Ход игрового упражнения

 

   Логопед, бросая мяч, называет существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит это слово в единственном числе.

 

Логопед:    Ребенок:                 Логопед:              Ребенок:

 

Окуни –        окунь Огни –                        огонь
Олени -            олень Камни –                     камень
Петухи –           петух Ливни –                ливень
Батоны –          батон Туфли –               туфель
Пакеты –     пакет Бубны –               бубен
Билеты –          билет Венки –                венок
Кубики –         кубик Угли –                  уголь
Утюги –          утюг Катки –                     каток
Вагоны –    вагон Мотки -              моток

 

 

                                 Упражнение «ПОДУМАЙ И НАЗОВИ».

Цель:

 

1. Учить четко произносить  слова  слоговой структуры 4-го типа в предложении.

2. Учить различать имена существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Оборудование: предметные и сюжетные картинки: каток, вагон, Иван (на машине), Олег (на самокате).

 

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

 

Логопед:                                 Ребенок:

 

Едет (кто?)                            Едет Иван и Олег.

Едет (что?)                            Едет вагон и каток.

 

                          Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?».

Цель:

     1. Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа

      2.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя  названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

 

     Логопед:              Ребенок:

 

Ползает (кто?)         удав, паук.

Летает (кто?)              филин, лебедь, удод.

Ходит (кто?)           олень, кабан, хомяк, енот, пудель.

Плавает (кто?)        окунь, тюлень.

 

                             «ПОСМОТРИ И НАЗОВИ».

Цель:

 

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в практическом употреблении глаголов 3-го лица множественного числа настоящего времени.

3.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: парные сюжетные картинки.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает догадаться, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

 

               Логопед:              Ребенок:

 

            Поет –                           поют

        Идет –                      идут

              Ведет -                      ведут

              Едет –                       едут

              Лепит –                         лепят

           Летит –                    летят

           Моет -                           моют       

           Дает –                      дают

 

 

                         Упражнение «ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ДЕЛАТЬ?»

Цель:

 

1. Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа.

2. Упражнять в практическом употреблении глаголов единственного числа будущего времени.

3. Учить согласовывать речь с имитацией движения.

 

Ход игрового упражнения.

 

  Логопед, называя глаголы, имитирует движения. Затем обращается к ребенку: «Покажи и скажи, что ты будешь делать?».

 

Логопед:                 Ребенок:

 

Я копаю.         Я буду копать.

Я пилю.          Я буду пилить.

Я топаю.         Я буду топать.

Я катаю.         Я буду катать.

Я летаю.         Я буду летать.

Я ловлю.         Я буду ловить.

Я леплю.         Я буду лепить.

Я мылю.         Я буду мылить.

Я делю.       Я буду делить.

 

 

Упражнение «НАЗОВИ 9 ПРЕДМЕТОВ».

 

Цель:

                                      :

1. Учить четко произносить слова  слоговой структуры  4-го типа при согласовании числительного «девять» с именами существительными.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

3. Развивать слуховое внимание.

 

Ход игрового упражнения.

 

Логопед говорит ребенку: «Я буду называть 1 предмет, а ты 9 таких предметов».

 

а) с окончанием «ОВ»                 б) с окончанием «ОК».

 

     1 дом – 9 домов           1 ветка – 9 веток

     1 кот – 9 котов                  1 нитка – 9 ниток

     1 кит – 9 китов                  1 банка – 9 банок

     1 бык - 9 быков                1 кепка – 9 кепок

     1 бак – 9 баков                  1 дудка – 9 дудок

     1 мак – 9 маков                 1 губка – 9 губок

     1 дуб – 9 дубов                 1 будка – 9 дубок

     1 духи – 9 духов               1 утка - 9 уток

 

 

в) с нулевым окончанием

     1 минута – 9 минут

     1 монета – 9 монет

     1 утенок – 9 утят

     1 котенок – 9 котят

     1 теленок – 9 телят

     1 ягода - 9 ягод

     1 вафля – 9 вафель

     1 капля – 9 капель

     1 окно – 9 окон

 

(Лексический материал этого упражнения необходимо разделить на три занятия).

 

                                   Упражнение «ЧЬИ ПРЕДМЕТЫ?»

Цель:

1. Учить четко произносить слова  слоговой структуры 4-го типа

2.Учить образовывать притяжательные прилагательные.

3.Развивать слуховое внимание и память.

 

Ход игрового упражнения.

 

      Логопед произносит предложение предложения и задает вопросы. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.

 

Логопед:                                                 Ребенок:

 

У мамы букет. Это чей букет?   - Это мамин букет.

У папы пудель. Это чей пудель? - Это папин пудель.

У Вовы кубик. Это чей кубик?  - Это Вовин кубик.

У Ани бубен. Это чей бубен?       - Это Анин бубен.

У Тани пакет. Это чей пакет?                - Это Танин пакет.

У Кати хомяк. Это чей хомяк?  - Это Катин хомяк.

 

 Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ».

 

Цель:

 

1. Учить четко произносить слова  слоговой структуры 4-го типа при употреблении антонимов.

2. Расширять и активизировать словарный запас.

 

Ход игрового упражнения.

Логопед  предлагает ребенку закончить предложение словом с противоположным значением.

 

          Логопед:                                    Ребенок:

 

Холодно зимой, а жарко…                  летом.

Красный карандаш острый, а синий… тупой.

Этот дом старый, а этот …                   новый.

У папы голос громкий, а у мамы…     тихий.

Этот зверь домашний, а этот…             дикий.

Этот ботинок правый, а этот…            левый.   

                       Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ».

Цель:

 

1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа при закреплении обобщающих понятий.

2.Расширять и активизировать словарный запас.

 

Оборудование: предметные картинки: буфет, комод, диван; тапки, туфли, кеды; дубы, ели, сосны, осины; маки, лилии.

 

Ход игрового упражнения.

 

     Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

 

     Логопед:                                                  Ребенок:

 

 Как назвать одним словом?

буфет, комод, диван?                                 мебель.

тапки, туфли, кеды?                                   обувь.

Каких деревьев много в лесу?                   дубов, елей, сосен, осин

Каких цветов много в саду?                       маков, лилий

 

                          Упражнение «ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ СЛОВО?

Цель:

 1.Учить четко произносить слова 4-го типа слоговой структуры 4-го типа.

 2.Расширять и активизировать словарный запас.

3.Уточнять лексическое значение слов-омонимов.

4. Учить отгадывать загадки.

 

Оборудование: предметные картинки: каток ледяной и асфальтный.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: