Организация проектной деятельности учащихся

ФГОС рассматривает метод проектов как средство формирования метапредметных результатов освоения образовательной программы, среди которых можно выделить:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия;

— умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения;

— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Проектная деятельность обучающихся должна соответствовать основным требованиям к учебным исследовательским проектам, которые сформулированы Е.С. Полат:

— наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.

— практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

— самостоятельная деятельность учащихся.

— структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

— использование исследовательских методов

В ходе работы над проектом выделяются следующие этапы:

1. Определение проблемы, цели и задач исследовательской деятельности, направленной на решение проблемы

2. Выдвижение гипотезы исследования.

3. Определение и обсуждение методов исследовательской деятельности.

4. Определение способов оформления результатов исследования (реферат, доклад, творческий отчет и др.)

5. Сбор, обработка, анализ и систематизация источников исследования проблемы, полученных данных.

6. Подведение итогов, оформление результатов исследования.

7. Презентация исследовательского проекта в выбранной форме.

8. Анализ результатов деятельности, определение перспектив и новых проблем исследования.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Обеспечение и сопровождение проектной деятельности строится на принципах сотрудничества и включает:

· помощь в определении школьником сценарного замысла проектной деятельности (идеи, гипотезы, модели);

· консультирование стадий проекта: поиска информации, решений проектных задач, поощрение практического опыта непосредственной работы с материалами;

· внимание к индивидуальным формам и способам аналитического и образного мышления: рассуждению и интерпретации, инициированию навыков продумывания деятельности и прогнозирования ее продукта;

· поощрение инициативы и творческого характера проектной деятельности;

· участие в обеспечении презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

Начиная работу в 5 классе учителю следует ориентироваться на следующие виды проектов:

— реферативно-описательный, предполагающий, в основном сбор и обработку информации по проблеме проекта (продукт - доклад с презентацией (5-7 класс) или реферат (8-9).

    Примерные темы: «История русского алфавита», «Топонимы родного края», «Роль обращений в сказках А.С. Пушкина»:

— творческий, предполагающий творческую деятельность (продукт – газета, альманах, сборник, сайт и т.д.).

    Примерные темы: иллюстрированный сборник сочинений «Наши домашние любимцы», видеофильм «Мой питомец» и т.д.:

— театрально – игровой (продукт – написание сценария спектакля, праздника, игры и его реализация.

    Примерные темы: написание сценария по сказке и её инсценировка, музей литературного героя, например, Тома Сойера и т.д.

Ресурсы.

1.Черепанова Л.В. Проектная деятельность в обучении русскому языку/ Русская словесность, 2006, № 5

2. Вахрушева Л.В. Применение проективного метода на уроках русского языка/ Русский язык, 2007, № 14

3. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя. М: Просвещение 2011

4. Жуковец Л.М. Из опыта работы по формированию исследовательской компетенции учащихся./РЯШ.2012, № 7

5. Снытко Г.М. Коллективный проект – словарь «Волшебный мир зимы»/ РЯШ, 2013, № 8

6. Драгун. Е.Г. Проектная деятельность на уроке русского языка/ РЯШ, 2011, № 12

7. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9 -11 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с. - (Работаем по новым стандартам).

8. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

9. Пихурова А.А. Элементы исследования на уроках русского языка (материалы к уроку): учебно-методическое пособие / А.А. Пихурова. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – 68 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: