Ход игрового упражнения

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

а). С окончанием «- Ы».

 

Логопед:    Ребенок:                 Логопед:         Ребенок: 

 

Панама          панамы Филин            филины
Минута     минуты  Кабан              кабаны
Ягода         ягоды Пион                пионы  
Поляна       поляны Буфет               буфеты
Канава       канавы  Батон                батоны
Вагон         вагоны Бутон                бутоны
Банан         бананы Диван                диваны
Букет          букеты Бидон                бидоны 
Билет         билеты Томат                 томаты
   

б). С окончанием «- И».

 

Логопед:    Ребенок:                 Логопед:         Ребенок: 

 

Кубик          кубики Веник                веники
Пудель             пудели Паук                   пауки
Петух          петухи Тюлень                    тюлени
Педаль              педали Олень                       олени
Медаль             медали Лебедь                      лебеди
Домик               домики   Бутыль                 бутыли

 

в) с окончанием «».

 

Тополь          тополя

 

(Лексический материал  упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

Упражнение  «КТО У КОГО?»

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа.

2. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит:

«Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».

 

Логопед:          Ребенок:

 

У кошки -       котята.

У утки -           утята.

У коровы -               телята.

У гусыни -      гусята.*

 

*При отсутствии нарушений звукопроизношения [c’]

 

 

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

 

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. 

2. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.

 

Ход игрового упражнения.

 

а). Образование глаголов по демонстрации действия.

Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.

 

    Логопед:                                        Ребенок:

 

Воду в чашку...                                     налили.

Воду из чашки...                             вылили.

Цветы водой  ...                                 полили.

 

б). Завершение предложений словом, подходящим по смыслу, с опорой на сюжетную картинку и вопросы логопеда.

                  Логопед:                                                   Ребенок:

 

Дети воду в лейку (что сделали?)                   налили.

Мальчики водой цветы (что сделали?)          полили.

Наташа и Галина воду из ведра (что сделали?)  вылили.

     Зимой ребята водой каток (что сделали?)        залили.*

 

 

(Аналогичную работу можно провести с глаголами: мыли, умыли, помыли, вымыли).

 

                         Упражнение «ПОКАЖИ И НАЗОВИ».

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа.

2. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени.

3. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: парные сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

      Логопед показывает парные сюжетные картинки  и предлагает  догадаться, о какой из них идет речь. Затем  просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

 

       Логопед:             Ребенок:

                     

    Бегала -                    бегали.

    Лепила -               лепили.

     Ходила -             ходили.

     Копала -             копали

     Болела -             болели

        Катала -             катали

        Давала -             давали

     Гуляла -             гуляли

 

  

                     Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?»

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод,  удав, макака.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: