузки, порядок расчетов между предприятием и поставщиками и подрядчиками.

Расчеты предприятия за поступившие товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и полученные услуги учитываются на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Сальдо по нему обычно кредитовое, оно свидетельствует о суммах задолженности предприятия поставщикам и подрядчикам. В некоторых случаях сальдо дебетовое, это значит, что сумма за материальные ценности поставщикам оплачена, но на конец месяца эти материалы не поступили и числятся как материалы (товары) в пути.

Дебетовый оборот сч. 60 отражает погашение задолженности перед поставщиками и подрядчиками, а кредитовый – увеличение задолженности перед поставщиками и подрядчиками.

 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками отражаются следующими проводками:

 

Дб Кт  
  10,15,08,41,20, 23 и др   60   отражается стоимость поступивших ценностей, выполненных работ, услуг без НДС
18 60 отражается НДС, включенный поставщиками и подрядчиками в счета на оплату
60 51,52,55,66, 67 оплата счёта поставщика за приобретённые материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги

 

При журнально-ордерной форме для учёта расчетов с поставщиками и подрядчиками применяется журнал-ордер №6. ри других формах учёта – могут другие.

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется или отдельно по каждому поставщику и подрядчику, или по каждому расчетному документу.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: