Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.
а). С окончанием «- Ы».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Панама панамы | Филин филины |
Минута минуты | Кабан кабаны |
Ягода ягоды | Пион пионы |
Поляна поляны | Буфет буфеты |
Канава канавы | Батон батоны |
Вагон вагоны | Бутон бутоны |
Банан бананы | Диван диваны |
Букет букеты | Бидон бидоны |
Билет билеты | Томат томаты |
б). С окончанием «- И».
Логопед: Ребенок: Логопед: Ребенок:
Кубик кубики | Веник веники |
Пудель пудели | Паук пауки |
Петух петухи | Тюлень тюлени |
Педаль педали | Олень олени |
Медаль медали | Лебедь лебеди |
Домик домики | Бутыль бутыли |
|
|
в) с окончанием «-Я».
Тополь тополя
(Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).
Упражнение «КТО У КОГО?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.
2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит:
«Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».
Логопед: Ребенок:
У кошки - котята.
У утки - утята.
У коровы - телята.
У гусыни - гусята.*
*При отсутствии нарушений звукопроизношения [c’]
УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.
Ход игрового упражнения.
а). Образование глаголов по демонстрации действия.
Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.
|
|
Логопед: Ребенок:
Воду в чашку... налили.
Воду из чашки... вылили.
Цветы водой ... полили.
б). Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.
Логопед: Ребенок:
Дети воду в лейку (что сделали?) налили.
Мальчики водой цветы (что сделали?) полили.
Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?) вылили.
Зимой ребята водой каток (что сделали?) залили.*
(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).
Упражнение «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.
2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.
3. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: парные сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.
Логопед: Ребенок:
Бегала - бегали.
Лепила - лепили.
Ходила - ходили.
Копала - копали
Болела - болели
Катала - катали
Давала - давали
Гуляла - гуляли
Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»
Цель:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, удав, макака.