Введение новых стандартов предусматривает значительные изменения в оценочной деятельности учителя.
Стандарт 2004 г., как и предыдущие аналогичные документы, предусматривал контроль исключительно предметных результатов. Объектом контроля являлось содержание обязательного минимума. При этом подразумевалось, что контролируются только знания и умения учащихся.
ФГОС нового поколения декларирует следующие новшества в оценивании:
· оцениваются все виды результатов: личностные, метапредметные, предметные. При этом оценка личностных результатов в рамках ОУ возможна только в ограниченной форме, т.е. оцениваются лишь некоторые результаты на основе наблюдения за поведением школьников и анкетирования;
· в ходе оценки главный акцент делается на оценивание способности к решению разного рода задач, т.е. диагностируется зона ближайшего развития школьника;
· большую роль в оценивании должна играть самооценка и взаимооценка. А это означает, что потребуется разработать критерии оценки и эталоны для организации этого вида деятельности. Кроме того, при проектировании уроков учителю необходимо предусмотреть выделение оценивания в отдельный этап;
|
|
· в рамках итоговой аттестации будет проходить защита индивидуального проекта. Поэтому каждый учитель должен освоить технологию проектной деятельности, а также регулярно в рамках изучения предмета организовывать выполнение и защиту проектов разных типов.
· на основании оценки достижения все видов планируемых результатов будут оцениваться не только учащиеся, но и педагоги, школа, а также система образования в целом.
Важным ресурсом для учителя является пособие Центра измерений в образовании «Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс. Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением)» п од редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логвиновой. - М.;СПб, Просвещение. 2014. В пособии описаны основные подходы к оценке сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и работы с информацией) у учащихся 5 класса. Аналогичное пособие есть и для 6 класса. Приводятся особенности стандартизированных измерительных материалов (комплексной работы) по оценке умений читать и понимать тексты, работать с информацией, представленной в различной форме, использовать полученную информацию для решения различных проблем.
Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения.
|
|
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.
Это накладывает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности:
¾ включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
¾ использование критериальной системы оценивания;
¾ использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе:
• как внутреннюю, так и внешнюю оценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения;
• субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки;
• интегральную оценку, в том числе – портфолио, и дифференцированную оценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.);
• самоанализ и самооценку обучающихся;
¾ оценивание как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения;
¾ разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
Информация об особенностях оценки личностных, метапредметных и предметных результатов содержится в том числе в Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (основная школа).
Следует отметить, что знания и умения учащихся по предмету оцениваются в соответствии с существующими «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», утверждёнными МОиН РФ. Они содержатся в сборниках рабочих программ к предметным линиям учебников по русскому языку.
Ресурсы.
ФГОС. Диагностические работы по русскому языку. 5 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – 2-е изд. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2013. – 84 с.
ФГОС. Диагностические работы по литературе. 5 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Т.Ю. Сторожева, Е.А. Курносова. – 2-е изд. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2013. – 28 с.
ФГОС. Диагностические работы по русскому языку. 6 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т. Ю. Сторожева. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 96 с.
ФГОС. Диагностические работы по литературе. 6 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Е.А. Курносова, Т. Ю.Сторожева. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 36 с.
ФГОС. Диагностические работы по русскому языку. 7 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – 84 с.
ФГОС. Диагностические работы по литературе. 7 класс. Рабочая тетрадь: учебно-методическое пособие / Е.А. Курносова, Т.Ю. Сторожева, Е.Л. Юнг. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – 40 с.
ФГОС. Диагностические работы по литературе. 8 класс. Рабочая тетрадь: учебно-дидактическое пособие / Т.Ю. Сторожева, Е.Л. Юнг, Е.В. Аристархова, Е.В. Панчук. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 52 с.
|
|
Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Диагностические работы по русскому языку. 8 класс. Рабочая тетрадь: учебно-дидактическое пособие. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2015. – 88 с.
Громова В.И., Сторожева Т.Ю. ФГОС. Диагностические работы по русскому языку. 9 класс. Рабочая тетрадь: учебно-дидактическое пособие (будет опубликована в сентябре 2016 г.).
Сторожева Т.Ю., Юнг Е.Л. ФГОС. Диагностические работы по литературе. 9 класс. Рабочая тетрадь: учебно-дидактическое пособие (будет опубликована в сентябре 2016 г.).
Козинец С.Б. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Словарь-справочник: для учащихся 10-11 классов / С.Б. Козинец, В.И. Громова, А.А. Пихурова. – Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – 80 с.
Козинец С.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка: учебно-методическое пособие для учителей / С.Б. Козинец. – Саратов: ИЦ «Наука», 2015. – 64 с.
Козинец С.Б. Морфемика и словообразование в научной и школьной грамматиках: научно-методическое пособие для учителей. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2014. – 104 с.
Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы./ Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Просвещение, 2014;
Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс. Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением)» под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логвиновой. - М.;СПб, Просвещение. 2014;
Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс. Пособие для учителя (в комплекте с электронным приложением)» под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логвиновой. - М.; СПб, Просвещение. 2014;
Урочное планирование в соответствии с ФГОС
По ФГОС на изучение русского языка отводится в 5 классе – 5 часов, в 6 классе – 6 часов, в 7 классе – 4 часа, в 8 классе – 3 часа, в 9 классе – 3 часа.
Кроме того, школа может добавить часы из школьного компонента. Мы считаем, что необходимо отвести эти часы на развитие устной и письменной речи. Можно также добавить курсы, формирующие метапредметный результат. Некоторые примеры приводятся в приложении 1. В 9 классе, конечно, особое место нужно отвести подготовке к ОГЭ (см. приложение 2).
|
|