Реорганизация Водоканалов

В России пока нет значительного опыта работы частных управляющих компаний в водоканальном хозяйстве. В настоящее время они только начинают действовать. В отрасли сейчас работает пять частных операторов. Все они предлагают разные схемы и условия преобразования водоканалов, преследуя свою основную цель - извлечение наибольших прибылей.

Николай Жуков

«Коммунальный комплекс России» декабрь, 2005

На местах не могут разобраться в преимуществах и недостатках этих предложений, их соответствии законодательству. В результате мэры зачастую не могут принять нужное решение. Положение усугубляется еще и тем, что правительство и федеральные органы власти в этом не участвуют. Никого не волнует, к каким социальным последствиям приведет реорганизация водоканалов, лишение их статуса юридического лица, банкротство, превращение в "казенное предприятие по эксплуатации сооружений". Не учитываются также интересы персонала (занятость, достойная зарплата, социальные гарантии) и потребителей.

Вот почему Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения вынуждена солидаризироваться с Общероссийским профсоюзом жизнеобеспечения и встать на защиту водоканалов и их работников. Необходимо также отстаивать интересы городов и следить за соблюдением принципов социальной справедливости.

Что предлагают специалисты ассоциации в сложившейся ситуации?

Реорганизация водоканалов - часть реформы ЖКХ

Мы внимательно изучили федеральные законы о приватизации, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, об общих принципах организации местного самоуправления, об основах регулирования тарифов в ЖКХ, новые Жилищный и Градостроительный кодексы. Было проведено много консультаций с Минэкономразвития, Росстроем, Минфином, другими ведомствами, общественными организациями, институтами. Вот некоторые выводы, к которым мы пришли по результатам всех рассмотрений и обсуждений.

Реформа ЖКХ буксует. Необходимы согласованные решения федеральных и региональных органов власти. Проведенная реформа федеральных органов исполнительной власти лишила ЖКХ единого органа, ответственного за этот сектор экономики. В 2006 г. нам предстоит реорганизовать как органы местного самоуправления, так и коммунальные предприятия. Задача осложняется тем, что ЖКХ, в отличие от других отраслей, еще только предстоит перейти к рыночным отношениям.

Для проведения реформы коммунального хозяйства на федеральном уровне существует необходимая законодательная база. На ее основе муниципалитеты и водоканалы должны повысить эффективность использования своего имущества.

В то же время региональные руководители и мэры городов отмечают недостаток нормативно-методических документов по инвентаризации и регистрации основных фондов и земельных участков. Не урегулированы также вопросы оборота муниципального имущества.

В этой связи заслуживает внимания проект Федерального закона о земельно-имущественных отношениях в ЖКХ, подготовленный Минэкономразвития РФ. Данный документ предусматривает отчуждение и приватизацию только непрофильной собственности. Установлен порядок разграничения оборота муниципального имущества. Оно должно быть возвращено "муниципальной казне". Затем всю инженерную инфраструктуру нужно по конкурсу передавать в управление частным операторам на концессионной основе (договор аренды с инвестициями). При этом инвестиции в развитие и модернизацию водоканалов следует заменить на кредитование, что будет эффективнее для обеих сторон.

Необходимо законодательно закрепить права инвестора и порядок обращения с основными средствами, созданными за его счет.

Пора реорганизовать МУПы

Ожидаемый закон о концессионных соглашениях муниципалитетам ничего не даст, так как носит слишком общий характер. Принятый закон о тарифном регулировании в ЖКХ предоставляет некоторые преимущества МУПам. Однако в дополнение к этому закону необходимо разработать комплекс методических указаний, что может надолго затормозить его реализацию.

Муниципалитетам следует использовать существующую законодательную базу. В случае промедления они могут лишиться своего имущества, так как действующее законодательство позволяет его приватизировать. Один из путей - банкротство предприятий (например, из-за долгов энергетикам, Газпрому и т. д.) и продажа их на конкурсных торгах. Такой способ практикуется в ряде регионов.

Институт "хозяйственного ведения" изжил себя, в частности, потому, что он ведет к монополизму в ЖКХ. В Гражданский кодекс РФ будут внесены соответствующие изменения.

Несовершенство МУПов состоит в том, что у них полностью отсутствует мотивация эффективного труда. Ни одни инвестор не вложит средства в модернизацию их имущества. Предполагается постепенно упразднить эти предприятия.

Главное направление модернизации и развития водоканалов связано с использованием инвестиционных соглашений (концессий).

Продажа или аренда?

Муниципалитеты признают, что необходимо совершенствовать управление их имуществом и создавать более эффективные управляющие компании. В то же время они считают, что имущество является их "валютой", средством воздействия на инвестора. Вот почему основные средства систем водоснабжения и канализации нельзя отдавать или продавать частникам. Лучше передавать их в аренду на небольшой срок или в концессию. По Гражданскому кодексу РФ, это возможно.

По мнению РАВВ, с которым согласны мэры ряда городов, нет необходимости делать из всех МУПов акционерные общества. Если муниципальное предприятие работает эффективно и, главное, у него урегулированы все вопросы с собственником, то не следует менять его организационно-правовую форму. Очень важно, чтобы между собственником и водоканалом было достигнуто понимание. Это залог успеха.

Управляющие компании (ОАО, ООО и т. д.) должны создаваться с участием собственника, профессионалов (в том числе специалистов водоканала), а также инвесторов. Последним не обязательно становиться хозяевами. Отраслевую принадлежность компаний нужно сохранять. Вся эта работа должна проводиться на конкурсной основе, о чем собственники обычно забывают.

Руководители муниципалитетов считают (и мы их в этом поддерживаем), что производственно-эксплуатационную базу и все вспомогательные объекты можно приватизировать уже сейчас. В соответствии с действующим законодательством это можно сделать через продажу на аукционах.

Однако в настоящее время мы осторожно подходим к рекомендациям тех или иных способов реорганизации водоканалов. В частности, считаем неприемлемой структуру РКС. Однозначные выводы о работе ООО РИС, ОАО "Новогор-Прикамье", Евразийского водного партнерства и некоторых других компаний пока делать рано. Наиболее приемлемы, на наш взгляд, схемы реорганизации, осуществляемые ООО "Росводоканал". Основываясь на этом мнении, мы дали соответствующие рекомендации водоканалам гг. Самары, Рязани, Астрахани, Саратова, Мурманска и др.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: