Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, выполнение международных договоров РФ

Если международный договор РФ затрагивает вопросы, отнесенные к ведению субъекта, то требуется согласование с его органами власти. Субъекты вправе представлять Федерации реко­мендации о заключении международных договоров.

Реализация сферы совместного ведения включает издание по ука­занным в ней предметам федеральных законов и принятие в соот с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектами Федерации.

 

 

65. Российская Федерация в Содружестве Независимых Государств.

В статье 79 КРФ Россия вправе участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соот с международ­ными договорами, но при двух условиях:

во-первых, это не должно влечь за собой ограничения прав и сво­бод человека и гражданина;

во-вторых, не должно противоречить основам конституционного строя РФ.

Подобным условиям соответствует участие РФ в образованном в 8 декабря 1991 г. Содружестве Независимых Государств. СНГ определяется как межгосударственное образование с координа­ционными полномочиями. В настоящее время СНГ объединяет 12 го­сударств — ранее союзных республик СССР (не участвуют в СНГ толь­ко три государства Балтии).

Юридическая природа СНГ характеризуется следующими чертами:

  1. создано самостоятельными государствами и основано на прин­ципе их суверенного равенства;
  2. имеет свой Устав, фиксирующий устойчивые функции СНГ, его цели и сферы совместной деятельности государств-членов;
  3. ему присуща четкая организационная структура, разветвлен­ная система органов, выступающих в качестве координирующих межгосударственных, межправительственных и межведомственных
    институтов.

 Цели СНГ — сотрудничество государств-членов в политической; экономической, гуманитарной, культурной и других областях; сбалан­сированное экономическое развитие; обеспечение прав человека, со­действие гражданам в свободном общении и контактах.

Устав Содружества Независимых Государств предусматривает во­семь сфер совместной деятельности государств-членов:

  1. обеспечение прав и свобод человека;
  2. координация внешнеполитической деятельности;
  3. сотрудничество в формировании общего экономического про­странства;
  4. сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;
  5. охрана здоровья населения и окружающей среды;
  6. вопросы социальной и иммиграционной политики;
  7. борьба с организованной преступностью;

8) сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
При угрозе безопасности членам СНГ возможно с овместное использование вооруженных сил.

В структуре СНГ существуют, специальные органы: Совет глав го­сударств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел и др. Для сотрудничества парламентов создана Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге. Постоянно действующие органы СНГ находятся в Минске и Москве. Рабочим языком Содруже­ства является русский язык.

Выход из СНГ свободный — необходимо лишь письменное заявле­ние о таком намерении государства за 12 месяцев до выхода.

 

66. Административно-территориальное устройство субъектов РФ.

Административно-территориальные единицы - край, область; они делятся на районы и населенные пункты, а районы на сельские советы. Населенные пункты, находящиеся на территории РФ, делятся на городские и сельские.

К городским населенным пунктам относятся города областного и районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сель­ским — все остальные населенные пункты.

К городам областного значе ния могут быть отнесены населенные пункты, являющиеся экономическими и культурными центрами, имеющие развитую промышленность, с численностью населения не менее 50 тыс. человек. В отдельных случаях к категории городов обла­стного значения могут быть отнесены населенные пункты с числен­ностью населения и менее 50 тыс. человек, имеющие важное про­мышленное, социально-культурное и историческое значение, перс­пективу дальнейшего экономического развития и роста численности населения.

К категории городов районного значения могут быть отнесены на­селенные пункты, являющиеся промышленными и культурными цент­рами, с численностью населения не менее 12 тыс. человек, из которых крестьяне (лица, занятые в сельском хозяйстве) и члены их семей со­ставляют 15 и менее процентов.

К рабочим поселкам (поселкам городского типа) относятся насе­ленные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические со­оружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяй­ственной продукции и другие экономически важные объекты, с чис­ленностью населения не менее 3 тыс. человек, из которых крестьяне и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенные пункты, на территории которых расположены высшие учебные заведе­ния и научно-исследовательские учреждения.

В отдельных случаях к рабочим поселкам могут быть отнесены на­селенные пункты с численностью населения и менее 3 тыс. человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.

К категории курортных поселков могут быть отнесены населенные пункты, расположенные в местностях, имеющих лечебное значение, с численностью населения не менее 2 тыс. человек при условии, что ко­личество приезжающих ежегодно для лечения и отдыха в эти поселки составляет не менее 50% постоянного населения.

К категории дачных поселков могут быть отнесены населенные пункты, основным назначением которых является обслуживание го­родов в качестве пунктов или мест летнего отдыха. Дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно про­живает в них.

Особым статусом обладает закрытое административно-территори­альное об разование, которым признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовле­нию, хранению и утилизации оружия массового поражения, перера­ботке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функциони­рования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

Решение о создании или об упразднении закрытого администра­тивно-территориального образования принимается Президентом РФ. Многие из них расположены в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах.

 

 

67. Выборы в России: понятие, конституционные функции.

Выборы -это установленная законом гос-правовая процедура,во время которой гр-не отдают свои голоса за партию или кандидата,в рез-те чего формируется выборный(представительный) орган власти или избирается конкретное должностное лицо-президент. Выборы явл.элементом такого полит.режима как демократия. Выборы выступают в роли публично-правовой структуры взаимодействия гр.общ-ва и гос-ва. Посредством выборов обеспечивается участие гр-н в разработке и принятии важнейших гос.решений. Свободное волеизъявление гр-н на выборах явл.условием законности власти,обеспечивает сменяемость и преемственность ее выборных органов.

Выборы как политико-правовой институт основываются на след.принципах:

1.обязательность(в демократ.гос-вах выборы это осн.способ формирования органов гос.власти поэтому не допускается необоснованный перенос или отмена выборов).

 2.периодичность.

3.свобода участия в выборах.

 4.открытость(гласность выборов).

5.альтернативность(свобода выбора между неск.кандидатами).

Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принад­лежащей ему государственной власти.

Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчужда­ем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в уста­новленных конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соот с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непо­средственно влияют на нее.

Выборы бывают прямые и косвенные и многоступенчатые.. При прямых выборах вопросы об избрании решают сами граждане, а при косвенных — избранные ими лица: выборщики, депутаты и др.

Они могут быть всеобщими и частичными. Во время проведения
всеобщих выборов в них участвуют все избиратели (например, выборы
президента), а частичные выборы проводятся, когда необходимо по­полнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Кроме того, выборы бывают общенациональными (проводятся по всей стране), региональными (на территории субъекта федерации) и местными (выборы органов местного самоуправления). Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два голосования, то в два тура, это на­зывается повторным голосованием.

Наконец, различают выборы очередные — проводимые в установ­ленные законом сроки и вн еочередные — назначенные в случае досроч­ного роспуска парламента или отставки президента а также повторные и дополнительные.

В зависимости от того кого выбирают:парламентские, президентские, муниципальные.

 

 

68. Конституционные принципы избирательного права.

На конституционном уровне закрепляются принципы российско­го избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выбо­ров, выражающие сущность народовластия.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет сле­дующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России незави­симо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет пра­во избирать и быть избранным.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый из­биратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигает­ся обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно.

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возмож­ности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В советской исто­рии тайное голосование повсеместно стало применяться только после принятия

Добровольность. Участие в выборах в РФ явля­ется свободным и добровольным — никто не вправе оказывать воздей­ствие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избира­тельный участок — это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает ка­кой-либо юридической ответственности.

 

69. Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование.

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связан­ных с порядком избрания представительных органов власти, и называ­ется избирательной системой в широком смысле.

В зависимости от способа распределения де­путатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажори­тарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритар­ная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными счи­таются такие кандидаты, которые получили установленное большин­ство голосов.

В зависимости от определения большинства голосов вы­деляются:

1) система относительного большинства — побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники;

2) си­стема абсолютного большинства — для победы необходимо абсолют­ное большинство голосов;

3) система квалифицированного большин­ства — требуется квалифицированное большинство (в 2/3, 3Д и ДР-)-

Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объе­динение, участвующие в выборах, получили в парламенте число ман­датов, пропорциональное числу поданных за нее голосов.

Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного — это наименьшее число голосов, необходимое для избра­ния одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незна­чительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт». Согласно ему партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из рас­пределения мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосова­нии, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии — 4%, в Испании — 3%, в Израиле — 1%.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажо­ритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при вы­борах в Государственную Думу.

 

70. Избирательный процесс, его основные стадии в Российской Федерации.

Избирательный процесс — это урегулированная конституционны­ми и законодательными нормами деятельность органов и групп изби­рателей по подготовке и проведению выборов в государственные орга­ны и органы местного самоуправления.

Будучи нормативно урегулированной, эта деятельность устойчива и состоит из определенных, расположенных в установленной последо­вательности элементов — стадий. В соот с Федеральным законом «О б основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» 2002 г. можно выделить следующие стадии.

1. Назначение выборов (она заключается в установлении дня го­лосования, который может быть только календарным выходным днем).

2. Составление списков избирателей (это избирательные докумен­ты, определяющие круг граждан, обладающих активным избиратель­ным правом и проживающих на территории конкретного избиратель­ного участка).

3. Образование избирательных округов (это территории, которые образованы согласно соответствующему избирательному законодательству и от которых непосредственно гражданами избираются депу­таты представительных органов и выборные должностные лица).

4. Образование избирательных участков (эти территориальные еди­ницы объединяют избирателей общим местом голосования).

5. Образование избирательных комиссий (это коллегиальные ор­ганы, на которые возлагается организационное руководство подготов­кой и проведением выборов).

6. Выдвижение кандидатов (здесь определяется круг лиц, из числа которых будут избраны депутаты, губернаторы, Президент).

7. Предвыборная агитация (главный смысл этой стадии в том, что граждане РФ, избирательные объединения имеют право законными методами и в допускаемых законом формах вести агитацию за или про­тив любого кандидата или избирательного объединения).

8. Голосование (это самая главная стадия избирательного процес­са, так как именно в результате ее реализации происходит народное волеизъявление).

9. Подсчет голосов и установление результатов выборов (поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. Определяется прежде всего число действительных голосов, т.е. избирательные бюл­летени должны быть установленной формы и по ним можно установить волеизъявление избирателей).

 

 

71. Избирательные округа и избирательные участки. (брала из лекции)

Избирательный округ – это территориальная единица, образуемая в соответствии с законом и от которой непосредственно гражданами РФ избирается депутат, выборное должностное лицо.

По действующему законодательству различаются округа: единый, многомандатный и одномандатный. Они образуются в зависимости от численности представительного органа власти и типа избирательной системы.

Одномандатные и многомандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:

1) примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимыми отклонениями от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, в труднодоступных или отдаленных местностях – не более 30 процентов;

2) на территории компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение – не более 40 процентов;

3) избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением анклавных территорий.

При соблюдении этих требований учитываются административно-территориальное устройство (деление) субъекта РФ, территории муниципальных образований.

При проведении выборов в Государственную Думу ныне по партийным спискам вся страна является единым федеральным округом, в котором избираются 450 депутатов Государственной Думы.

В соответствие с ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ» от 22.02.2014 года, для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов. Образование одномандатных избирательных округов осуществляется на основании сведений о численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации. Границы одномандатных избирательных округов определяются исходя из численности избирателей, зарегистрированных на территориях субъектов Российской Федерации, по состоянию на ближайшую ко дню принятия Центральной избирательной комиссией Российской Федерации решения о представлении на рассмотрение Государственной Думы схемы одномандатных избирательных округов дату (на 1 января или на 1 июля). Одномандатные избирательные округа образуются на основе единой нормы представительства избирателей, определяемой путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных в Российской Федерации, на общее число одномандатных избирательных округов (225).

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разрабатывает и не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, на который была утверждена прежняя схема одномандатных избирательных округов, представляет в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы новую схему одномандатных избирательных округов и ее графическое изображение. Схема одномандатных избирательных округов утверждается федеральным законом сроком на 10 лет.

На выборах Президента России вся территория Российской Федерации также считается единым федеральным избирательным округом.

При выборах депутатов органов законодательной власти субъектов РФ избирательные округа образуются в зависимости от типа избирательной системы: по мажоритарной – число округов равняется числу депутатов органа власти; при избрании половины депутатов по пропорциональной системе – вся территория субъекта считается единым избирательным округом.

Избирательный участок – это территория, объединяющая проживающих на ней избирателей. Они образуются для проведения голосования и подсчета голосов.

Избирательные участки образуются из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Избирательные участки могут образовываться и в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых), в труднодоступных и отдаленных местностях, на полярных станциях, на судах, находящихся в день голосования в плавании. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна.

Избирательные участки для граждан РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания. Эти избирательные участки образуются при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы.

 

72. Списки избирателей

Регистрации (учету) подлежат граждане, обладающие активным избирательным правом. Каждый совершеннолетний гражданин РФ включается в список избирателей. Основанием для регистрации является факт нахождения места жительства избирателей на соответствующей территории. Данный факт устанавливается органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация избирателей, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения.

Регистрация избирателей, проживающих на территории России, осуществляется главой местной администрации, командиром воинской части.

На основании полученных сведений от органов, осуществляющих регистрацию избирателей, территориальные избирательные комиссии формируют списки избирателей, последние передают эти списки в участковые избирательные комиссии.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Гражданин РФ включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

Регистрация избирателей и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта РФ, в Российской Федерации и за пределами ее территории избирателей осуществляются дважды в год – по состоянию на 1 января и на 1 июля с использование ГАС «Выборы».

Участковая избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования представляет списки избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.

Гражданин вправе заявить в участковую комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности сведений о нем, вносимых в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявителя. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии).

 

 

73. Избирательные комиссии (порядок образования, компетенция, виды).

Избир.комиссии в Р Ф являются кол­легиальными органами, кот-ые организуют и обеспечивают подго­товку и проведение федеральных, региональных, муниципальных вы­боров и референдумов.

ФЗ «Об основных гарантиях избир.прав и права на участие в референдуме гр-н РФ» предусматривает след.виды комиссий:

1. ЦИК РФ;

2. избир.комиссии субъектов РФ;

3. окружные избир.комиссии;

4. территориальные (районные, городские и др.) избир.комиссии;

5. участковые избир.комиссии.

 Систему избир.комиссий возглавляет ЦИК РФ которая действует на постоянной основе и явл юр.лицом. Срок полномочий ЦИК РФ- 4года, она состоит из 15 ч ленов. По пять членов назначаются:

Гос.Думой — из числа кандидатур, предложенных фрак­циями и иными депутатскими объединениями, а также депутатами Думы;

  Советом Федерации — из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами гос.власти субъектов Федерации, и их высшими должностными лицами;

Президентом РФ.

Обязательным требованием к кандидатам является наличие выс­шего юр.образования или ученой степени в области права. Из числа своих членов ЦИК избирает председателя, его заместителя и секретаря. ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других избир.комиссий при проведении выборов в Гос.Думу Фед.Собрания РФ и Президента РФ.  Центральной и другим действующим избир.комиссиям принадлежит важная роль в реализации таких конст.прав и свобод гр-н, как право избирать и быть избранным в органы гос.власти и мсу, право свободно выра­жать полит.волю.

Одно из существенных направлений работы ЦИК — оказание дру­гим избир.комиссиям правовой, методической, организаци­онно-технической помощи. Избир.комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов гос.власти и органов мсу.

 

74. Выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ (лекция)

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Феде-ральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 22 февраля 2014 года был принят новый закон, регламентирующий порядок избрания депутатов Государствен-ной Думы, в соответствие с которым будут организованы выборы 2016 года по сме-шанной избирательной системе.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достиг-ший на день голосования 21 года.

Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжко-го преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную суди-мость за указанное преступление;

2) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, суди-мость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погаше-ния судимости;

3) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или по-гашения судимости;

4) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, а также подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов); 20.3 (Пропаганда и публичное демон-стрирование нацистской атрибутики или символики) Кодекса РФ об административ-ных правонарушениях, в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референду-ме граждан Российской Федерации» либо совершения действий, предусмотренных подп. «ж» п. 7 и подп. «ж» п. 8 ст. 76 (призыв к экстремистской деятельности) Феде-рального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо дей-ствия совершены в период, не превышающий пяти лет до дня голосования.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Прези-дентом РФ.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избира-тельным округам (один округ - один депутат). 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голо-сов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государ-ственной Думы. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кан-дидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствую-щий федеральный список кандидатов в каждом субъекте Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным пра-вом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федераль-ных списков кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем са-мовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политиче-ских партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандида-тов, списки кандидатов.

Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществ-ляется политическими партиями.

Политическая партия вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в составе фе-дерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами данной политической партии, а также граждан, не являющихся членами данной или иной политической партии. Политическая партия не вправе выдвинуть кандидатами, в том числе в соста-ве федерального списка кандидатов, граждан, являющихся членами иных политиче-ских партий.

 

 

75. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация - деятельность кандидатов и избир.объединений кот. осущ-ся в период избир. кампании и направленная на агитацию за или против любого кандидата, избир.объединения. Для осуществления предвыб. агитации можно использовать ТВ каналы орг-ций телерадиовещания, периодические печатные издания, а также проводить массовые мероприятия(собрания и встречи с гр-нами, публичные дебаты). Предвыб.агитация может также проводится при помощи выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и др.агитационных материалов и иными не запрещенными законом средствами. В предвыб.агитации не имеют права участвовать члены избир.комиссий, гос.органы, органы мсу, должностные лица гос.органов и органов мсу, представители СМИ. Расходы на проведение предвыб. агитации осущ-ся исключительно за счет средств избир.фондов кандидатов,избир.объединений. В инструкции ЦИК называется 9 видов предвыборной агитации:

выступление - личное обращение кандидата к избирателям;

предвыборные дебаты – публичный обмен мнениями 2 и более кандидатов;

горячая линия – ответы кандидатов на вопросы телезрителей, радиослушателей задаваемые в прямом эфире.

Запрещается проводить агитацию: орг гос вл РФ, орг МСУ, лицам находящимся на гос или муниципальной службе, воинским частям, военным учреждениям, благотворительным и религиозным организациям и др. агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата (список кандидатов и создание избирательного фонда и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования. Закон запрещает злоупотреблять правом на проведение предвыборной агитации, предвыборные программы не должны призывать к насилию, изменению конституционного строя. Устанавливается административная ответственность за проведение ПА агитационный период, в местах где её проведение запрещено.

 

76. Установление результатов выборов (лекция)

После окончания времени голосования участковые избирательные комиссии начинают подсчет голосов избирателей и составляют протоколы об итогах голосования.

Общие данные о результатах выборов избирательные комиссии в течение суток после определения их результатов сообщают в СМИ.

Подсчет результатов голосования производится с учетом видов выборов и методов определения результатов выборов (вида применяемой избирательной системы: мажоритарной, пропорциональной).

По итогам голосования соответствующая избирательная комиссия принимает одно из следующих решений:

– признает выборы по одномандптному округу состоявшимися и объявляет избранным депутатом представительного органа, должностным лицом, получившим наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

– признает выборы несостоявшимися;

– признает выборы недействительными;

– назначает повторные выборы на день не позднее чем через три месяца, если выборы признаны несостоявшимися или недействительными.

Выборы признаются несостоявшимися в следующих случаях:

1) голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании;

2) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении депутатских мандатов;

3) за списки кандидатов, получивших право принять участие в распределении мест, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей;

4) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

5) если законом предусмотрено проведение повторного голосования, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей.

Выборы признаются недействительными в следующих случаях:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если они признаны недействительными на части избирательных участков, число избирателей которых составляет менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей;

3) есть решение суда.

 

77. Президент РФ (порядок избрания, компетенция, акты).

Президент избирается гражданами РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолют­ной мажоритарной системе. – на 6 лет

Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добро­вольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свобод­ное волеизъявление.

В настоящее время процедура избрания Президента РФ осущест­вляется на основе Конституции и Федерального закона «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 г.

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее чем за 150—120 дней до дня голосования или через 14 дне й после до­срочного прекращения полномочий Президента РФ. День голосова­ния должен приходиться на первое воскресенье после истечения кон­ституционного срока, на который был избран Президент РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию госу­дарства.

Выдвигать кандидата на пост Президента России может политиче­ская партия или избирательный блок, в состав которого входит данная партия, зарегистрированные в установленном порядке, а также ини­циативная группа российских граждан в количестве не менее 100 чело­век. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной инициа­тивной группе или одному избирательному блоку.

В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны со­брать не менее 1 млн. подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подпи­сей. Подписные листы представляются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней должна проверить их соот­ветствие указанному выше порядку выдвижения кандидата на пост Президента РФ и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязан­ности. Кандидат освобождается от работы с выплатой среднего зара­ботка, имеет право бесплатно пользоваться общественным транспор­том (30 поездок на пригородном транспорте и 89 в субъекты Федера­ции), получает от избирательной комиссии средства на проведение предвыборной агитации.

Кандидат обладает неприкосновенностью, т.е. не может без согла­сия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответст­венности, арестован или подвергнут мерам административного взыс­кания, налагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в Президенты может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Для проведения предвыборной агитации кандидат создает избирательные фонды, образуемые за счет своих личных средств, средств выдвинувше­го его избирательного блока, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, а также средств, выделенных каждому зарегистри­рованному кандидату Центральной избирательной комиссией.

За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Определе­ние результатов выборов производится по абсолютной мажоритарной системе: избранным считается тот кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. И причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия назначает через 15 дней второй тур голосования по выборам Президента РФ по двум кандидатам, по­лучившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голосов, чем другой кан­дидат. Новеллой Федерального закона о выборах Президента РФ 1999       г. является положение о том, что повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по ка­кой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Избранным в данном случае будет признан кандидат, если он получил

не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве. С. 83 - 89






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: