РКЦ в рыночных условиях

Реформу жилищно-коммунального хозяйства часто связывают с изданием федеральных нормативных актов, прямо и непосредственно влияющих на положение дел в этой отрасли. В действительности на ситуацию в ЖКХ оказывает влияние гораздо большее число факторов. Будущее коммунальной отрасли будет зависеть практически от всего комплекса российских реформ. В результате их осуществления одни формы хозяйственной жизни появятся, а другие - исчезнут. Сохранятся ли в будущем городские расчетно-кассовые центры (РКЦ)?

Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО "Заказные ИнформСистемы"

«Коммунальный комплекс России»

Влияния

Каким образом другие реформы повлияют на ЖКХ? Вот несколько примеров. В результате административной реформы было создано Министерство развития регионов, куда вскоре из состава Министерства промышленности и энергетики было передано Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Муниципальная реформа и реформа межбюджетных отношений коснулись механизмов финансирования отрасли. Социальная реформа влияет на порядок и размеры оплаты коммунальных услуг. Жилищная реформа отразится на состоянии ЖКХ не только в связи с выходом нового Жилищного кодекса, но и через многие другие нормативные акты, входящие в пакет жилищных законов.

Эти многочисленные новации не могли быть согласованы между собой за столь короткий срок. В результате возникли многочисленные накладки, возросли риски хозяйствующих субъектов. Многие вопросы, в том числе правила работы городских расчетно-кассовых центров, так и не получили должного отражения в федеральном законодательстве. Потребуется некоторое время для того, чтобы ситуация устоялась и риски снизились.

Все эти процессы происходят на фоне коммерциализации отношений в ЖКХ. Появились частные операторы: РКС, КЭС и другие. В результате реформирования РАО "ЕЭС России" возникают независимые субъекты розничного рынка электроэнергии. Набирающий обороты процесс акционирования муниципальных предприятий тоже создает фактически новых участников рынка жилищно-коммунальных услуг.

Конкуренты РКЦ

На фоне зыбкого законодательного поля возникает много новых организаций, нацеленных на ускоренное освоение нарождающегося рынка. Особый интерес вызывают межрегиональные частные операторы. Они имеют ряд характерных особенностей: работают в нескольких регионах, располагают централизованными структурами управления и учета, а также довольно большими финансовыми ресурсами. Их менеджеры обладают опытом работы в рыночных условиях. Наконец, поставляемые ими услуги могут составлять существенную долю в "единой квитанции".

Неудивительно, что у этих организаций возникают особые требования к системе расчетов. В основу их деятельности положена, как правило, экономическая логика. То есть они должны окупаться и приносить прибыль. Поэтому коммерческие операторы вряд ли будут дожидаться, пока все субъекты ЖКХ приспособятся к новым условиям. Скорее, они будут действовать по обстоятельствам - где-то используя существующие структуры и модели расчетов, а где-то на свой страх и риск создавать новые. Смогут ли нынешние РКЦ, ИРЦ, ИВЦ и прочие расчетные центры подстроиться под эти конкурентные условия?

Очевидно, для расчетных центров происходящие изменения создают определенные угрозы, которые носят не только гипотетический характер. Многие из них уже материализуются. Например, в средствах массовой информации как на региональном, так и на федеральном уровне публикуется "черный пиар", где утверждается якобы незаконность расчетных центров как таковых. Предпринимаются попытки перехвата управления в местных РКЦ, а также создания параллельных систем для расчетов с потребителями.

Анализируя подобные факты, трудно не признать, что расчетные центры, их информационные активы и положение в системе ЖКХ представляют определенную ценность по крайней мере для тех, кто претендует занять их место.

Новые возможности

Было бы неверно обращать внимание на угрозы и не видеть тех своеобразных "окон возможностей", которые открываются у расчетных центров в ходе реформирования ЖКХ и отчасти провоцируют повышенный интерес к РКЦ. Введение 100% оплаты коммунальных услуг позволяет сделать рентабельным биллинговый бизнес. Если 2-3 года назад итоговая строка единого платежного документа во многих регионах составляла в среднем 300-400 руб., то сегодня не редкость квитанция в 1500 руб. и более. При этом традиционное для РКЦ комиссионное вознаграждение увеличивается пропорционально росту тарифов.

Второе "окно возможностей" возникает в связи с тем, что у государства появились новые потребности в информационном обеспечении. Некоторые расчетные центры ориентируются именно на этот специфический рынок услуг для государственной и муниципальной власти. Информационные фонды РКЦ/ВЦ зачастую являются более полными и актуальными, чем банки данных ведомственных учреждений.

Третье "окно возможностей" связано с тем, что перспективы поставщиков в плане создания собственных расчетных систем все же ограничены. Несмотря на относительно меньшую, по сравнению с другими капитальными затратами, стоимость информационных систем, инвестиции в их создание требуют наличия опытных специалистов и апробированных розничных технологий. Особую ценность дает эффект масштаба от обслуживания нескольких услуг или ресурсов. А его трудно добиться силами одного поставщика.

Таким образом, существующие расчетные центры вполне могут рассчитывать на место под солнцем в условиях коммерциализации ЖКХ. Они, как правило, располагают уникальными информационными фондами, кадрами и готовой инфраструктурой, пусть даже эти активы не всегда находятся в идеальном состоянии. Но при определенных условиях они могут быть востребованы участниками рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: