Структура операционного блока хирургического стационара и гигиенические требования, предъявляемые к его подразделениям

Операционный блок — отделение медицинского учреждения (операционного отделения), в котором проводятся оперативные вмешательства.

Расположение и взаимосвязь помещений операционных блоков определяются требованиями асептики. В связи с этим в основу архитектурно-планировочного решения должно быть положено деление операционных блоков на непроходные асептическое и септическое отделения, а также рациональное зонирование внутреннего пространства в соответствии с функциональным разделением помещений на следующие зоны:

 

- первая - стерильная

 

- вторая - строгого режима

 

- третья - ограниченного режима

 

- четвертая - общебольничного режима.

 

К первой, стерильной зоне относятся собственно операционные и стерилизационные, непосредственно примыкающие к ним. При отсутствии стерилизационных, непосредственно примыкающих к операционным, и наличии специального коридора, по которому стерильные материалы передаются в операционные, данный коридор входит в стерильную зону.

 

Ко второй зоне (строгого режима) относятся предоперационные, наркозные, помещения аппарата искусственного кровообращения (АИК). Эта группа помещений является воздушным буфером между первой и третьей зонами.

 

К третьей зоне (ограниченного режима) относятся помещения для подготовки и мытья инструментов и оборудования, дезинфекции наркозно-дыхательной аппаратуры, протокольные, комнаты хирургов, врачей-анестезиологов, сестер-анестезисток, комнаты младшего медицинского персонала, помещения хранения крови, шовного материала, передвижного рентгеновского аппарата, чистая часть санпропускника.

 

В четвертой зоне (общебольничного режима) располагаются помещения, вход в которые по условиям санитарно-гигиенического режима работы в них не связан с прохождением санпропускника: кабинет заведующего оперблоком, комната старшей операционной медсестры с материальной, экспресслаборатория, складские помещения, санузел, комната личной гигиены персонала, входная часть санпропускника.

 

Весь медицинский персонал, проходя в операционный блок, переодевается в операционную одежду, бахилы и шапочки. Работающий в операционных персонал одевает маски и перчатки в предоперационной.

 

 

Поверхности стен, пола и потолка в операционных должны быть максимально гладкими, с закруглениями в углах, обеспечивающими удобство уборки и дезобработки. Стены операционных могут покрываться специальными красками, облицовываться глазурованной плиткой или специальными металлическими панелями с эмалевым покрытием и др. В случае применения глазурованной плитки, все швы должны быть тщательно затерты в плоскости поверхности плитки и окрашены эмалью.

 

Стены операционных, имеющих лазерные аппараты для коагуляции, должны быть матированы.

 

Наиболее комфортным для операционных считается светло-зеленый цвет стен.

 

Пол в операционных должен полностью поглощать статическое электричество. Применение антистатического линолеума должно сочетаться с наклейкой полос медной фольги и закреплением линолеума по всему контуру стен операционных к заземленным медным шипам.

 

Повышенные требования предъявляются к микроклимату операционного блока, особенно операционной. Это связано с тем, что во время операции повышается температура и влажность воздуха, происходит загрязнение его наркотическими газами и бактериальной флорой, скапливается статическое электричество. Особенно опасной является воздушно-капельная инфекция, которая является одной из основных причин гнойно-воспалительных осложнений послеоперационного периода.

 

Температура воздуха в операционной должна быть в пределах 22 - 23 °С без заметных колебаний при относительной влажности 55 - 60 %.

 

Более высокая температура воздуха до 25 - 30 °С необходима при операциях больных с термическими поражениями, а также при длительных операциях на широко вскрытой брюшной или плевральной полости.

 

Постоянство необходимых параметров температуры и влажности воздуха, а также его качество обеспечивается системой кондиционирования.

Наиболее предпочтительной системой, обеспечивающей максимальную стерильность, считается устройство отсекающего ламинарного потока кондиционированного воздуха над зоной операционного стола.

 

В зависимости от особенностей оперативных вмешательств, а также от количества, специфики и габаритов используемой аппаратуры, выделяются следующие типы операционных:

- общехирургического профиля;

- для проведения ортопедо-травматологических, нейрохирургических операций, а также операций с использованием лазерной аппаратуры;

- для проведения операций на сердце и сосудах.

 

Виды уборок.

Предварительная уборка – удаление пыли, осевшей за ночь, сухой, а затем влажной ветошью.

Текущую уборку проводят в процессе операции. При этом подбирают упавшие на пол инструменты, шарики, салфетки и собирают их в специальные емкости, вытирают кровь.

Послеоперационная уборка – протирают пол влажной ветошью, убирают использованный материал после каждой операции.

Заключительная уборка проводится ежедневно в конце рабочего дня.После каждой операции убирают из тазов и замачивают в дез.растворе инструменты, обрабатывают дез.раствором клеенку операционного стола и пол вокруг стола, весь использованный перевязочный материал собирают в специальную емкость. По окончании операционного дня моют полы, подоконники, стены на высоту 2 м, мебель, поверхности аппаратов и приборов.

Один раз в неделю проводят генеральную уборку:

ž Помещения освободить от предметов подвижного оборудования, инвентаря, инструментов.

ž Вымыть стены, потолок, и все рабочие поверхности мыльно -содовым раствором.

ž Протереть или обработать из гидропульта 6% перекисью водорода + 0,5% раствором моющего средства или другим дез.средством.

ž Закрыть помещение на 1 час.

ž Смыть дезинфицирующий раствор чистой водой, чистой ветошью.

ž Включить УФО на 2 часа.

ž После проведения генеральной уборки медсестра делает запись в журнале.

 

Запланирована (дата) Проведена  (дата) Название и концентрация дезпрепарата Подпись  (кем проведена)
       

 

77. Уровни обработки рук медицинского работника

Различают три уровня обработки (деконтаминации) рук: социальный, гигиенический и хирургический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: