Условия востребованности

Расчетные центры могут предложить рынку как минимум три серьезных преимущества:

- методологическую прозрачность расчетов;

- технологическую прозрачность расчетов;

- прямую экономическую выгоду.

Для расчетных центров методологическая прозрачность означает наличие понятной для всех поставщиков организационной и договорной схемы, наличие внятного описания учетной логики и регламентов взаимодействия с участниками расчетов.

Технологическая прозрачность заключается, прежде всего, в наличии документально оформленной технологии расчетов, в создании системы обучения и воспроизводства кадров, в систематическом обмене знаниями и опытом с другими расчетными центрами, и, наконец, в появлении и поддержке отраслевых технологических стандартов.

Что касается прямой экономической выгоды, то расчетным центрам стоит поинтересоваться тем, какие расходы несут поставщики на сбытовую деятельность, сопоставить эти данные со своими возможностями и, там где это возможно, наглядно продемонстрировать преимущества обслуживания населения через единый биллинговый центр.

При таких условиях расчетные центры смогут найти свое место в новых реалиях, закрепить свою инфраструктурную роль и снизить транзакционные издержки в жилищно-коммунальном хозяйстве.



Посчитаем по-новому

Каждый из нас является потребителем коммунальных услуг, живем ли мы в городе, или в сельской местности. Состояние жилого фонда и качество предоставляемых нам услуг всегда было объектом критики. Улучшить ситуацию призвана реформа ЖКХ, одобренная Указом Президента Российской Федерации. Администрацией Тюменской области было принято решение превратить наш регион в экспериментальную площадку по отработке принципов и методов реформирования коммунальной отрасли.

Габрусь Наталья

Консалтинговая группа «ЛЕКС»

 «Тюменская область сегодня»,14 ноября 2003

Реформой часто считается замена коммуникаций - труб, вентилей, установка счетчиков и т.д. Но не менее важно наладить нормально функционирующую систему расчетов с населением. Существующая система сборов очень громоздка, многоступенчата, неповоротлива, трудно поддается контролю. Сегодня платежи от населения собирают организации, предоставляющие коммунальные услуги. Для того, чтобы их оплатить человеку приходится ездить из одного конца города в другой: от «Тепловых сетей» к «Водоканалу», от «Водоканала» к «Электросетям», от «Электросетей» в ЖЭК… Решить эту проблему могут единые расчетные центры.

Расчетно-информационный центр (РИЦ) осуществляет сбор и расчет жилищно–коммунальных платежей. Эта специализированная организация ежемесячно производит оперативные расчеты в зависимости от реального потребления услуг. Создание РИЦ предполагает и объединение информационных потоков в единую специализированную базу, содержащую информацию об абонентах, объемах поставленных и потребленных жилищно-коммунальных услуг, их стоимости. Для этого применяется современная вычислительная техника, специализированное программное обеспечение. В результате упрощается процедура начисления жилищно-коммунальных платежей и субсидий, упорядочивается работа с льготными категориями граждан. И самое главное, будет осуществлен принцип «одной квитанции» или «одного окна», когда платежи населения за ЖКУ принимаются в одной организации, а не напрямую производителями тех или иных услуг.

Распоряжением администрации города Тюмени от 5 марта 2003 года утвержден план первоочередных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства на текущий год. Одно из мероприятий -- создание в городе "Расчетно-информационного центра по ЖКХ". Тюменцы будут вносить плату за все коммунальные услуги с любого отделения почтовой связи или банков. Таким образом, ЖЭУ будут заниматься только своими прямыми обязанностями: благоустраивать территории и поддерживать в порядке жилищный фонд.

Учредителями расчетно-информационного центра (РИЦ) выступили администрация Тюменской области, администрация Тюмени, акционерное общество «Тюменьэнерго». Для повышения прозрачности финансовых потоков РИЦ не должен существовать в форме муниципального предприятия или учреждения. Поэтому, расчетно-информационный центр в Тюмени будет создан в форме акционерного общества. Это позволит уйти из-под влияния муниципалитета как собственника предприятия.

Расчетно-информационный центр взаимодействует с МУ «Тюменским городским имущественным казначейством» (выполняющим функции собственника муниципального жилищного фонда), Департаментом координации систем жизнеобеспечения города и подрядной организацией, оказывающей жилищно-коммунальные услуги. Между ними заключается договор, который позволит направлять денежные средства, полученные от населения, тем организациям, которые предоставили жилищно-коммунальные услуги в соответствии с установленными объемами и качеством, подтвержденными актами проверки этих услуг. В функции расчетно-информационного центра входит: производить сбор и расчет платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, начисление льгот и субсидий; принимать соответствующие меры по взысканию задолженностей; оформлять и рассылать квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг населению.

От любых преобразований в жилищной сфере население ожидает повышения тарифов на ЖКУ. Зачастую, повышением тарифов считается приведение их в соответствие с себестоимостью оказываемых услуг.

При перекрестном субсидировании тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, водоснабжение, водоотведение для юридических лиц и населения устанавливаются различными. Так, если сегодня население платит за 1 куб. м. воды 2 рубля 56 копеек, то предприятия и организации 4 рубля 26 копеек и 14 рублей 94 копейки (бюджетные и прочие соответственно). Предприятия платят больше, потому что население платит меньше, тем самым они содержат социальную сферу. Отсюда и более высокие цены на выпускаемую продукцию, и уход от уплаты налогов, и задержка выплаты заработной платы. Надеемся, что проблема перекрестного субсидирования решится в скором времени, с 1 января 2004 года практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению будет отменена (Постановление Правительства РФ № 609 от 21.08.2001 г.). То есть, величина тарифов будет одинакова для всех групп потребителей (юридических и физических лиц) и приближена до уровня, обеспечивающего возмещение затрат на предоставление этих услуг и развитие объектов коммунальной инженерной инфраструктуры.

Изучение опыта реформирования показывает, что внедрение новых расчетных и тарификационных систем – одна из основных проблем преобразований. Для модернизации изношенных коммуникаций требуются значительные средства, которые могут быть привлечены при помощи новых расчетных систем. Это позволит улучшить качество предоставления ЖКУ и предотвратить нецелевое использование средств.

 


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: