Учебники по русскому языку, соответствующие ФГОС

Информационно-методические письмо о преподавании русского языка в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует современную школу на достижение качественно иных результатов, позволяющих человеку успешно социализироваться в обществе, используя знания, умения и навыки, полученные в ходе обучения и воспитания. Переход на ФГОС ООО требует от учителя серьёзного осмысления основных понятий и ведущих идей нового образовательного стандарта, пересмотр целого ряда педагогических позиций и установок, в частности, переход с традиционной (знаниевой) парадигмы обучения на личностно ориентированную, деятельностную. Безусловно, значительной части учителей трудно самостоятельно овладеть содержанием и методологией новых образовательных стандартов. В связи с тем, что с 2014-2015 учебного года 5 классы всех образовательных учреждений Саратовской области перешли на новые образовательные стандарты, считаем нужным обратить внимание педагогов на ряд важных требований к организации образовательного процесса по ФГОС.

Нормативно-программное обеспечение реализации

ФГОС ООО по русскому языку

 

Программно-нормативные документы:

— Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

— ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2008 (документ определяет концептуальные основы ФГОС ООО.).

— Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009 (документ определяет и фиксирует основополагающие элементы научного знания, а также универсальные учебные действия, на которые ориентированы личностные и метапредметные результаты каждого учебного предмета).

— Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год (Приказ МОиН РФ от 31.03.2014 г. № 253).

— Региональный базисный учебный план на 2015-2016 учебный год

—Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

— Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. (в примерных программах определяются цели и результаты изучения курса русского языка и основное содержание образования по предмету (инвариантная часть)).

— Рабочие программы к предметным линиям учебников (представляют содержание курса русского языка в соответствии с авторской концепцией).

Примерные программы и рабочие программы к предметным линиям учебников дают представление о новом формате нормативно-программных документов стандартов второго поколения, в них реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме: в содержании программы и в тематическом планировании указываются основные виды деятельности учащихся. На основе примерной программы и рабочей программы к предметной линии учебников учитель должен составить рабочую программу, по которой он будет осуществлять образовательную деятельность по предмету в конкретном классе, в конкретном образовательном учреждении. При составлении этого документа необходимо придерживаться основных требований к структуре рабочей программы.

Структура рабочей программы

 

1. Пояснительная записка, в которой указываются общая характеристика учебного предмета, цели изучения предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения его содержания, место предмета в учебном плане с указанием количества годовых часов.

2. Содержание учебного предмета.

3. Тематическое планирование изучения учебного предмета с обязательной характеристикой основных видов деятельности учащихся.

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

При составлении рабочей программы (в том числе календарно-тематического планирования) необходимо руководствоваться нормативными актами образовательного учреждения, в частности, локальным актом о рабочих программах.

Ресурсы.

Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. 5-9 классы. Пособие для учителей ОУ. М.: Просвещение, 2011.

Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / составитель Е И. Харитонова. – Дрофа, 2013.

Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Крылова О.Н., Кузнецова Т.С. Рабочая программа педагога: методические рекомендации для разработки. СПб., КАРО, 2013.

Учебники по русскому языку, соответствующие ФГОС

Основным средством обучения на уроке русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС по-прежнему остаётся учебник, входящий в состав учебно-методического комплекта наряду с рабочими программами, методическими рекомендациями, рабочими тетрадями на печатной основе, электронными пособиями и пособиями для оценки качества знаний. Учебники, реализующие требования ФГОС, представлены в Федеральном перечне учебников, рекомендованных министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2014-2015 учебный год. Учителем может быть выбран любой УМК, входящий в этот перечень. При выборе учебника следует обращать внимание на то, в какой степени дидактический материал и методическая система учебника позволяет создать развивающую среду для выработки каждым учащимся основных предметных и метапредметных компетенций и реализовать вариативность и дифференциацию в обучении.

Из распространённых в Саратовской области учебников по русскому языку в наибольшей степени отвечают требованиям ФГОС УМК С. И. Львовой, В. В.Львова и УМК под ред. В.В. Бабайцевой. Однако УМК С. И. Львовой, В. В.Львова исключён из Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год. УМК под ред. В.В. Бабайцевой, на наш взгляд, максимально позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении. К числу несомненных достоинств УМК следует отнести, во-первых, системное изложение теоретического материала по всем разделам курса русского языка в одной учебной книге, что позволяет организовать эффективную работу с учебно-научным текстом на протяжении всех лет обучения, во-вторых, развивающую направленность методической системы учебника, последовательно реализованный коммуникативно-деятельностный подход, в-третьих, логически безупречно выстроенную систему формирования и развития коммуникативных навыков, представленную в учебной книге «Русский язык. Русская речь» Е.И. Никитиной.

Большинство образовательных учреждений Саратовской области работает по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Несмотря на несомненные достоинства этого УМК (развивающая направленность подачи теоретического материала, методическая продуманность системы упражнений, системный подход к развитию речи и к формированию прочных орфографических и пунктуационных навыков), содержание учебника на протяжении первых двух лет обучения (5-6 кл.) не обеспечивает качественного «прироста» знаний учащихся, их продвижения вперёд. Кроме того, следует отметить недостаточность дидактического материала — в среднем 4-5 упражнений к параграфу. Всё это следует учитывать учителям, работающим по данному УМК.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: